Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2015 N 10АП-4592/2015 ПО ДЕЛУ N А41-4041/15

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу N А41-4041/15


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦС-Сервис" - Борисовой Ю.А. (представителя по доверенности от 19.11.2014),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Солженициной Е.С. (представителя по доверенности от 13.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2015 по делу N А41-4041/15, принятое судьей Голубковым П.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦС-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 11.11.2014 N 39ог-23163.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2015 требование удовлетворено: оспариваемое предписание инспекции признано недействительным.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 37 по ул. Советская в г. Реутов Московской области 12.03.2014 принято решение о перераспределении денежных средств, подлежащих возврату по итогам отопительного сезона 2013 - 2014 гг. в размере 1 563 751,28 руб. на ремонт общего имущества дома, а именно: произвести установку детской площадки и ограждения газона (протокол общего собрания собственников от 12.03.2014: л.д. 9). По объяснениям общества как управляющей организации, работы по установке детской площадки и ограждению газона выполнены надлежащим образом.
Кукавская О.П. в качестве жителя одной из квартир в этом многоквартирном доме 23.08.2014 обратилась с инспекцию с заявлением, в которой пожаловалась в том числе на то, что ей навязали обустройство детской площадки, фактически за ее счет.
Установив в ходе проверки 11.11.2014 факт принятия собранием собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме названного решения (акт от 11.11.2014 N 39ОГ-23163), инспекция выдала обществу предписание от 11.11.2014 N 39ог-23163, в котором указала на следующие нарушения, допущенные, по ее мнению:
- - нарушен подпункт "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правил предоставления коммунальных услуг, Правила), в части расчетов размера платы за отопление и произведение один раз в год корректировки для многоквартирных домов, оборудованных общедомовым прибором учета;
- - решение собственников помещений в упомянутом многоквартирном жилом доме о перераспределении денежных средств, подлежащих возврату по итогам отопительного сезона 2013 - 2014 гг. в размере 1 563 751,28 руб. на ремонт общего имущества дома (установка детской площадки и ограждения газона) противоречит жилищному законодательству (конкретные требования жилищного законодательства не привела).
Исходя из этого инспекция в данном предписании (выданном обществу) указала всем собственникам и нанимателям данного дома произвести корректировку за отопление за 2013 год и представить в инспекцию документ, подтверждающий выполнение этого предписания, не позднее 11.05.2015.
Не согласившись с этим предписанием инспекции от 11.11.2014, общество 29.01.2015 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В частях 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса определен состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от того, является ли потребитель коммунальных услуг собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения. При этом независимо от правового статуса потребителя плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса).
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: Po.i = Si x Vt x TT, (7)
где:
- Si - общая площадь i-том помещении (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
Формула 1 - Po.i = Si x Nt x TT, (1)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: Po2.i = Pk.пр x Si / SD x Pfn.i, (8)
где:
- Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Принимая 12.03.2014 решение о перераспределении денежных средств в размере 1 563 751,28 руб. на ремонт общего имущества дома (установка детской площадки и ограждений), общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 37 по ул. Советская в г. Реутов Московской области исходило из факта излишней уплаты денежных средств в указанном размере по итогам отопительного сезона 2013 - 2014 гг.
Указывая на несоблюдение обществом требований подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг, инспекция не привела доказательств того, что такой переплаты не имелось, не представила расчет и документы по вопросу о том, в каком размере плата была фактически перечислена обществом ресурсоснабжающим организациям по итогам отопительного сезона 2013 - 2014 гг. и в каком размере она должна была быть определена в соответствии с приведенными требованиями.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционного суда в связи с вопросом суда, как проверялось, была ли переплата по итогам отопительного сезона 2013 - 2014 гг., представитель инспекции затруднился дать пояснения, предположил, что отсутствие переплаты устанавливалось инспекцией в ходе другой проверки.
При таких обстоятельствах вмененное оспариваемым предписанием инспекции нарушение требований подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг нельзя считать доказанным.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса к общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, отнесены следующие объекты: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Как предусмотрено частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в том числе трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Ссылка инспекции на то, что детская площадка и ограждение установлены за пределами земельного участка отклоняется как неподтвержденная. На вопрос суда о том, поставлен ли земельный участок, на котором находится указанный многоквартирный дом, на кадастровый учет, представитель общества пояснил, что не может дать ответ, однако представил в материалы дела план расположения здания на земельном участке, изготовленный ГУП МО "МОБТИ" по состоянию на 10.10.2007, и пояснил расположение детской площадки и ограждение относительно многоквартирного дома, управляемого обществом, и соседней территории. Из данных пояснений следует, что ограждение и детская площадка находятся на территории указанного многоквартирного дома. Какие-либо документы, которые могли бы опровергать доводы общества, инспекция не представила.
В соответствии с частью 6 статьи 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Данное положение не обязывает арбитражный суд истребовать документы по своей инициативе, а лишь устанавливает полномочия, право арбитражного суда на совершение таких процессуальных действий (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2007 N 15251/06).
.В данном случае ходатайство инспекции об истребовании доказательств - технического паспорта на здание и экспликации на земельный участок отклонено апелляционным судом, поскольку инспекцией не представлено обоснования и доказательств по вопросу о том, что препятствовало инспекции самостоятельно получить такие или подобные документы.
Согласно пункту 14.1 Положения об инспекции, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27, инспекция (должностные лица инспекции) в целях реализации полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Московской области, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере деятельности инспекции.
Каких-либо документов, которыми бы подтверждалось направление инспекцией запросов в кадастровую палату, БТИ, иные организации, в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также отнесено принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Исходя из этого разрешение вопроса об установке на земельном участке, относящемся к названному многоквартирному дому, общим собранием собственников помещений в этом доме соответствовало требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, в связи с чем обратное указание инспекции в оспариваемом предписании нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса
Статьи 45, 46 Жилищного кодекса устанавливают требования к порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и к решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 17 данных Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, размер их финансирования.
Тем самым вопрос о финансировании работ по установлению детской площадки и ограждения разрешен общим собранием собственников упомянутого многоквартирного дома на основании требований жилищного законодательства.
В данном случае оспариваемое предписание инспекции, выданное обществу, вынесено по результатам проверки обращения жителя одной из квартир в многоквартирном доме, не согласного, как следует из этого обращения с решением собственников помещений в этом доме.
При этом в силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Поэтому несогласие одного из жителей многоквартирного дома с решением принятым общим собранием собственников данного дома само по себе не свидетельствует о незаконности такого решения.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае доказательств несоблюдения требований жилищного законодательства при принятии общим собранием собственников многоквартирного дома упомянутого решения инспекция не представила.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания инспекции об устранении нарушений является правильным.
Из доводов инспекции, материалов дела оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2015 по делу N А41-4041/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)