Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1631/2015

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 33-1631/2015


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Савельевой Н.В., Соляникова Р.В.
при секретаре Ф.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Кемского городского поселения на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 12.02.2015 по заявлению М.В.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

М.В.В. оспорил постановление администрации Кемского городского поселения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения от <...> N <...>
Решением суда заявление М.В.В. удовлетворено. Суд признал оспариваемое постановление незаконным и обязал администрацию Кемского городского поселения рассмотреть заявление М.В.В. об установке индивидуального отопления в жилом помещении в установленном законом порядке и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
С принятым судебным постановлением не согласна администрация Кемского городского поселения, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения представляет: заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения (часть 2 статьи 26 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме, подключенном к центральной системе отопления.
<...> заявитель обратился в администрацию Кемского городского поселения с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения (переход с центрального отопления на электроотопление).
Постановлением администрации Кемского городского поселения от <...> <...> в согласовании переустройства заявителю отказано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что оспариваемое постановление не содержит оснований отказа, предусмотренных частью 1 статьи 27 ЖК РФ.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В силу пунктов 3.4.6, 3.5 Порядка согласования проведения ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений на территории Кемского городского поселения, утвержденного решением Совета Кемского городского поселения от 06.09.2007 N 16-1/74, в случае проведения переустройства помещения (установка, замена и (или) перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения) проект должен быть согласован с соответствующими организациями - поставщиками коммунальных услуг (по системам тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения). При необходимости (по указанию отдела архитектуры и градостроительства) проект подлежит согласованию с территориальными органами Госпожнадзора, Ростехнадзора, иными заинтересованными организациями.
Согласно оспариваемому постановлению отказ администрации Кемского городского поселения в согласовании переустройства жилого помещения заявителя мотивирован, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ, то есть несоответствием проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии с проектом переустройства квартиры заявителя, выполненным ООО "Спектр-Энергия", при переходе на индивидуальное отопление предусматривается демонтаж радиаторов центрального водяного отопления с оборудованием электроотопления квартиры заявителя.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устанавливают, что переоборудование квартир (комнат), ведущее к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на них оборудования, не допускается (пункт 1.7.2).
Согласно пункту 35 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребителю запрещается самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения во всем жилом доме метеорологических условий в пределах допустимых норм, предусмотренных пунктом 2.1 Приложения к СНиП 2.04.05-91.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (пункт 1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (пункт 1.3.2).
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями и органом государственного энергетического надзора, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления и общедомовые электрические сети.
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом, и подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям без разрешительных документов, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные сети.
Доказательств того, что заявитель обращался за получением согласования в теплоснабжающую и энергоснабжающую организации на предмет возможности осуществления отключения от центральной системы отопления и технологического присоединения к электрической сети с целью отопления квартиры, в материалах дела не имеется.
Представленный заявителем проект, подготовленный <...> также не содержит вышеназванных согласований и расчета влияния отключаемых отопительных приборов на систему отопления дома в целом, что не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что предлагаемое заявителем переоборудование системы отопления не нарушает прав иных собственников жилых помещений и не оказывает негативное влияние на внутридомовую систему отопления, на потребление теплового ресурса в смежных помещениях, безопасность общедомовых электрических сетей.
Кроме того, согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Вместе с тем, как следует из акта, представленного самим заявителем, еще до обращения в администрацию Кемского городского поселения для согласования переустройства жилого помещения заявителем произведен демонтаж системы отопления.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Из анализа положений статей 254, 255, 258 ГПК РФ следует, что признание решения органа местного самоуправления незаконным возможно лишь при наличии совокупности условий: принятие данного решения вне предоставленной компетенции, несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя указанным решением.
Однако судебной коллегией установлено, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции администрации Кемского городского поселения и прав заявителя не нарушает, поскольку заявитель не представил подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения, а, кроме того, еще до получения соответствующего разрешения произвел демонтаж системы отопления.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кемского городского суда Республики Карелия от 12.02.2015 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления М.В.В. отказать.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)