Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3018/2014

Требование: О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указали, что капитальный ремонт дома не проводился с момента застройки, поэтому конструктивные элементы и инженерные системы дома изношены и требуют замены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. по делу N 33-3018/2014


Судья: Иванова И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Половниковой Л.П., Ахрамеева С.В.,
при секретаре К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Половниковой Л.П. дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2014 года по делу по иску Б.В., Ц., Р.А., Х., Т.Н.К., Т.В.А., А., И.Л., К.Н., В., Г.Н., П.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг,

установила:

Обратившись 16 января 2014 года в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги (далее УЖКХ г. Калуги), уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, Б.В., Ц., Р.А., Х., Т.Н.К., Т.В.А., А., И.Л., К.Н., В., Г.Н., П.В. просили обязать УЖКХ г. Калуги обеспечить до 1 января 2015 года за счет бюджета городского округа "..." производство капитального ремонта конструктивных и инженерных систем многоквартирного дома N "..." по пер. "..." по следующим работам: ремонт фасада с утеплением стен с ремонтом цоколя; ремонт отмостки - замена козырьков над входами в подъезд (2 шт.), ремонт балконных плит квартир "...", входов в подвал (восстановление кирпичной кладки, штукатурного и окрасочного слоя, замена кровельного покрытия); ремонт крыши (ремонт кровли, карнизных свесов - парапета, цементной стяжки, ремонт дымовентиляционных труб, установка водосточных труб); ремонт подъездов (замена дверных и оконных заполнений, ремонт пола, восстановление штукатурного слоя, покраска стен, побелка потолков); ремонт водоотведения (канализации); замена магистрального и стоякового трубопровода (ремонт системы холодного водоснабжения с установкой задвижек на входе трубопровода в дом, а также запорной арматуры и вентилей всей системы, замена магистральных и стояковых трубопроводов системы, установка общедомового прибора учета расхода холодной воды); ремонт системы центрального отопления с заменой отопительных радиаторов, запорной арматуры и вентилей, включая трубы и радиаторы отопления подъездов, установку узла учета тепловой энергии.
В обоснование иска указали, что являются собственниками квартир указанного дома, 1970 года постройки, капитальный ремонт дома не проводился с момента застройки, поэтому конструктивные элементы и инженерные системы дома изношены и требуют замены.
В судебном заседании Р.А., В., Г.Н., П.В. поддержали уточненные исковые требования.
Б.В., Ц., Х., Т.Н.К., Т.В.А., А., И.Л., К.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика - по доверенности С.Ю. иск не признал, указав на то, что на момент передачи квартир в собственность истцов в порядке приватизации необходимости капитального ремонта указанного дома не имелось, кроме того указал на пропуск истцами Б.В., Ц., Р.А., Х., А., И.Л., К.Н., В., П.В. исковой давности.
Третьи лица - собственники жилых помещений в данном доме: К.Г., М.А., И.В., Р.В., И.Ю., С.А., П.Е., Б.Ж., Д.Д., К.Т., З.Е., С.М., Б.Г., Ч.В., Г.В., М.С., Т.С., Б.Н., З.А., Д.Т., Ч.Л., Щ., Ф.Н., Ф.В., Е., Г.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, поддержали иск.
Третье лицо - ООО "УК МЖД Московского округа г. Калуги", будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2014 года постановлено:
- исковые требования Т.Н.К., Т.В.А., Г.Н. к УЖКХ г. Калуги удовлетворить;
- обязать УЖКХ г. Калуги в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в "Перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда, финансируемых за счет бюджета МО "..." на 2014 год" многоквартирный жилой дом по адресу: "...", и обеспечить в срок до 01.01.2015 года производство работ капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем дома:
- - капитальный ремонт фасада с утеплением стен, в том числе: ремонт цоколя, балконных плит в квартирах "..." заменой козырьков (двух) над входами в подъезды, входов в подвал с восстановлением кирпичной кладки, штукатурного и окрасочного слоя, заменой кровельного покрытия, отмостки;
- - капитальный ремонт совмещенной кровли с заменой наплавляемого покрытия, металлических свесов карнизов, водосточных труб, ремонтом парапета, цементной стяжки, дымовентиляционных труб;
- - капитальный ремонт подъездов дома с 1 по 2 с ремонтом плиточного пола, заменой оконных блоков на пластиковые, заменой дверных блоков, восстановлением штукатурного слоя и покраской стен, и побелкой потолков;
- - капитальный ремонт системы канализации с заменой магистрального и стоякового трубопровода;
- - капитальный ремонт системы холодного водоснабжения, включая замену трубопровода (магистрального и стояковых) по всему дому, с установкой задвижек на входе трубопровода в дом, а также запорной арматуры и вентилей всей системы холодного водоснабжения до точек водоразбора первой запорной арматуры коренного вентиля на стояке и установкой общедомового прибора учета холодной воды;
- - капитальный ремонт системы центрального отопления с заменой трубопровода, радиаторов, запорной арматуры и вентилей, в том числе труб и радиаторов в подъездах дома, установкой общедомового прибора учета расхода тепловой энергии;
- в удовлетворении исковых требований Б.В., Ц., Р.А., Х., А., И.Л., К.Н., В., П.В. к УЖКХ г. Калуги о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг отказать;
- взыскать с УЖКХ г. Калуги государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе УЖКХ г. Калуги поставило вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя УЖКХ г. Калуги по доверенности О., поддержавшей жалобу, Г.Н., Р.А., В., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с условиями Типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 г. N 415, в настоящее время утратившим силу согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 г. N 315, наймодатель был обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов (пункт 16); все работы по текущему и капитальному ремонту жилого дома выполнялись за счет наймодателя (пункт 17).
Согласно ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 года, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктами 3.8 и 3.19 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, утвержденного решением Городской Думы города Калуги от 27.12.2011 г. N 258, УЖКХ г. Калуги осуществляет функции наймодателя муниципальных жилых помещений, организует содержание и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда.
Из дела видно, что пятиэтажный 40-квартирный жилой дом N "..." по пер. "..." возведен в 1970 году.
Согласно данным технического паспорта на жилой дом (инвентарный номер 8845) физический износ данного многоквартирного дома по состоянию на 09.03.1989 г. составлял 15%, на 1992 год - 27%.
Управление домом с 28 апреля 2009 года на основании договора управления от 28.04.2009 г. N 02/63-09/МО осуществляет ООО "УК МЖД Московского округа г. Калуги".
Судом установлено, что Б.В. является собственником квартиры "..." в данном многоквартирном доме на основании договора купли-продажи квартиры от 08.10.2001 г., зарегистрированного в ЕГРП 11.10.2001 г. за N 40-01/26-55/2001-24 (л.д. 21); Р.А. - собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру "..." на основании договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от 12.01.1993 г., зарегистрированного в Городской Управе г. Калуги за N 209 (л.д. 22); Ц. - собственником квартиры "..." на основании договора купли-продажи квартиры с ипотекой от 11.05.2011 г., зарегистрированного в ЕГРП 17.05.2011 г. за N 40-40-01/026/2011-440 (л.д. 23); А. - собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственности на квартиру "..." на основании договора на передачу квартиры (комнат) в собственность граждан от 10.12.2005 г., в том числе свидетельства о праве на наследство по закону от 12.02.2009 г., зарегистрированного в ЕГРП 19.02.2009 г. за N 40-40-01/016/2009-427 (л.д. 26); И.Л. - собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру "..." на основании договора передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) в порядке приватизации от 21.03.2006 г., зарегистрированного в ЕГРП 17.06.2009 г. за N 40-40-01/031/2009-450 (л.д. 27); К.Н. - собственником квартиры "..." на основании договора на передачу квартиры (комнат) в собственность граждан от 02.11.2005 г., зарегистрированного В ЕГРП 30.03.2006 г. за N 40-40-01/019/2006-657 (л.д. 28); В. - собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру 13 на основании договора на передачу квартиры (комнат) в собственность граждан от 16.06.2004 г., в том числе свидетельства о праве на наследство по закону от 25.05.2011 г., зарегистрированного в ЕГРП 08.06.2011 г. за N 40-40-01/029/2011-340 (л.д. 29); П.В. - собственником квартиры "..." на основании договора купли-продажи квартиры с ипотекой от 24.02.2005 г., зарегистрированного в ЕГРП 17.03.2005 г. за N 40-40-01/020/2005-344 (л.д. 31); Х. - собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру "..." на основании договора мены квартир от 16.04.1997 г., зарегистрированного в БОТИ Калужской области 17.04.1997 г. (л.д. 32 - 33).
Отказывая в удовлетворении требований данным истцам, суд пришел к правильному выводу о пропуске ими срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.
Учитывая, что истцами Б.В., Ц., Р.А., Х., А., И.Л., К.Н., В., П.В. пропущен срок исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, что в силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации влекло отказ в удовлетворении их исковых требований, суд первой инстанции обоснованно отказал им в удовлетворении их исковых требований.
Из дела также видно, что Т.Н.К. и Т.В.А. принадлежат на праве собственности доли (доля каждого 1/3) в праве общей долевой собственности на квартиру "..." в указанном доме с 22 июня 2012 года на основании договора передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) в порядке приватизации от 24.04.2012 г. (л.д. 24 - 25), Г.Н. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру "..." по договору передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) в порядке приватизации от 25.04.2011 г., зарегистрированного в ЕГРП 30.06.2011 г. за N 40-40-01/032/2011-752 (л.д. 30).
Что касается требований истцов Т.Н.К., Т.В.А. и Г.Н., то оснований для их удовлетворения у суда также не имелось, несмотря на то, что срок исковой давности ими не был пропущен.
В соответствии со ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Законом Калужской области от 1 июля 2013 года N 460-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области" установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст. 3), в соответствии с которым региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области (далее - региональная программа капитального ремонта), утверждается Правительством Калужской области и должна содержать перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона и плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ, определенным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона (п. 3).
Вышеуказанным Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария); степень физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; срок эксплуатации многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома (п. 4 ст. 3).
При этом в силу ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 года N 753, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2014 года N 335, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы, в которую включен многоквартирный дом N "..." по пер. "...", 1970 года постройки, и которой установлен период проведения капитального ремонта: кровли - в 2024 - 2028 годах; фасадов - в 2024 - 2028 годах; отмостки - в 2024 - 2028, 2039 - 2043 годах; системы центрального отопления - в 2024 - 2028 годах; системы канализации - в 2029 - 2033 годах; системы холодного водоснабжения - в 2019 - 2023 годах, 2034 - 2038 годах; системы газоснабжения - в 2029 - 2033 годах, системы электроснабжения - в 2024 - 2028 годах, фундамента - в 2039 - 2043 годах.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме согласно ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть определены или утверждены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, а также источники финансирования капитального ремонта.
При этом в силу ст. 39 этого же Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, уплачивая взнос на капитальный ремонт (ст. 154 Кодекса); доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется в силу ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Вместе с тем вышеприведенной ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в случае приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта.
Принимая во внимание вышеизложенные правовые положения, лица, приватизировавшие жилые помещения в многоквартирном доме, требующем капитального ремонта, при наличии принятого в соответствии с ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества, не должны нести расходы и участвовать в проведении капитального ремонта, поскольку эту обязанность в силу ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несет бывший наймодатель пропорционально принадлежавшей ему доле в праве общей собственности, которая, в свою очередь, согласно ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации пропорциональна размеру общей площади таких жилых помещений.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований Т.Н.К., Т.В.А. и Г.Н. о возложении только на ответчика как на бывшего наймодателя обязанности выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома N "..." по пер. "..." в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 (п. 4 ч. 1, ч. 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2014 года отменить в части удовлетворения исковых требований Т.Н.К., Т.В.А., Г.Н. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: "...".
Вынести в этой части новое решение.
Т.Н.К., Т.В.А., Г.Н. в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: "..." отказать.
В остальном решение Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2014 г. оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)