Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Тимофте В.К.
судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Коровенко А.В.
рассмотрела в судебном заседании 20 февраля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2013 года, по которому
- П. выселен из служебного жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> без предоставления другого жилого помещения;
- с П. взыскана государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городской округ "Воркута" в размере <Сумма обезличена> рублей.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
АМО ГО "Воркута" обратилась в суд с иском к П. о признании его утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, выселении из указанной квартиры и снятии с регистрационного учета, указав на увольнение ответчика с военной службы в ВЧ N <Номер обезличен>, в связи и на время которой ему было предоставлено спорное служебное жилье.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просил выселить ответчика из занимаемого жилого помещения по указанным ранее основаниям.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств по делу, просит П.
В своей жалобе П. указывает на отсутствие доказательств отнесения спорной квартиры к служебному жилью в установленном для этого порядке; отсутствие признаков расторжения между сторонами договора найма и отсутствие у него иного места для проживания.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Каких-либо заявлений и ходатайств до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения постановленного судебного акта не усматривает.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
По делу установлено, что П. проживал в квартире <Адрес обезличен>, являющейся с <Дата обезличена> года служебным жилым помещением, с <Дата обезличена> года.
<Дата обезличена> года П. был уволен со службы в связи с невыполнением условий контракта, однако, продолжил проживать в указанной квартире и сохранять регистрацию в ней по месту жительства.
С учетом требований абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" права на получение жилого помещения после увольнения с военной службы за счет государства, П. не имел.
Поскольку закон, как на момент увольнения ответчика, так и на момент разрешения дела, связывал пользование служебными жилыми помещениями с фактом прохождения военной службы, и увольнение со службы являлось основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения лиц, занимающих данные помещения, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, на основании ст. ст. 103 - 104 ЖК РФ пришел к выводу об обоснованности иска АМО ГО "Воркута" к П. о выселении из кв. <Адрес обезличен> и удовлетворил его.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по делу, поскольку доводы жалобы его правильность не опровергают.
Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, предусмотрен Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 указанного Закона государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных. Таким образом, признаком служебного жилого помещения в рассматриваемом случае является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении его в число служебных, вне зависимости от вида жилищного фонда.
Разрешая спор, суд установил, что кв. <Адрес обезличен> входит в состав муниципального жилищного фонда и задолго до ее предоставления ответчику для проживания и его вселения по указанному адресу в установленном на то время законом порядке была отнесена к служебному жилью Воркутинской КЭЧ распоряжением Главы АМО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> года.
Материалы дела подтверждают, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику для временного проживания как служебное жилье, о чем он был извещен при вселении.
Приказом от <Дата обезличена> года П. был уволен с военной службы с <Дата обезличена> года, исключен из списков личного состава. Тем не менее, до настоящего времени спорная квартира им не освобождена.
Статья 103 Жилищного кодекса РФ устанавливает порядок выселения граждан из специализированных помещений.
В связи с тем, что к категории лиц, определенной ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений, П. не относится, а после увольнения с военной службы право ответчика на проживание в жилом помещении специализированного жилищного фонда прекратилось, он подлежал выселению из занимаемой квартиры по ч. 1 ст. 103 ЖК РФ.
Довод жалобы об отсутствии достигнутого между сторонами соглашения либо вступившего в законную силу решения суда о расторжении договора найма спорного жилья не влечет за собой вывода о невозможности выселения П. из занимаемого жилого помещения. Соответствующий довод жалобы противоречит положениям ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, предусматривающим при установленных обстоятельствах выселение граждан в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Материалы дела содержат доказательство того, что от урегулирования спора во внесудебном порядке ответчик отказался (л.д. 13 - предупреждение).
Довод жалобы о том, что в настоящее время П. не имеет иного жилого помещения для своего проживания, позволяет заявителю ставить перед судом вопрос о предоставлении ему отсрочки исполнения решения, но не влечет за собой иных выводов по существу спора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование АМО ГО "Воркута" о выселении П. из служебного жилого помещения.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 20.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-787/2014Г.
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. по делу N 33-787/2014г.
Судья Тимофте В.К.
судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Коровенко А.В.
рассмотрела в судебном заседании 20 февраля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2013 года, по которому
- П. выселен из служебного жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> без предоставления другого жилого помещения;
- с П. взыскана государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городской округ "Воркута" в размере <Сумма обезличена> рублей.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
АМО ГО "Воркута" обратилась в суд с иском к П. о признании его утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, выселении из указанной квартиры и снятии с регистрационного учета, указав на увольнение ответчика с военной службы в ВЧ N <Номер обезличен>, в связи и на время которой ему было предоставлено спорное служебное жилье.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просил выселить ответчика из занимаемого жилого помещения по указанным ранее основаниям.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств по делу, просит П.
В своей жалобе П. указывает на отсутствие доказательств отнесения спорной квартиры к служебному жилью в установленном для этого порядке; отсутствие признаков расторжения между сторонами договора найма и отсутствие у него иного места для проживания.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Каких-либо заявлений и ходатайств до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения постановленного судебного акта не усматривает.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
По делу установлено, что П. проживал в квартире <Адрес обезличен>, являющейся с <Дата обезличена> года служебным жилым помещением, с <Дата обезличена> года.
<Дата обезличена> года П. был уволен со службы в связи с невыполнением условий контракта, однако, продолжил проживать в указанной квартире и сохранять регистрацию в ней по месту жительства.
С учетом требований абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" права на получение жилого помещения после увольнения с военной службы за счет государства, П. не имел.
Поскольку закон, как на момент увольнения ответчика, так и на момент разрешения дела, связывал пользование служебными жилыми помещениями с фактом прохождения военной службы, и увольнение со службы являлось основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения лиц, занимающих данные помещения, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, на основании ст. ст. 103 - 104 ЖК РФ пришел к выводу об обоснованности иска АМО ГО "Воркута" к П. о выселении из кв. <Адрес обезличен> и удовлетворил его.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по делу, поскольку доводы жалобы его правильность не опровергают.
Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, предусмотрен Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 указанного Закона государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных. Таким образом, признаком служебного жилого помещения в рассматриваемом случае является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении его в число служебных, вне зависимости от вида жилищного фонда.
Разрешая спор, суд установил, что кв. <Адрес обезличен> входит в состав муниципального жилищного фонда и задолго до ее предоставления ответчику для проживания и его вселения по указанному адресу в установленном на то время законом порядке была отнесена к служебному жилью Воркутинской КЭЧ распоряжением Главы АМО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> года.
Материалы дела подтверждают, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику для временного проживания как служебное жилье, о чем он был извещен при вселении.
Приказом от <Дата обезличена> года П. был уволен с военной службы с <Дата обезличена> года, исключен из списков личного состава. Тем не менее, до настоящего времени спорная квартира им не освобождена.
Статья 103 Жилищного кодекса РФ устанавливает порядок выселения граждан из специализированных помещений.
В связи с тем, что к категории лиц, определенной ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений, П. не относится, а после увольнения с военной службы право ответчика на проживание в жилом помещении специализированного жилищного фонда прекратилось, он подлежал выселению из занимаемой квартиры по ч. 1 ст. 103 ЖК РФ.
Довод жалобы об отсутствии достигнутого между сторонами соглашения либо вступившего в законную силу решения суда о расторжении договора найма спорного жилья не влечет за собой вывода о невозможности выселения П. из занимаемого жилого помещения. Соответствующий довод жалобы противоречит положениям ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, предусматривающим при установленных обстоятельствах выселение граждан в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Материалы дела содержат доказательство того, что от урегулирования спора во внесудебном порядке ответчик отказался (л.д. 13 - предупреждение).
Довод жалобы о том, что в настоящее время П. не имеет иного жилого помещения для своего проживания, позволяет заявителю ставить перед судом вопрос о предоставлении ему отсрочки исполнения решения, но не влечет за собой иных выводов по существу спора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование АМО ГО "Воркута" о выселении П. из служебного жилого помещения.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)