Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 N 09АП-58679/2014 ПО ДЕЛУ N А40-157598/14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А40-157598/14


Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Славянка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2014 г.
по делу N А40-157598/14,
принятое судьей Злобиной Е.А. (шифр судьи 123-226),
по иску Открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы"

к Открытому акционерному обществу "Славянка" филиал "Пермский"

о разрешении разногласий,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Чистов А.А. по доверенности N 1 от 13.01.2015;
- от ответчика: Кудрявцев А.К. по доверенности N Д-205 от 17.12.2014,

установил:

ОАО "Кировские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "Славянка" о разрешении разногласий, возникших между сторонами при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения N 41-7455 от 23.06.2014 года. Решением суда от 02.12.2014 года требования ОАО "Кировские коммунальные системы" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
ОАО "Славянка" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт с учетом представленных ответчиком разногласий, указав на неправильное применение судом норм материального права.
ОАО "Кировские коммунальные системы" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на возникшие разногласия при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения N 41-7455 от 23.06.2014 года между филиалом "Пермский" ОАО "Славянка" и ОАО "Кировские коммунальные системы" в части условий пункта 3.1.6, 3.1.7, 3.1.12, 4.14, 7.4, 13.1, приложения N 4 к данному договору.
Пункт 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает право стороны, направившей протокол разногласий к договору другой стороне, для которой заключение договора является обязательным, при отклонении этой стороной данного протокола передать возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны вправе определить условия заключаемого ими договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор несогласованное сторонами условие, если содержание этого условия не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 13 Федеральный закон от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договор водоснабжения является публичным договором.
Истец просит суд изложить пункт 3.1.6 договора в редакции: "В случае если все или часть многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента, не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета воды и сточных вод, в срок не позднее 3 месяцев с даты подписания настоящего договора организовать проведение общего собрания собственников помещений соответствующих многоквартирных домов для принятия решения об установке коллективного (общедомового) прибора учета и включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения", пункт 3.1.7 договора, в редакции: "Оборудовать за свой счет многоквартирные дома, находящиеся в управлении абонента и не оснащенные приборами учета, коллективными (общедомовыми) приборами учета воды и сточных вод, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, обеспечить ввод их в эксплуатацию и опломбирование в установленном действующим законодательством порядке в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если более короткий срок не установлен таким решением".
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
С учетом положений п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае если собственники не совершили установку приборов учета в срок до 01 января 2011 года, то до 1 января 2012 года действия по оснащению приборами учета должны совершить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- В соответствии с пп "г" п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 года "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", в договоре ресурсоснабжения предусматривается также условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем);
- Согласно подпунктам "и" и "к" п. 11 "Правил содержания общедомового имущества", утвержденных Постановлением Правительства Федерации России N 491 от 13.08.2006 года содержание общедомового имущества включает в себя также:
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Поэтому пункты 3.1.6, 3.1.7 договора обоснованно приняты судом первой инстанции в редакции истца.
Истец просит суд изложить пункт 3.1.12 договора в редакции: "Компенсировать ресурсоснабжающей организации расходы на подключение коллективных (общедомовых) приборов учета к авторизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, в случаях, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения".
В соответствии с пп "ж" п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 года "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" в договоре ресурсоснабжения предусматривается также обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещении.
Принимая пункт 3.1.12 в редакции истца, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика, указав, что редакция истца дополнительные обязанности на ответчика по несению расходов на подключение коллективных (общедомовых) приборов учета к авторизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не возлагает.
Истец просит суд пункт 4.14 договора изложить в редакции: "При отсутствии индивидуального прибора учета, а также при отсутствии данных для определения расчетного объема коммунального ресурса за расчетный период количество воды поставленной в нежилые помещения многоквартирного дома абонента (в том числе субабонентам) и отведенных сточных вод, исчисляется расчетным способом по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения (водопроводный ввод) при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек".
Согласно п. 16 Правил об организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 776, применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется, в том числе, при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно принял пункт 4.14 договора в редакции истца.
Истец просит суд изложить пункт 7.4 договора в редакции: "Абонент и (или) платежные агенты абоненты обязуются в срок до 1 ноября 2014 года заключить с кредитными организациями, в которых в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" открыты специальные банковские счета абонента и (или) платежных агентов абонента по приему платежей потребителей за коммунальные услуги, дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие списание и перечисление ресурсоснабжающей организации поступивших на соответствующие банковские счета денежных средств в оплату коммунальных услуг по холодному и водоснабжению и водоотведению, в сроки и порядке, предусмотренные требованиями."
Поскольку ответчиком не представлено доказательств относительно принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 года N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" и выводы суда первой инстанции о принятии пункт 7.4 договора в редакции истца, правомерны.
Соглашаясь с пунктом 13.1 договора, изложенным в редакции истца: "Все споры, вытекающие из настоящего договора, стороны обязуются разрешить путем переговоров. В случае не достижения сторонами по результатам переговоров желаемого результата, споры передаются на рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.", суд первой инстанции, со ссылкой на ч. 4 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на п. 7 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" обоснованно исходил из места исполнения обязательств и расположения объектов, в отношении которых осуществляется водоснабжение и водоотведение.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, ОАО "Славянка" получило в безвозмездное пользование объекты водопроводно-канализационного хозяйства (сети водоснабжения, сети водоотведения, водонасосные станции и т.д.) на основании договора N БП-20 безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 15.06.1012 года.
В соответствии со ст. 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
ОАО "Славянка" является ссудополучателем сетей по договору N БП-20, в том числе сетей, по которым возникли разногласия о разграничении границ эксплуатационной ответственности.
Как установлено, ОАО "Славянка" является транзитной организацией и гарантирующей организацией, согласно государственным контрактам на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд МО РФ N 1-ВКХ от 14.05.2011 года, N МО РФ N 1-ВКХ от 14.12.2012 года, договорам N БП 20 от 15.06.2012 года, БП 19 от 15.06.2012 года и дополнительным соглашениям к ним.
Принимая во внимание особый статус закрытого административно-территориального образования, на территории которого находятся объекты водопроводно-канализационного хозяйства, особый порядок допуска к указанным объектам, суд первой инстанции правомерно принял разделы "водопровод" и "канализация" приложения N 4 к договору по каждому акту границ эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них (за исключения акта в отношении объекта - г. Киров, ул. Мопра, д. 103), разделы водопровод и канализация приложения N 4 к договору по акту границ эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них в отношении объекта - г. Киров, ул. Мопра, д. 103 в редакции истца.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2014 г. по делу N А40-157598/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК

Судьи
Е.А.САЗОНОВА
Н.В.ЮРКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)