Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 24.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-12548/2015

Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец проживает в жилом доме, включенном в реестр аварийных домов и список домов, который направлен для включения в разрабатываемую программу строительства резервного жилья для переселения граждан, проживающих в зоне, подверженной оползневым процессам. Полагает, что имеет право на предоставление другого жилья вне очереди.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N 33-12548/2015


Судья Горошникова Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Мигуновой О.И., Фахрутдиновой Р.А.
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 июня 2015 года, которым Ш. отказано в удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте
г. Чистополя общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ш., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Чистополя общей площадью на одного человека не менее нормы представления. В обоснование иска указано, что истица является собственником <данные изъяты> доли в праве общей собственности на жилой дом по <адрес>, общей площадью 53,7 кв. м, приобретенный в порядке наследования после смерти родителей. Собственником второй половины жилого дома является сестра истицы - С., проживающая в <...> В 1999 году на улице Первомайской города Чистополя активизировались оползневые процессы, в 2005 году жилой дом включен в реестр аварийных домов, в Программу ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан. По настоящее время Ш. проживает в данном жилом доме, другое жилье вне очереди ей неправомерно не предоставлено.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истицы судом произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - Исполнительным комитетом муниципального образования "город Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования "город Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Ч. иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Ш. просит суд отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для предоставления истице благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования "город Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия представителя ответчика в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23 марта 2007 года Ш. принадлежит на праве общей долевой собственности (<данные изъяты> доля в праве) жилой дом, расположенный по <адрес>, общей площадью 53,7 кв. м, в котором она зарегистрирована с 16 августа 2002 года. Собственником второй половины жилого дома является сестра истицы - С., проживающая в <...>
Из материалов дела следует, что с 1999 года жилой дом <адрес> признан расположенным в зоне, подверженной оползневым процессам, непригоден для постоянного проживания, включен в соответствующий список домов, который направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан для включения в разрабатываемую республиканскую Программу строительства резервного жилья для переселения граждан, проживающих в зоне, подверженной оползневым процессам. Однако на момент рассмотрения дела вышеуказанная Программа не принята.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан N 605 от 14 июля 2008 года Ш. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории - граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания.
Принимая оспариваемое решение суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доказательств того, что истица относится к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом, Ш. в установленном порядке малоимущей не признана, с заявлением к ответчику о признании ее таковой не обращалась.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы Ш. о том, что признание в установленном порядке принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания, является достаточным основанием для предоставления ей жилья по договору социального найма вне очереди, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Следовательно, исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями ч. 2 ст. 49 этого же кодекса, следует, что с 01 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истицы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 июня 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)