Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Смолякова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
судей Блошенко М.В., Поповой Е.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, Б., Р. к администрации г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по расселению граждан, изъятию земельного участка для муниципальных нужд,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда,
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес>, признанного аварийным, в части исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, при принятии решения порядке статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилых помещений, годящихся собственности граждан.
Обязать администрацию Волгограда принять меры к расселению граждан, проживающих в <адрес>.
Обязать администрацию Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес> для муниципальных нужд.
Обязать администрацию Волгограда принять решение в отношении жилых помещений - квартир NN 2, 4, 5, 7, 11 <адрес>
<адрес>, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные действия совершить администрации Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Блошенко М.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Б., Р. обратился с иском к администрации г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по расселению граждан, изъятию земельного участка для муниципальных нужд.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой Волгограда по обращению жителей <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее. Постановлением администрации Волгограда от 20.01.2012 г. N <...> утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Дзержинского района Волгограда от 15.12.2009 года о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> и от ДД.ММ.ГГГГ N <...> утверждены мероприятия по формированию списков граждан, а также списки граждан, проживающих в указанном аварийном доме соответственно. Так, в <адрес> на основании договора социального найма проживают Б, Б, Б, в <адрес> - В., Л., З., Л., в <адрес> - Р., Щ., Е. Собственником <адрес> является Т., <адрес> - К., <адрес> - Ц., <адрес> - С., <адрес> - В., <адрес> - М. Проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени жители <адрес> не переселены, дом не снесен. Ответчиком мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, выкупу жилых помещений или предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома не принято до настоящего времени.
С учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по переселению граждан из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным, в части исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, по принятию решения в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ в отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан; обязать ответчика принять меры к расселению граждан, проживающих в <адрес>; обязать ответчика принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, для муниципальных нужд; обязать ответчика принять решение в отношении жилых помещений - квартир NN 2, 4, 5, 7, 11 <адрес>, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Волгограда просит решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права отменить и исковые требования оставить без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы, выслушав прокурора Д., частично поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав истцов С., Т., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены определения суда.
По правилам ст. 86, ч. ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Нормами ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, объект недвижимого имущества - многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, <адрес> на основании акта от 13 августа 1996 года, составленного межведомственной комиссией района, утвержденного постановлением <адрес> Волгограда от 03.10.1997 г. N 1649, признан аварийным.
Постановлением Администрации Волгограда от 20.01.2012 г. N 102, утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Дзержинского района Волгограда от 15 декабря 2009 года б/н о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда вынесены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N 33, от ДД.ММ.ГГГГ N 214, которыми сформированы и утверждены списки граждан (собственников и нанимателей), проживающих в жилом <адрес>.
Нанимателями квартир в указанном доме являются: <адрес> - Б., Ф., Ч., <адрес> - В., Л., З., Л., <адрес> - Р., Ю., Е.
В случае непригодности жилого помещения для проживания обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, состоящих из аналогичного числа комнат, отвечающих санитарным и техническим требованиям со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, возлагается на орган местного самоуправления как на наймодателя жилого помещения, то есть на Администрацию Волгограда.
Между тем, до настоящего времени Администрация Волгограда, никаких мер по переселению указанных выше граждан-нанимателей и членов их семей не предприняла. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что часть помещений в <адрес> принадлежит гражданам на праве собственности: <адрес> - Т., Л., У., <адрес> - К., <адрес> - Ц., <адрес> - С., <адрес> - В., З., <адрес> - М., Х.
Поскольку жилой <адрес> является аварийным и подлежит сносу, то переселение граждан-собственников жилых помещений из указанного дома также должно быть произведено ответчиком с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ.
Администрация Волгограда как орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, каких-либо последовательных действий, определенных положениями ст. 32 ЖК РФ, не предпринимает, к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе не предъявляет. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении иска прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер по расселению граждан.
Разрешая требование прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес> для муниципальных нужд, суд пришел к выводу об обоснованности данных требований, с чем судебная коллегия согласиться не может.
По смыслу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Земельный участок, расположенный под жилым домом N <...> по <адрес>, в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, следовательно, объектом гражданских прав признан быть не может, а потому Администрация Волгограда до постановки указанного участка на кадастровый учет не вправе им распоряжаться, в том числе путем принятия решения о его изъятии.
В связи с изложенным, требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на ответчика принять меры к изъятию данного земельного участка удовлетворению не подлежат, решение в данной части следует отменить как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения в полном объеме не содержат, а потому судебной коллегией отклоняются.
При таких данных решение Дзержинского районного суда <адрес> в части удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на ответчика принять меры к изъятию данного земельного участка нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения в данной части об отказе в удовлетворении указанных требований прокурора, а в остальной части - оставлению без изменения, поскольку принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2013 года в части удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на Администрации Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, отменить.
Постановить в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на Администрации Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2811/2014
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-2811/2014
Судья Смолякова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
судей Блошенко М.В., Поповой Е.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, Б., Р. к администрации г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по расселению граждан, изъятию земельного участка для муниципальных нужд,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда,
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес>, признанного аварийным, в части исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, при принятии решения порядке статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилых помещений, годящихся собственности граждан.
Обязать администрацию Волгограда принять меры к расселению граждан, проживающих в <адрес>.
Обязать администрацию Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес> для муниципальных нужд.
Обязать администрацию Волгограда принять решение в отношении жилых помещений - квартир NN 2, 4, 5, 7, 11 <адрес>
<адрес>, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные действия совершить администрации Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Блошенко М.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Б., Р. обратился с иском к администрации г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по расселению граждан, изъятию земельного участка для муниципальных нужд.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой Волгограда по обращению жителей <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее. Постановлением администрации Волгограда от 20.01.2012 г. N <...> утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Дзержинского района Волгограда от 15.12.2009 года о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> и от ДД.ММ.ГГГГ N <...> утверждены мероприятия по формированию списков граждан, а также списки граждан, проживающих в указанном аварийном доме соответственно. Так, в <адрес> на основании договора социального найма проживают Б, Б, Б, в <адрес> - В., Л., З., Л., в <адрес> - Р., Щ., Е. Собственником <адрес> является Т., <адрес> - К., <адрес> - Ц., <адрес> - С., <адрес> - В., <адрес> - М. Проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени жители <адрес> не переселены, дом не снесен. Ответчиком мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, выкупу жилых помещений или предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома не принято до настоящего времени.
С учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по переселению граждан из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным, в части исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, по принятию решения в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ в отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан; обязать ответчика принять меры к расселению граждан, проживающих в <адрес>; обязать ответчика принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, для муниципальных нужд; обязать ответчика принять решение в отношении жилых помещений - квартир NN 2, 4, 5, 7, 11 <адрес>, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Волгограда просит решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права отменить и исковые требования оставить без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы, выслушав прокурора Д., частично поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав истцов С., Т., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены определения суда.
По правилам ст. 86, ч. ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Нормами ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, объект недвижимого имущества - многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, <адрес> на основании акта от 13 августа 1996 года, составленного межведомственной комиссией района, утвержденного постановлением <адрес> Волгограда от 03.10.1997 г. N 1649, признан аварийным.
Постановлением Администрации Волгограда от 20.01.2012 г. N 102, утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Дзержинского района Волгограда от 15 декабря 2009 года б/н о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда вынесены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N 33, от ДД.ММ.ГГГГ N 214, которыми сформированы и утверждены списки граждан (собственников и нанимателей), проживающих в жилом <адрес>.
Нанимателями квартир в указанном доме являются: <адрес> - Б., Ф., Ч., <адрес> - В., Л., З., Л., <адрес> - Р., Ю., Е.
В случае непригодности жилого помещения для проживания обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, состоящих из аналогичного числа комнат, отвечающих санитарным и техническим требованиям со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, возлагается на орган местного самоуправления как на наймодателя жилого помещения, то есть на Администрацию Волгограда.
Между тем, до настоящего времени Администрация Волгограда, никаких мер по переселению указанных выше граждан-нанимателей и членов их семей не предприняла. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что часть помещений в <адрес> принадлежит гражданам на праве собственности: <адрес> - Т., Л., У., <адрес> - К., <адрес> - Ц., <адрес> - С., <адрес> - В., З., <адрес> - М., Х.
Поскольку жилой <адрес> является аварийным и подлежит сносу, то переселение граждан-собственников жилых помещений из указанного дома также должно быть произведено ответчиком с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ.
Администрация Волгограда как орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, каких-либо последовательных действий, определенных положениями ст. 32 ЖК РФ, не предпринимает, к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе не предъявляет. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении иска прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер по расселению граждан.
Разрешая требование прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес> для муниципальных нужд, суд пришел к выводу об обоснованности данных требований, с чем судебная коллегия согласиться не может.
По смыслу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Земельный участок, расположенный под жилым домом N <...> по <адрес>, в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, следовательно, объектом гражданских прав признан быть не может, а потому Администрация Волгограда до постановки указанного участка на кадастровый учет не вправе им распоряжаться, в том числе путем принятия решения о его изъятии.
В связи с изложенным, требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на ответчика принять меры к изъятию данного земельного участка удовлетворению не подлежат, решение в данной части следует отменить как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения в полном объеме не содержат, а потому судебной коллегией отклоняются.
При таких данных решение Дзержинского районного суда <адрес> в части удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на ответчика принять меры к изъятию данного земельного участка нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения в данной части об отказе в удовлетворении указанных требований прокурора, а в остальной части - оставлению без изменения, поскольку принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2013 года в части удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на Администрации Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, отменить.
Постановить в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда по непринятию мер к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, возложении обязанности на Администрации Волгограда принять меры к изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N <...> по <адрес>, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)