Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Ждановой Л.И., Кудряшевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии:
- от истца: Гащицкий В.С. по доверенности от 01.10.2014 (сроком на 3 года), паспорт;
- от ответчика: без участия (извещен);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (рег. N 07АП-4687/2015) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 апреля 2015 года (судья Нефедченко И.В.) по делу N А45-19993/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (ОГРН 1055405042802)
к открытому акционерному обществу "Новосибирский механический завод "Искра" (ОГРН 1115476008890)
о взыскании 16 000 рублей и обязании произвести перерасчет за тепловую энергию,
общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - ООО "Строймонтаж", истец) обратилось 30.09.2014 в Арбитражный суд Новосибирской области к открытому акционерному обществу "Новосибирский механический завод "Искра" (далее - ОАО "НМЗ "Искра", ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 16 000 рублей убытков, обязании сделать перерасчет в связи с подачей теплоносителя ненадлежащего качества по МКД N 33 по ул. Новоуральская, за период с 24.02.2014 по 23.11.2014, по МКД N 51а по ул. Магистральная, за период с 24.09.2012 по 23.11.2014 (л.д. 3-5, т. 1, л.д. 50-51, т. 6).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.04.2015 (резолютивная часть объявлена 26.03.2015) в удовлетворении иска отказано.
ООО "Строймонтаж" не согласилось с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.04.2015, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на нарушение судом первой инстанции норм материального права, выразившихся в неприменении подпункта "в" пункта 111, пункта 21 Правил N 354, пунктов 105 - 107 Правил N 1034, а также ошибочном применении норм права, не подлежащих применению, а именно: пункта 9.5.8 Приказа Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003, пункта 13 Правил N 354. Заявитель полагает доказанным совокупность обстоятельств для взыскания убытков с ответчика.
ОАО "НМЗ "Искра" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02.04.2015 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на недоказанность причинно-следственной связи для взыскания с ответчика убытков, а также на верное применение судом первой инстанции норм материального права.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13.07.2015 до 20.07.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
ООО "Строймонтаж" представило 20.07.2015 письменные пояснения к апелляционной жалобе, в которых на доводах апелляционной жалобы настаивало.
После перерыва ответчик явку своего представителя также не обеспечил.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 02.04.2015, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.
ООО "Строймонтаж" является управляющей организацией, оказывающей коммунальные услуги в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Новосибирск, ул. Магистральная, 51а, ул. Новоуральская, 33.
09.01.2008 между ФГУП "НМЗ "Искра" (ЭСО) и ООО "Строймонтаж" (абонентом) заключен договор N 73 об отпуске и потреблении тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с которым ЭСО обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для обеспечения горячей водой и отоплением нежилых помещений и населения. Проживающего в жилищном фонде, расположенным по адресам, указанным в приложении N 3, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а абонент принимать отпущенную ЭСО тепловую энергию и производить оплату за отпущенную ЭСО тепловую энергию в порядке, установленном настоящим договором.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 10.06.2014 по делу об административном правонарушении N 674-14 ООО "Строймонтаж" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 4.1. КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
В августе 2014 года постановлением N 5 (8)-274/14 по делу об административном правонарушении Мирового судьи 8-го судебного участка Калининского судебного района г. Новосибирска ООО "Строймонтаж" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 11 000 рублей.
Ссылаясь на то, что в результате действий ответчика по поставке тепловой энергии ненадлежащего качества у истца возникли убытки, ООО "Строймонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 542, статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками понимаются реальный ущерб (т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенная выгода.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, наличие убытков, причинную связь между нарушением договорных обязательств и возникшими убытками и размер убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение приведенных норм права ООО "Строймонтаж" не представило доказательств совокупности обстоятельств для взыскания с ответчика убытков.
В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно разделу 6 Правил N 115 при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70°C, а для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60°C.
В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Стороны согласовали следующие показатели качества тепловой энергии: температура теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети на выходе котельной ЭСО должна соответствовать температурному графику 150°C - 70°C (приложение N 5, 5/1), отклонение от данного температурного графика допускается не более чем на 3%; допускаются периодические отклонения от температурного графика не более +9, - 6 градусов не более 5 часов в сутки; допускаются разовые отклонения температуры от температурного графика не более + 12, - 15 градусов не более чем на 140 часов в сумме в течение отопительного сезона (пункт 3.2.1 договора).
Материалами дела подтверждено, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети на выходе из котельной соответствовала температурному графику, согласованному сторонами в договоре.
То обстоятельство, что температура тепловой энергии на вводе в многоквартирные дома и в точках водоразбора не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по договору.
Так, материалами дела подтверждено отсутствие циркуляции ГВС в квартальных сетях от ЦТП-1, ЦТП-3 и во внутридомовых системах горячего водоснабжения.
Согласно пунктам 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с разделом II Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1 - 2.4 указанных Правил).
В силу требований пункта 4.3.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; пункта 2.3.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в обязанности эксплуатирующей организации входит организация и планирование текущего ремонта инженерного оборудования жилых зданий, в том числе холодного водоснабжения (установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации (пункт 12 приложения N 7).
Пунктом 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" предусмотрено, что в жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Факт того, что в спорных домах, находящихся под управлением истца, отсутствуют циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, для достижения подачи ресурса надлежащего качества в спорные многоквартирные дома необходимо восстановление циркуляции внутридомовой системы водоснабжения, что является в силу вышеприведенных норм, непосредственной обязанностью истца.
Учитывая, что температура горячей воды в циркуляционных трубопроводах зависит от объема потребляемой воды, достигая максимальных значений утром и вечером, т.е. в период наибольшего потребления и снижаясь до минимума ночью, то если бы истец выполнял надлежащим образом обязательства по повышению эффективности использования домом коммунальных ресурсов, своевременно обеспечил дома циркуляционным трубопроводом, права собственников по получению горячей воды надлежащего качества не были бы нарушены.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает недоказанным совокупности обстоятельств для взыскания с ответчика убытков, в удовлетворении требований в указанной части отказано правомерно.
Согласно пункту 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).
Согласно пункту 108 Правил N 354 сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Пунктом 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Указанный акт проверки является основанием для проведения перерасчета платы за предоставленные услуги ненадлежащего качества конечным потребителям.
В пункте 110 Правил N 354 определено, что если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Как верно установил суд первой инстанции и подтверждено материалами дела, истец направил в адрес ответчика письмо лишь 23.09.2014 (исх. N 02/09 от 02.09.2014), с просьбой привести термодинамические параметры подаваемой горячей воды по температуре и давлению к нормативным.
30.09.2014 ответчик, согласно полученного 23.09.2014 от истца письма, совместно с представителями истца и ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" обследовали источник теплоснабжения (котельную ответчика), и параметры горячего водоснабжения в жилых домах по ул. Новоуральская, 33 и ул. Магистральная, 51а в г. Новосибирске. По данному факту был составлен акт обследования, в ходе обследования было установлено, что температура воды в подающем трубопроводе котельной ответчика составляет 70°C, указанные жилые дома являются тупиковыми.
02.10.2014 представитель ответчика совместно с представителем истца также провели обследование в жилых домах по ул. Новоуральская, 33 и ул. Магистральная, 51а г. Новосибирска от котельной ответчика. В ходе обследования было установлено, что температура воды в подающем трубопроводе котельной ответчика составляет 70°C, циркуляционный трубопровод в обследуемых домах отсутствует.
В материалы дела ООО "Строймонтаж" представило отчеты о суточных параметрах теплоснабжения.
Согласно пункту 111 Правил N 354 сведения, зафиксированные приборами учета, могут являться подтверждением даты начала предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. Однако исполнитель обязан установить период нарушения качества коммунальной услуги в соответствии с пунктами 112, 113 Правил N 354 и составить соответствующий акт проверки.
В рассматриваемом деле акты проверки о предоставлении услуги ненадлежащего качества ООО "Строймонтаж" не представило.
Таким образом, как положения действующего законодательства, так и условия заключенного договора предполагают необходимость установления в определенном порядке фактов предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества, что является определяющим в вопросе определения периода и размера снижения платы за соответствующую коммунальную услугу ненадлежащего качества и, соответственно, предоставленный ресурс.
Из материалов дела следует, что истцом указанный выше порядок не соблюден. Достаточных и достоверных доказательств в подтверждение заявленных доводов о необходимости уменьшения покупной цены поставленного за указанный период ресурса (горячей воды) ООО "Строймонтаж" не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта и судом апелляционной инстанции отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что доводы указанные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения в материалах дела. Новых обстоятельств, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, при рассмотрении дела в апелляционном суде не возникло.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и заявителем апелляционной жалобы, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, так как выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы - ООО "Строймонтаж".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 апреля 2015 года по делу N А45-19993/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2015 N 07АП-4687/2015 ПО ДЕЛУ N А45-19993/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N А45-19993/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Ждановой Л.И., Кудряшевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии:
- от истца: Гащицкий В.С. по доверенности от 01.10.2014 (сроком на 3 года), паспорт;
- от ответчика: без участия (извещен);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (рег. N 07АП-4687/2015) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 апреля 2015 года (судья Нефедченко И.В.) по делу N А45-19993/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (ОГРН 1055405042802)
к открытому акционерному обществу "Новосибирский механический завод "Искра" (ОГРН 1115476008890)
о взыскании 16 000 рублей и обязании произвести перерасчет за тепловую энергию,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - ООО "Строймонтаж", истец) обратилось 30.09.2014 в Арбитражный суд Новосибирской области к открытому акционерному обществу "Новосибирский механический завод "Искра" (далее - ОАО "НМЗ "Искра", ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 16 000 рублей убытков, обязании сделать перерасчет в связи с подачей теплоносителя ненадлежащего качества по МКД N 33 по ул. Новоуральская, за период с 24.02.2014 по 23.11.2014, по МКД N 51а по ул. Магистральная, за период с 24.09.2012 по 23.11.2014 (л.д. 3-5, т. 1, л.д. 50-51, т. 6).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.04.2015 (резолютивная часть объявлена 26.03.2015) в удовлетворении иска отказано.
ООО "Строймонтаж" не согласилось с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.04.2015, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на нарушение судом первой инстанции норм материального права, выразившихся в неприменении подпункта "в" пункта 111, пункта 21 Правил N 354, пунктов 105 - 107 Правил N 1034, а также ошибочном применении норм права, не подлежащих применению, а именно: пункта 9.5.8 Приказа Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003, пункта 13 Правил N 354. Заявитель полагает доказанным совокупность обстоятельств для взыскания убытков с ответчика.
ОАО "НМЗ "Искра" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02.04.2015 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на недоказанность причинно-следственной связи для взыскания с ответчика убытков, а также на верное применение судом первой инстанции норм материального права.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13.07.2015 до 20.07.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
ООО "Строймонтаж" представило 20.07.2015 письменные пояснения к апелляционной жалобе, в которых на доводах апелляционной жалобы настаивало.
После перерыва ответчик явку своего представителя также не обеспечил.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 02.04.2015, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.
ООО "Строймонтаж" является управляющей организацией, оказывающей коммунальные услуги в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Новосибирск, ул. Магистральная, 51а, ул. Новоуральская, 33.
09.01.2008 между ФГУП "НМЗ "Искра" (ЭСО) и ООО "Строймонтаж" (абонентом) заключен договор N 73 об отпуске и потреблении тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с которым ЭСО обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для обеспечения горячей водой и отоплением нежилых помещений и населения. Проживающего в жилищном фонде, расположенным по адресам, указанным в приложении N 3, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а абонент принимать отпущенную ЭСО тепловую энергию и производить оплату за отпущенную ЭСО тепловую энергию в порядке, установленном настоящим договором.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 10.06.2014 по делу об административном правонарушении N 674-14 ООО "Строймонтаж" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 4.1. КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
В августе 2014 года постановлением N 5 (8)-274/14 по делу об административном правонарушении Мирового судьи 8-го судебного участка Калининского судебного района г. Новосибирска ООО "Строймонтаж" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 11 000 рублей.
Ссылаясь на то, что в результате действий ответчика по поставке тепловой энергии ненадлежащего качества у истца возникли убытки, ООО "Строймонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 542, статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками понимаются реальный ущерб (т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенная выгода.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, наличие убытков, причинную связь между нарушением договорных обязательств и возникшими убытками и размер убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение приведенных норм права ООО "Строймонтаж" не представило доказательств совокупности обстоятельств для взыскания с ответчика убытков.
В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно разделу 6 Правил N 115 при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70°C, а для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60°C.
В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Стороны согласовали следующие показатели качества тепловой энергии: температура теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети на выходе котельной ЭСО должна соответствовать температурному графику 150°C - 70°C (приложение N 5, 5/1), отклонение от данного температурного графика допускается не более чем на 3%; допускаются периодические отклонения от температурного графика не более +9, - 6 градусов не более 5 часов в сутки; допускаются разовые отклонения температуры от температурного графика не более + 12, - 15 градусов не более чем на 140 часов в сумме в течение отопительного сезона (пункт 3.2.1 договора).
Материалами дела подтверждено, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети на выходе из котельной соответствовала температурному графику, согласованному сторонами в договоре.
То обстоятельство, что температура тепловой энергии на вводе в многоквартирные дома и в точках водоразбора не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по договору.
Так, материалами дела подтверждено отсутствие циркуляции ГВС в квартальных сетях от ЦТП-1, ЦТП-3 и во внутридомовых системах горячего водоснабжения.
Согласно пунктам 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с разделом II Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1 - 2.4 указанных Правил).
В силу требований пункта 4.3.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; пункта 2.3.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в обязанности эксплуатирующей организации входит организация и планирование текущего ремонта инженерного оборудования жилых зданий, в том числе холодного водоснабжения (установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации (пункт 12 приложения N 7).
Пунктом 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" предусмотрено, что в жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Факт того, что в спорных домах, находящихся под управлением истца, отсутствуют циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, для достижения подачи ресурса надлежащего качества в спорные многоквартирные дома необходимо восстановление циркуляции внутридомовой системы водоснабжения, что является в силу вышеприведенных норм, непосредственной обязанностью истца.
Учитывая, что температура горячей воды в циркуляционных трубопроводах зависит от объема потребляемой воды, достигая максимальных значений утром и вечером, т.е. в период наибольшего потребления и снижаясь до минимума ночью, то если бы истец выполнял надлежащим образом обязательства по повышению эффективности использования домом коммунальных ресурсов, своевременно обеспечил дома циркуляционным трубопроводом, права собственников по получению горячей воды надлежащего качества не были бы нарушены.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает недоказанным совокупности обстоятельств для взыскания с ответчика убытков, в удовлетворении требований в указанной части отказано правомерно.
Согласно пункту 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).
Согласно пункту 108 Правил N 354 сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Пунктом 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Указанный акт проверки является основанием для проведения перерасчета платы за предоставленные услуги ненадлежащего качества конечным потребителям.
В пункте 110 Правил N 354 определено, что если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Как верно установил суд первой инстанции и подтверждено материалами дела, истец направил в адрес ответчика письмо лишь 23.09.2014 (исх. N 02/09 от 02.09.2014), с просьбой привести термодинамические параметры подаваемой горячей воды по температуре и давлению к нормативным.
30.09.2014 ответчик, согласно полученного 23.09.2014 от истца письма, совместно с представителями истца и ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" обследовали источник теплоснабжения (котельную ответчика), и параметры горячего водоснабжения в жилых домах по ул. Новоуральская, 33 и ул. Магистральная, 51а в г. Новосибирске. По данному факту был составлен акт обследования, в ходе обследования было установлено, что температура воды в подающем трубопроводе котельной ответчика составляет 70°C, указанные жилые дома являются тупиковыми.
02.10.2014 представитель ответчика совместно с представителем истца также провели обследование в жилых домах по ул. Новоуральская, 33 и ул. Магистральная, 51а г. Новосибирска от котельной ответчика. В ходе обследования было установлено, что температура воды в подающем трубопроводе котельной ответчика составляет 70°C, циркуляционный трубопровод в обследуемых домах отсутствует.
В материалы дела ООО "Строймонтаж" представило отчеты о суточных параметрах теплоснабжения.
Согласно пункту 111 Правил N 354 сведения, зафиксированные приборами учета, могут являться подтверждением даты начала предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. Однако исполнитель обязан установить период нарушения качества коммунальной услуги в соответствии с пунктами 112, 113 Правил N 354 и составить соответствующий акт проверки.
В рассматриваемом деле акты проверки о предоставлении услуги ненадлежащего качества ООО "Строймонтаж" не представило.
Таким образом, как положения действующего законодательства, так и условия заключенного договора предполагают необходимость установления в определенном порядке фактов предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества, что является определяющим в вопросе определения периода и размера снижения платы за соответствующую коммунальную услугу ненадлежащего качества и, соответственно, предоставленный ресурс.
Из материалов дела следует, что истцом указанный выше порядок не соблюден. Достаточных и достоверных доказательств в подтверждение заявленных доводов о необходимости уменьшения покупной цены поставленного за указанный период ресурса (горячей воды) ООО "Строймонтаж" не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта и судом апелляционной инстанции отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что доводы указанные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения в материалах дела. Новых обстоятельств, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, при рассмотрении дела в апелляционном суде не возникло.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и заявителем апелляционной жалобы, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, так как выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы - ООО "Строймонтаж".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 апреля 2015 года по делу N А45-19993/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Е.Г.ШАТОХИНА
Е.Г.ШАТОХИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
Е.В.КУДРЯШЕВА
Л.И.ЖДАНОВА
Е.В.КУДРЯШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)