Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2014 N 33-3823

Требование: Об обязании оборудовать контейнерную площадку на придомовой территории жилого дома в соответствии с требованиями Кодекса благоустройства города Твери.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Между истцом и ответчиком заключен договор по предоставлению услуг по вывозу твердых бытовых отходов, и ответчиком взимается плата с жителей дома за данную услугу, но на придомовой территории многоквартирного жилого дома контейнерная площадка не оборудована.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N 33-3823


с. Кустов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Кондратьевой А.В. и Лозиной С.П.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 октября 2014 года в городе Твери по докладу судьи Кондратьевой А.В.,
дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" на решение Пролетарского районного суда города Твери от 01 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации Пролетарского района в городе Твери к ООО "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" удовлетворить.
Обязать ООО "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" оборудовать контейнерную площадку для установления мусоросборников на придомовой территории жилого дома <адрес> в соответствии с требованиями Кодекса благоустройства города Твери в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО "Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" в бюджет городского округа город Твери государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей",

установила:

Администрация Пролетарского района в городе Твери обратилась в суд с иском к ООО "Управляющая компания Пролетарского района города Твери", в котором просила обязать последнее оборудовать контейнерную площадку на придомовой территории жилого дома <адрес> в соответствии с требованиями Кодекса благоустройства города Твери в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного требования указано, что ООО "УК Пролетарского района города Твери" является управляющей компанией жилого дома <адрес>, в обязанности которой входит обустройство контейнерной площадки для обслуживания населения данного жилого дома.
Между управляющей компанией и МУП "Тверьспецавтохозяйство" заключен договор по предоставлению услуг по вывозу твердых бытовых отходов, и ответчиком взимается плата с жителей названного дома за услугу - сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Однако на придомовой территории многоквартирного жилого дома <адрес> контейнерная площадка не оборудована.
Жители, проживающие в вышеуказанном многоквартирном доме, выбрасывают мусор на земли общего пользования - зеленую зону Парка Текстильщиков - где отсутствует контейнерная площадка.
Кроме того, свалка, образованная жителями данного многоквартирного дома, находится напротив детского сада N, расположенного по адресу: <адрес>.
По мнению истца, данные нарушения создают угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, нарушают требования п. п. 2.1, 9.3 Кодекса благоустройства города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24 апреля 2001 года N 56 (в редакции от 23 ноября 2012 года).
Положением об администрации Пролетарского района в городе Твери, утвержденным постановлением администрации города Твери от 22 февраля 2011 года N 235, предусмотрено, что администрация района в области благоустройства и санитарной уборки организует и контролирует работы по озеленению, уборке, благоустройству, охране зеленых насаждений в парках, скверах, бульварах, на улицах и откосах.
По утверждению истца, он неоднократно предлагал ответчику оборудовать контейнерную площадку для установления мусоросборников - специально оборудованную площадку для сбора и временного хранения отходов с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей. Однако до настоящего времени контейнерная площадка для установления мусоросборников не оборудована.
В судебном заседании представители истца Ч. и Г. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика З. исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что ответчиком организовано место для сбора твердых бытовых отходов (совместная контейнерная площадка, расположенная напротив дома <адрес>) и вывоз отходов. Договором управления многоквартирным домом <адрес> не предусмотрено обязанности ответчика по обустройству контейнерной площадки, как не предусмотрено и сметой расходов на производство работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области просил рассмотреть дело без участия представителя Управления, представив заключение по делу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО Управляющая компания Пролетарского района города Твери" ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения.
В обоснование доводов жалобы апеллянт, ссылаясь на п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 и п. 3.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, указывает, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов. Указанные требования ответчиком выполняются, в частности организовано место для сбора ТБО (совместная контейнерная площадка, расположенная напротив <адрес>) и вывоз отходов. Ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена обязанность управляющих организаций по оборудованию контейнерных площадок.
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что обустройство контейнерной площадки не входит в перечень работ, предусмотренных договором управления многоквартирным домом <адрес>, и не предусмотрено сметой расходов на производство работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Данные работы являются дополнительными и соответственно оплачиваться должны дополнительно. Каких-либо решений общего собрания собственников об изменении перечня работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и увеличения платы за содержание и ремонт или о проведении работ по оборудованию контейнерной площадки и определении источника финансирования данных работ ответчику не поступало.
Придомовая территория жилого дома <адрес> (земельный участок) в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений данного дома. Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе относится: принятие решений о строительстве хозяйственных построек и о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Данного решения в настоящее время не принято. Соответственно мнение собственников помещений дома <адрес> о возможности и необходимости оборудования контейнерной площадки на принадлежащей им придомовой территории при вынесении решения судом не учитывалось, что противоречит действующему жилищному законодательству.
Кроме того, судом не было учтено, что установка контейнеров и оборудование контейнерных площадок для домов с населением менее 200 человек действующим законодательством не предусмотрены.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Пролетарского района в городе Твери указывает на законность и обоснованность решения суда.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Тверской области, извещенный надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении слушания дела не обратился. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя апеллянта З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании нашел подтверждение факт возникновения свалки мусора на пересечении улицы <адрес> и улицы <адрес> в связи с отсутствием контейнерных площадок с мусоросборниками на придомовых территориях близлежащего многоквартирного дома <адрес>
В соответствии с подпунктом 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержаться в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно п. 2.3 Положения о порядке организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29 марта 2012 года, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации: организуют и обеспечивают надлежащее состояние мест для временного складирования отходов в соответствии с требованиями настоящего Положения; обеспечивают своевременную уборку территорий, находящихся в собственности, аренде или ином вещном праве; осуществляют совместную деятельность с предприятиями по сбору, утилизации и (или) переработке отходов, согласно договору.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что ООО "УК Пролетарского района города Твери" осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>. Реализуя обязанность по выполнению функций управления многоквартирным домом, в частности обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, ООО "УК Пролетарского района города Твери", в отсутствие на придомовой территории емкости для сбора бытовых отходов, заключило с МУП "Тверьспецавтохозяйство" договор на предоставление услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Анализируя приведенные нормативные акты и установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно на ООО "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов у дома <адрес>, отклоняя довод апеллянта о том, что обустройство контейнерной площадки управляющей организацией не предусмотрено ни нормативно-правовыми актами, ни договором управления многоквартирным домом, ни сметой расходов.
Доводы жалобы о том, что оборудование контейнерных площадок и установка контейнеров для домов с населением менее 200 человек действующим законодательством не предусмотрено, основаны на неправильном толковании нормативных актов.
В соответствии с п. 3.7.2 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Исходя из наличия основанной на приведенных выше нормативных актах обязанности управляющий компании по организации и обеспечению надлежащего состояния мест для временного складирования отходов, учитывая гарантированное Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, ссылки в жалобе на отсутствие решения общего собрания собственников жилых помещений дома, при разрешении заявленных органом местного самоуправления требований, не может иметь определяющего правового значения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иное толкование действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Обжалуемое судебное решение вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Пролетарского районного суда города Твери от 01 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)