Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 09АП-3931/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А40-81316/14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. N 09АП-3931/2015-ГК

Дело N А40-81316/14

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Седова С.П.,
Судей: Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Фотон" (Некоммерческая организация) Потребительского общества
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11.12.2014 по делу N А40-81316/14,
принятое судьей Мищенко А.В.
по иску Открытого акционерного общества "Московская Объединенная Энергетическая Компания"

к Жилищно-строительному кооперативу "Фотон" (Некоммерческая организация) Потребительскому обществу

о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Колосова С.А. по доверенности от 16.09.2014,
от ответчика: Самойлова Е.В. по доверенности от 11.03.2015, Балабушевич А.Г. протокол N 1 от 20.01.2013

установил:

Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось с иском к жилищно-строительному кооперативу "Фотон" о взыскании 728.043,95 руб. задолженности, 33.493,6 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании договора теплоснабжения N 09.803102-ТЭ от 01.02.2011.
Решением от 11 декабря 2014 г. Арбитражный суд города Москвы удовлетворил указанные исковые требования.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, так как истец неправильно определил объем подлежащей оплате тепловой энергии, так как не учел поставку перегретой воды, не применил условия договора для определения объема поставленного ресурса в отсутствие прибора учета.
В письменных пояснениях на жалобу истец указывает, что вынесенное решение законно и обоснованно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, нормы материального права применены правильно. Истец ссылается на судебную практику ВАС РФ, подтвердившего правомерность расчета коммунального ресурса по утвержденным нормативам (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.11.2011 N 8413/11, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10, от 09.06.2009 N 525/09).
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца возражал против доводов жалобы, просил оставить решение без изменения, ответчик поддержал доводы жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение отмене или изменению не подлежит.
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
Между ОАО "МОЭК" и ЖСК "Фотон" заключен договор теплоснабжения от 01.02.2011 г. N 09.803102-ТЭ (далее - Договор).
В соответствии с п. 3.1 Договора учет поставляемой тепловой энергии осуществляется допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих узлами (приборами) учета, установленными на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и потребителя.
В сентябре, октябре 2013 года коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии дома, находящегося в управлении ЖСК "Фотон", вышли из строя, что подтверждается данными ведомости учета параметров теплопотребления, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения (л.д. 1, 9 т. 2).
Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" в случае неисправности прибора учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
В действующем Договоре сторонами согласовано условие (п. 3.2, 6.2.8 договора энергоснабжения), согласно которому в случае выхода из строя приборов учета расчет количества поставленной тепловой энергии производится на основании показаний приборов учета, установленного на ЦТП.
Вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции правильно не применил данные условия договора исходя из следующего.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в этой связи при его исполнении стороны обязаны применять правила, утвержденные Правительством РФ, а также уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти. Отступление от императивных норм таких правовых актов недопустимо, независимо от того, соотносится ли их положения с условиями действующего между сторонами договора или нет.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, которые вступили в силу с 01.09.2012.
Согласно пп. "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Таким образом, порядок определения количества поставляемой тепловой энергии, установленный п. 6.2.8 договора энергоснабжения, не соответствует положениям Правил N 124 и не подлежит применению.
Ссылка Ответчика на п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в указанных обстоятельствах не применима.
В п. 59 установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
ЖСК "Фотон" управляет многоквартирным жилым домом, где установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), что Ответчиком не отрицается.
Ссылка на п. 59 Правил N 354 несостоятельна, ввиду относимости только к расчетам с использованием показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которые в указанном многоквартирном доме отсутствуют.
Таким образом, расчет объема тепловой энергии поставленной в многоквартирный жилой дом правомерно производится ОАО "МОЭК" на основании показаний общедомового узла учета, а за период, в котором узел учета был неисправен, - на основании норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик энергию потребил, в срок не оплатил, доказательств погашения долга не представил. Сумма оплаты истцом определена расчетным путем по установленным правилам, исходя из того, что в спорный период приборы учеты вышли из строя.
При указанных обстоятельствах иск в части долга обоснован и правильно удовлетворен судом первой инстанции.
Кроме того, в соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Таким образом, поскольку ответчик в срок тепловую энергию не оплатил, истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в период с 21.10.2013 по 30.06.2013, исходя из ставки рефинансирования 8,25%, в сумме 33.493,6 руб. Расчет проверен является правильным.
Статей 395 ГК РФ не предусмотрена обязанность доказывать факт пользования денежными средствами, в смысле распоряжениям ими, достаточно установить неправомерное удержание, уклонение от их возврата, иную просрочку в их уплате.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, в силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации являющихся основанием для освобождения ответчиков от уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, суду первой инстанции либо апелляционной инстанции представлено не было.
Довод ЖСК "Фотон" о поставке Ответчиком в период с ноября 2013 года по январь 2014 года тепловой энергии ненадлежащего качества в части несоблюдения температурного графика, что, подтверждается посуточными ведомостями является необоснованным в связи со следующим.
В главе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно пункту 104 Правил N 354
1) при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
2) в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пункт 106 Правил N 354 Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В пункте 108 Правил N 354 предусмотрено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (пункт 109 Правил N 354).
Таким образом, надлежащим доказательством поставки тепловой энергии ненадлежащего качества является акт проверки, который Истец в материалы дела не представил. Также Истец не представил доказательства выполнения требований главы X Правил N 354.
Расчеты ответчика также не соответствуют требованиям, установленным Правилами N 354.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2014 по делу N А40-81316/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Фотон" (Некоммерческая организация) Потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
С.П.СЕДОВ

Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)