Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4277/2014Г.

Требование: О признании незаконными действий по начислению платы за отопление на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец и его супруга являются сособственниками квартиры в доме, управляющей организацией в этом доме является ответчик, в доме не установлен общедомовой прибор учета тепла.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу N 33-4277/2014г.


Судья Коршакова Ю.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Лахониной Р.И.,
судей Шкуратовой А.В., Мариной С.В.
при секретаре В.
- рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Озерского районного суда Калининградской области от 15 июля 2014 года, которым частично удовлетворено исковое заявление Т. к МУП "Управляющая компания г. Озерска" о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу отопление, предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы;
- на МУП "Управляющая компания г. Озерска" возложена обязанность произвести перерасчет платы, начисленной Т., за предоставление коммунальной услуги - отопление на общедомовые нужды, за период с октября 2012 года по апрель 2014 года в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307;
- с МУП "Управляющая компания г. Озерска" в пользу Т. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Т. отказано.
Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., объяснения Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Т. обратился в суд с иском к МУП "Управляющая компания г. Озерска" о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу отопление на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы, указав, что является собственником квартиры N дома N по ул. Д. в г. Озерске, находящемся в управлении ответчика, являющегося также и ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу теплоэнергии в многоквартирные дома г. Озерска.
Дом, в котором он проживает, коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии не оборудован, однако в некоторых квартирах, в том числе и в его квартире, установлены индивидуальные (квартирные) счетчики тепловой энергии.
Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Выставляемые ответчиком ежемесячно суммы за оплату отоплений мест общего пользования значительно превышают суммы за индивидуальное потребление теплоэнергии, при этом способ расчета, по которому МУП "Управляющая компания г. Озерска" производит начисления за названную коммунальную услугу, действующим законодательством не предусмотрен.
Сославшись на указанные обстоятельства, Т. просил суд признать действия МУП "Управляющая компания г. Озерска" по начислению платы за коммунальную услугу - отопление на общедомовые нужды незаконными; возложить на ответчика обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы, начисленной за названную коммунальную услугу, за период с октября 2012 года по февраль 2014 года в сумме <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил признать действия МУП "Управляющая компания г. Озерска" по начислению платы за коммунальную услугу - отопление на общедомовые нужды незаконными; возложить на ответчика обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы, начисленной за названную коммунальную услугу, за период с октября 2012 года по апрель 2014 года в сумме <данные изъяты> рублей.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме; продолжая настаивать на своей позиции о том, что начисление ему платы за отопление должно производиться только на основании показаний индивидуального прибора учета, установленного в его квартиры, поскольку дом не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, считает ошибочным вывод суда о начислении истцу оплаты за отопление мест общего пользования в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307; выражает несогласие с выводом суда о том, что установка как общедомового, так и индивидуального прибора учета тепловой энергии невозможна ввиду вертикальной разводки внутридомовых инженерных сетей отопления; настаивает, что в его квартире индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен с ноября 2010 года на законном основании, до апреля 2014 года его показания принимались к расчетам при начислении платы за отопление.
Представители МУП "Управляющая компания г. Озерска" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.
Согласно п. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает его подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, истец Т. и его супруга Ж. являются сособственниками (по 1/2 доли в праве собственности у каждого) на квартиру N дома N по ул. Д. г. Озерска.
Управляющей организацией указанного многоквартирного дома является МУП "Управляющая компания г. Озерска".
Дом оборудован системой централизованного отопления, имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В доме не установлен общедомовой прибор учета тепла.
В квартире Т. установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось представителями ответчика то обстоятельство, что формула, по которой ответчик начисляет Т. плату за оспариваемую коммунальную услугу, разработана управляющей компанией самостоятельно.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Т. в части признания действий МУП "Управляющая компания г. Озерска" по начислению платы за отопление на общедомовые нужды незаконными и возложил на ответчика обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы, начисленной за названную коммунальную услугу.
С решением в указанной части стороны согласны и его не обжалуют.
Как следует из апелляционной жалобы и объяснений Т. в заседании суда апелляционной инстанции, он считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что при расчете оплаты названной коммунальной услуги надлежит руководствоваться требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, считая, что данные Правила к нему не могут применяться, поскольку у него в квартире установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, в соответствии с показаниями которого и должно осуществляться начисление платы за потребленную тепловую энергию с учетом того, что дом не оборудован общедомовым прибором учета тепла.
С такой позицией истца судебная коллегия согласиться не может, считает ее не соответствующей закону, основанной на ошибочном толковании норм материального закона.
Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 05 сентября 2012 года N 689 "О порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Исходя из положений названных Правил, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:, (1), где:- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал)/
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:, (7), где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, приведенной выше.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", действующего в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до 01 января 2015 года, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подп. 3 п. 2 и подп. 3 п. 3 приложения N 2 к настоящему Постановлению.
Установив, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме отсутствует, данный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, в связи с чем установка индивидуального прибора учета потребления тепловой энергии в данном доме невозможна, а, соответственно, показания имеющегося в квартире Т. индивидуального прибора учета не могут учитываться, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 36, 38 ЖК РФ, ст. ст. 210, 290 ГК РФ, пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют сведения об объемах потребления тепловой энергии за спорный период и обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за отопление на общедомовые нужды в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в которых приведена формула расчета размера платы за отопление в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии.
С таким решением судебная коллегия согласна, считает его соответствующим закону, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при таком положении, когда общедомовой прибор учета тепловой энергии не установлен, а в квартире установлен индивидуальный прибор учета потребленной тепловой энергии, оплата данной коммунальной услуги должна рассчитываться на основании показаний индивидуального прибора учета, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
На основании приведенных норм материального закона Т. как собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах, связанных с отоплением мест общего пользования.
То обстоятельство, что в данном многоквартирном доме не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, не может служить основанием для освобождения истца от несения расходов по оплате отопления мест общего пользования, притом, что порядок расчета платы за отопление при такой ситуации определен вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Не может согласиться судебная коллегия и с доводами истца о наличии в его квартире установленного на законном основании индивидуального прибора учета тепловой энергии и ошибочности в этой связи выводов суда первой инстанции о необходимости руководствоваться при начислении платы за отопление мест общего пользования Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
В пункте 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в п. 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", включающего СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Исходя из изложенного, при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.
Отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
В апелляционной жалобе не содержится фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Озерского районного суда Калининградской области от 15 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)