Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя (открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт") (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): Арнаутова О.Н., представитель по доверенности от 30.04.2015, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица (Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области) (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- от закрытого акционерного общества "Горэлектросеть", подавшего апелляционную жалобу в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", закрытого акционерного общества "Горэлектросеть", поданную в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2014 года
по делу N А60-31003/2014,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 09.06.2014 N 29-09-11/193.
Решением арбитражного суда от 01.10.2014 (резолютивная часть решения объявлена 24.09.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" подало апелляционную жалобу на решение, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на незаконность предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, указывает, что спорный многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ЗАО "Горэлектросеть" в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает на то, что решением суда первой инстанции затрагиваются права и законные интересы ЗАО "Горэлектросеть" как сетевой организации, получающей финансовую выгоду за переданные объемы электрической энергии, зафиксированные общедомовым прибором учета. Обращает внимание суда, что общедомовой прибор учета электрической энергии правомерно установлен сетевой организацией в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, а именно на опоре ВЛ-0,4 кВ, при этом отмечает, что вопрос о правомерности установки данного коллективного (общедомового) прибора учета рассмотрен Серовским районным судом Свердловской области в рамках дела N 2-1073/2014.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 в связи с отсутствием по уважительной причине судьи Цодиковича В.М. произведена замена судьи Цодиковича В.М. на судью Щеклеину Л.Ю. в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Серовского районного суда Свердловской области от 18.06.2014 по делу N 2-1073/2014.
В связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу Семнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 09.04.2015 назначил судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по существу спора на 26.05.2015 на 15 час. 45 мин.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что не возражает против возобновления производства по делу и рассмотрения дела апелляционным судом в настоящем судебном заседании. Представитель заявителя по делу поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с доводами апелляционных жалоб не согласно по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области и ЗАО "Горэлектросеть" участие в судебном заседании не принимали, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом. Возражений против возобновления производства по делу и рассмотрения дела в одном судебном заседании от сторон не поступило.
В судебном заседании апелляционным судом удовлетворено ходатайство ОАО "Свердловэнергосбыт" о процессуальном правопреемстве в порядке ст. 48 АПК РФ. Судом произведена замена заявителя по делу ОАО "Свердловэнергосбыт" правопреемником - ОАО "ЭнергосбыТ".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с коллективным обращением жителей дома по адресу: г. Серов, ул. 6-ой Пятилетки, д. 19, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании приказа N 29-09-13/174 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "Свердловэнергосбыт" (правопреемник - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс") требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что заявитель является ресурсоснабжающей организацией в отношении проверенного многоквартирного дома и производит начисление платы за коммунальную услугу - электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета - тип ЦЭ N 6807П, заводской номер 67137370, установленного на столбе возле дома. При этом заинтересованным лицом в ходе проверки установлен факт отсутствия общедомового прибора учета в доме по указанному адресу.
По результатам проверки Управлением сделан вывод о том, что установленный на столбе (опоре ВЛ) прибор учета не является общедомовым прибором учета многоквартирного жилого дома, в связи с чем ОАО "Свердловэнергосбыт" допущены нарушения порядка начисления платы за коммунальные услуги, поскольку с 01.09.2012 собственникам жилых помещений начисляется плата за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета, не являющегося общедомовым, в порядке, предусмотренном п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 13 приложения N 2 к данным Правилам (по формулам 10 и 12), что зафиксировано в акте проверки от 09.06.2014 N 29-09-10/193 (л.д. 66-67).
По результатам проверки Управлением в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт" вынесено предписание от 09.06.2014 N 29-09-11/193 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить указанные нарушения в срок до 09.07.2014 путем обеспечения представления перерасчета за общедомовые нужды согласно п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (по формулам 10 и 15) (л.д. 15).
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого требования недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзыве на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным данными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона). До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета (ч. 9 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В п. 44 указанных Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 48 указанных Правил установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 10 приложения N 2 к указанным Правилам размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктами 44-48 Правил определяется по формуле 10:
одн одн кр
Р = V x T ,
i i
где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за
i
расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся
- на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- кр
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом на основании п. 13 приложения N 2 к указанным Правилам приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
S
одн.2 д неж. жил.н. жил.п. кр i
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V - V ) x ----,
i u u v v w w об
S
где:
д
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям
коллективного общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
На основании п. 17 приложения N 2 к указанным Правилам приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ----,
i об
S
где:
одн
N - норматив потребления соответствующего вида коммунальной
услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в
многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления
и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Как указано выше, заявитель является ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Серов, ул. 6-ой Пятилетки, 19 и производит начисление платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета. В ходе проверки специалистами Управления установлено, что данный прибор учета установлен на столбе (опоре ВЛ-0,4) возле дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что при установке прибора учета электроэнергии по вышеуказанному адресу отсутствовала техническая возможность установить его на внешней границе фасада многоквартирного дома, поскольку данное обстоятельство не подтверждено документально.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что во вступившем в законную силу судебном акте суда общей юрисдикции (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.02.2015 по делу N 33-22/2015, вынесенном при рассмотрении апелляционной жалобы на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18.06.2014 по делу N 2-1073/2014) указано, что прибор учета, установленный на столбе возле дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове, не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета, поскольку установлен с нарушением положений ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также с учетом того, что установлен не на внешней границе стены многоквартирного дома.
Между тем из материалов дела следует, что заявитель с 01.09.2012 собственникам жилых помещений указанного жилого дома начисляет плату за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета в порядке, предусмотренном п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 13 приложения N 2 к данным Правилам (по формулам 10 и 12), то есть исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства соответствует действующему законодательству, и обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным данного предписания.
Изложенные в апелляционной жалобе заявителя доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных в решении суда первой инстанции и во вступившем в законную силу судебном акте суда общей юрисдикции.
В ч. 1 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, установленных Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, какой-либо заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
Из материалов дела видно, что оспариваемое предписание выдано в связи с нарушением ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" порядка начисления платы собственникам многоквартирного дома за услугу электроснабжения, при этом каких-либо выводов о порядке расчетов за электроэнергию между ресурсоснабжающей организацией ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и сетевой организацией ЗАО "Горэлектросеть" оспариваемое предписание, а также решение суда первой инстанции не содержат.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в решении суда первой инстанции отсутствуют выводы о правах и обязанностях ЗАО "Горэлектросеть", ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях судебного акта суда первой инстанции права и обязанности данного юридического лица относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на общество не возложены.
В п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит выводов непосредственно о правах и обязанностях ЗАО "Горэлектросеть" относительно предмета спора или по отношению к лицам, участвующим в деле, производство по апелляционной жалобе ЗАО "Горэлектросеть" подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ЗАО "Горэлектросеть" уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей (платежное поручение от 16.12.2014 N 872), которая в связи с прекращением производства по апелляционной жалобе ЗАО "Горэлектросеть" на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 48, 150, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Удовлетворить ходатайство открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" о правопреемстве в связи с реорганизацией.
Произвести замену заявителя по делу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" правопреемником открытым акционерным обществом "ЭнергосбыТ".
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2014 года по делу N А60-31003/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ" Плюс" - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Горэлектросеть" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2014 года по делу N А60-31003/2014 прекратить.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Горэлектросеть" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 (Две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 872 от 16.12.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2015 N 17АП-15942/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-31003/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N 17АП-15942/2014-АК
Дело N А60-31003/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя (открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт") (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): Арнаутова О.Н., представитель по доверенности от 30.04.2015, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица (Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области) (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- от закрытого акционерного общества "Горэлектросеть", подавшего апелляционную жалобу в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", закрытого акционерного общества "Горэлектросеть", поданную в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2014 года
по делу N А60-31003/2014,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 09.06.2014 N 29-09-11/193.
Решением арбитражного суда от 01.10.2014 (резолютивная часть решения объявлена 24.09.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" подало апелляционную жалобу на решение, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на незаконность предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, указывает, что спорный многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ЗАО "Горэлектросеть" в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает на то, что решением суда первой инстанции затрагиваются права и законные интересы ЗАО "Горэлектросеть" как сетевой организации, получающей финансовую выгоду за переданные объемы электрической энергии, зафиксированные общедомовым прибором учета. Обращает внимание суда, что общедомовой прибор учета электрической энергии правомерно установлен сетевой организацией в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, а именно на опоре ВЛ-0,4 кВ, при этом отмечает, что вопрос о правомерности установки данного коллективного (общедомового) прибора учета рассмотрен Серовским районным судом Свердловской области в рамках дела N 2-1073/2014.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 в связи с отсутствием по уважительной причине судьи Цодиковича В.М. произведена замена судьи Цодиковича В.М. на судью Щеклеину Л.Ю. в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Серовского районного суда Свердловской области от 18.06.2014 по делу N 2-1073/2014.
В связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу Семнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 09.04.2015 назначил судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по существу спора на 26.05.2015 на 15 час. 45 мин.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что не возражает против возобновления производства по делу и рассмотрения дела апелляционным судом в настоящем судебном заседании. Представитель заявителя по делу поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с доводами апелляционных жалоб не согласно по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области и ЗАО "Горэлектросеть" участие в судебном заседании не принимали, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом. Возражений против возобновления производства по делу и рассмотрения дела в одном судебном заседании от сторон не поступило.
В судебном заседании апелляционным судом удовлетворено ходатайство ОАО "Свердловэнергосбыт" о процессуальном правопреемстве в порядке ст. 48 АПК РФ. Судом произведена замена заявителя по делу ОАО "Свердловэнергосбыт" правопреемником - ОАО "ЭнергосбыТ".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с коллективным обращением жителей дома по адресу: г. Серов, ул. 6-ой Пятилетки, д. 19, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании приказа N 29-09-13/174 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "Свердловэнергосбыт" (правопреемник - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс") требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что заявитель является ресурсоснабжающей организацией в отношении проверенного многоквартирного дома и производит начисление платы за коммунальную услугу - электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета - тип ЦЭ N 6807П, заводской номер 67137370, установленного на столбе возле дома. При этом заинтересованным лицом в ходе проверки установлен факт отсутствия общедомового прибора учета в доме по указанному адресу.
По результатам проверки Управлением сделан вывод о том, что установленный на столбе (опоре ВЛ) прибор учета не является общедомовым прибором учета многоквартирного жилого дома, в связи с чем ОАО "Свердловэнергосбыт" допущены нарушения порядка начисления платы за коммунальные услуги, поскольку с 01.09.2012 собственникам жилых помещений начисляется плата за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета, не являющегося общедомовым, в порядке, предусмотренном п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 13 приложения N 2 к данным Правилам (по формулам 10 и 12), что зафиксировано в акте проверки от 09.06.2014 N 29-09-10/193 (л.д. 66-67).
По результатам проверки Управлением в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт" вынесено предписание от 09.06.2014 N 29-09-11/193 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить указанные нарушения в срок до 09.07.2014 путем обеспечения представления перерасчета за общедомовые нужды согласно п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (по формулам 10 и 15) (л.д. 15).
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого требования недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзыве на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным данными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона). До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета (ч. 9 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В п. 44 указанных Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 48 указанных Правил установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 10 приложения N 2 к указанным Правилам размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктами 44-48 Правил определяется по формуле 10:
одн одн кр
Р = V x T ,
i i
где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за
i
расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся
- на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- кр
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом на основании п. 13 приложения N 2 к указанным Правилам приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
S
одн.2 д неж. жил.н. жил.п. кр i
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V - V ) x ----,
i u u v v w w об
S
где:
д
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям
коллективного общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
На основании п. 17 приложения N 2 к указанным Правилам приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ----,
i об
S
где:
одн
N - норматив потребления соответствующего вида коммунальной
услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в
многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления
и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Как указано выше, заявитель является ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Серов, ул. 6-ой Пятилетки, 19 и производит начисление платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета. В ходе проверки специалистами Управления установлено, что данный прибор учета установлен на столбе (опоре ВЛ-0,4) возле дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что при установке прибора учета электроэнергии по вышеуказанному адресу отсутствовала техническая возможность установить его на внешней границе фасада многоквартирного дома, поскольку данное обстоятельство не подтверждено документально.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что во вступившем в законную силу судебном акте суда общей юрисдикции (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.02.2015 по делу N 33-22/2015, вынесенном при рассмотрении апелляционной жалобы на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18.06.2014 по делу N 2-1073/2014) указано, что прибор учета, установленный на столбе возле дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове, не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета, поскольку установлен с нарушением положений ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также с учетом того, что установлен не на внешней границе стены многоквартирного дома.
Между тем из материалов дела следует, что заявитель с 01.09.2012 собственникам жилых помещений указанного жилого дома начисляет плату за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета в порядке, предусмотренном п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 13 приложения N 2 к данным Правилам (по формулам 10 и 12), то есть исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства соответствует действующему законодательству, и обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным данного предписания.
Изложенные в апелляционной жалобе заявителя доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных в решении суда первой инстанции и во вступившем в законную силу судебном акте суда общей юрисдикции.
В ч. 1 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, установленных Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, какой-либо заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
Из материалов дела видно, что оспариваемое предписание выдано в связи с нарушением ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" порядка начисления платы собственникам многоквартирного дома за услугу электроснабжения, при этом каких-либо выводов о порядке расчетов за электроэнергию между ресурсоснабжающей организацией ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и сетевой организацией ЗАО "Горэлектросеть" оспариваемое предписание, а также решение суда первой инстанции не содержат.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в решении суда первой инстанции отсутствуют выводы о правах и обязанностях ЗАО "Горэлектросеть", ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях судебного акта суда первой инстанции права и обязанности данного юридического лица относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на общество не возложены.
В п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит выводов непосредственно о правах и обязанностях ЗАО "Горэлектросеть" относительно предмета спора или по отношению к лицам, участвующим в деле, производство по апелляционной жалобе ЗАО "Горэлектросеть" подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ЗАО "Горэлектросеть" уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей (платежное поручение от 16.12.2014 N 872), которая в связи с прекращением производства по апелляционной жалобе ЗАО "Горэлектросеть" на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 48, 150, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Удовлетворить ходатайство открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" о правопреемстве в связи с реорганизацией.
Произвести замену заявителя по делу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" правопреемником открытым акционерным обществом "ЭнергосбыТ".
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2014 года по делу N А60-31003/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ" Плюс" - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Горэлектросеть" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 октября 2014 года по делу N А60-31003/2014 прекратить.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Горэлектросеть" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 (Две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 872 от 16.12.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)