Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 44Г-3/15

Требование: О признании недействительным решения жилищной комиссии, прекращении права собственности на квартиру, выселении.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемое решение было принято с нарушением законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРЕЗИДИУМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. N 44-г-3/15


Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Братенкова С.И.,
членов президиума Сосновского А.В., Барабанова С.Г.,
Мироновой Л.Ю., Нем В.А., Пилипчук С.В.,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н.,
заявителя С., представителя заявителя - адвоката Киняшова М.Е., действовавшего на основании доверенности от 07.06.2014,
представителя Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России Е., действовавшего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя войсковой части N 3524 Ж., действовавшего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 августа 2014 года по иску Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России к С. о признании недействительным решения жилищной комиссии, договора социального найма жилого помещения, прекращения права собственности на жилое помещение, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Выслушав доклад члена президиума Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда

установил:

управление Восточного регионального командования внутренних войск МВД России обратилось в суд к С. с иском о признании недействительным решения жилищной комиссии войсковой части 3524 от ДД.ММ.ГГГГ о распределении С. однокомнатной квартиры общей площадью 39,2 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, признании недействительным заключенного со С. договора социального найма данного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, прекращении права собственности на квартиру, выселении ответчика из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что при проверке жилищного обеспечения военнослужащих ревизией КРУ МВД России было установлено, что С. не предоставила в жилищную комиссию войсковой части информацию о статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на то, что указанное жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива было приобретено С. в период брака со ФИО12 и является их совместной собственностью, истец полагал, что С. нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась, решение жилищной комиссии о предоставлении квартиры С. принято с нарушением порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма и является незаконным, а заключение договора социального найма и последующего договора о передаче жилого помещения в собственность С. стало возможным на основании незаконного решения, что также влечет их недействительность и выселение ответчика из жилого помещения без предоставления другого.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда данное решение районного суда отменено, постановлено новое решение об удовлетворении иска:
решение жилищной комиссии войсковой части 3524 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении С. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, договор социального найма данной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными, право собственности С. в отношении указанного жилого помещения прекращено, С.выселена из квартиры без предоставления другого жилого помещения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятое судом апелляционной инстанции определение отменить, ссылаясь на допущенные судом существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 29 декабря 2014 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда. Исполнение принятого судом апелляционной инстанции решения приостановлено до окончания производства по делу в суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заявитель С., ее представитель - адвокат Киняшов М.Е. поддержали кассационную жалобу, просили отменить постановление суда апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, оставить в силе решение районного суда, принятое по делу.
Представители Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России Е., войсковой части N 3524 Ж. возражали против удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Заместитель прокурора Хабаровского края Когай С.Н. полагал, что кассационная жалоба заявителя является обоснованной, просил отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в апелляционном порядке.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы, возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению, принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Согласно статье 39 Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27 "О внутренних войсках Министерства внутренних дел" социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О противодействии терроризму".
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть без их согласия исключены из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выделения жилых помещений военнослужащим внутренних войск и членам их семей установлен Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.02.2010 N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России".
Согласно пункту 18 Инструкции в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждой воинской части создается жилищная комиссия, на которую возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределение поступающей жилой площади.
Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей (п. 22 Инструкции).
Распределение и предоставление жилых помещений производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности с учетом льгот и норм, установленных жилищным законодательством Российской Федерации (п. 43 Инструкции).
Пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном Инструкцией.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматриваются статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1).
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусматриваются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При разрешении настоящего дела судами установлено, что ответчик С. проходила военную службу в войсковой части 3524 с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, имеет специальное воинское звание <данные изъяты>. Уволена ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга лет на момент увольнения составила более <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии войсковой части С. признана нуждающейся в предоставлении жилья, включена в списки на улучшение жилищных условий, основанием постановки на учет явилось отсутствие у С. жилья.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3524 от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С. выделена однокомнатная квартира <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Восточного регионального командования внутренних войск МВД России и С. заключен договор социального найма указанного жилого помещения.
На основании разрешения командующего войсками Восточного регионального командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ квартира передана С. в собственность в порядке приватизации. Право собственности С. на данную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ С. состояла в браке со ФИО12 Брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из лицевого счета и справке, выданной правлением Жилищно-строительного кооператива N, С. была зарегистрирована в квартире <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, членом кооператива и собственником данной квартиры не является, в квартире не проживает, коммунальные расходы не несет. ДД.ММ.ГГГГ в члены ЖСК-61 был принят ФИО12, которому принадлежит указанная квартира. Пай в сумме <данные изъяты>. выплачен полностью ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 обратился в регистрационную службу с заявлением о регистрации за ним права собственности на квартиру.
По данным Бюро технической инвентаризации, регистрационной службы право собственности на жилые помещения за С. до передачи ей в собственность спорной квартиры зарегистрировано не было.
Согласно справке, выданной заведующей общежитием Хабаровского судостроительного колледжа, С. проживала в комнате N общежития техникума на основании договора найма с ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора найма до ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что С. были предоставлены в жилищную комиссию войсковой части по месту прохождения службы все необходимые документы для принятия решения о постановке на учет как нуждающейся в жилье и предоставлении жилого помещения, в том числе послужной список, справка о выслуге лет, выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество об отсутствии зарегистрированных прав, справка о проживании в общежитии, выписка из лицевого счета по квартире в ЖСК-61, свидетельство о расторжении брака. Действительность указанных документов, приобщенных к личному жилищному делу С. и исследованных судом, не оспаривалась. На основании указанных документов жилищной комиссией сделан вывод об отсутствии у С. жилого помещения в собственности, по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, а также о том, что она не является членом семьи собственника и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о постановке С. на учет как нуждающейся в предоставлении жилья. Данное решение не было отменено и недействительным не признавалось, в связи с чем в силу положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" С., проходившая военную службу и имевшая к моменту увольнения со службы выслугу более 10 лет, подлежала обеспечению жильем по нормам и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Факт проживания С. в общежитии на момент принятия на учет в ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления спорного жилого помещения признан районным судом установленным и не оспаривался участвующими в деле лицами.
С учетом установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан вывод о том, что С. обоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ после прекращения брачных отношений она прекратила пользоваться квартирой по <адрес>, фактически проживала в общежитии и была поставлена на учет в связи с отсутствием иного жилья в ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении предусмотренного статьей 53 ЖК РФ пятилетнего срока.
Данные о совершении ответчиком умышленных и недобросовестных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не установлены.
Решение о выделении квартиры ответчику принято уполномоченным органом - жилищной комиссией войсковой части, представитель которой в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил его законность.
На момент предоставления спорной квартиры С. продолжала оставаться на учете как нуждающаяся в жилье по основаниям, предусмотренным статьей 53, пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, и не утратила данное право, в связи с чем принятое решение о предоставлении ей спорной квартиры по договору социального найма является законным, и оснований для признания данного решения недействительным, а также последующей передачи квартиры в собственность С. не имеется.
Доводы истца о принадлежности С. на праве совместной собственности квартиры <адрес> были исследованы районным судом и отклонены как недоказанные.
В постановленном по делу решении районный суд дал оценку факту регистрации С. по адресу: <адрес> указав со ссылкой на положения статьи 27 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации", что сама по себе регистрация не является основанием ограничения и условием реализации прав и свобод гражданина. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира местом жительства С. не являлась, фактически С. проживала в общежитии.
Изложенные в решении выводы суда первой инстанции обоснованы ссылками на исследованные судом доказательства, представленные сторонами, приведенным доказательствам и доводам сторон судом дана юридическая оценка, приведены мотивы, по которым судом отклонены доводы и возражения сторон. Выводы суда первой инстанции об установленных фактических обстоятельствах дела являются обоснованными и сторонами не оспаривались, их правильность не была опровергнута при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции. Данная судом правовая оценка установленным обстоятельствам спора и вывод об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного иска соответствуют действующему жилищному законодательству, а также специальным правовым нормам, регулирующим основания, условия и порядок обеспечения жильем военнослужащих.
При таком положении предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены в апелляционном порядке правильного решения суда первой инстанции, принятого по делу, не имелось.
Выводы суда апелляционной инстанции о приобретении С. права общей (совместной) собственности с бывшим супругом ФИО12 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также о том, что С. не лишена возможности выделить принадлежащую ей долю в этом имуществе, постановлены без учета положений статьи 34 Семейного кодекса РФ.
Согласно статье 34 Семейного кодекса РФ совместной собственностью супругов является имущество, нажитое супругами во время брака.
Общим имуществом супругов являются, в частности, приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Как видно из содержания принятого по делу апелляционного определения, возникновение права совместной собственности на кооперативную квартиру суд связывает с фактом выплаты пая в период брака. Вместе с тем исходя из положений статьи 34 Семейного кодекса РФ установление одного этого факта не является достаточным для определения правового режима общего (совместного) имущества супругов. К числу обстоятельств, совокупность которых свидетельствует о наличии оснований для признания имущества совместной собственностью супругов, относится факт приобретения такого имущества за счет общих доходов супругов.
Вместе с тем доводы С. о том, что указанное жилое помещение совместной собственностью ее и бывшего супруга ФИО12 не являлось, так как паевой взнос за квартиру был выплачен не за счет общих денежных средств супругов в период брака, а на средства родителей ФИО12, не были опровергнуты истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Спор о правах бывших супругов в отношении указанного имущества отсутствовал и предметом рассмотрения по настоящему делу не являлся, ФИО12 к участию в деле привлечен не был.
Допущенная судом апелляционной инстанции ошибка в применении норм материального права является существенным нарушением закона, поскольку повлекла неправильное разрешение дела и нарушение гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права гражданина на жилище, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 387 ГПК РФ, с оставлением в силе принятого по данному делу судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении предъявленного иска.
В связи с окончанием кассационного производства подлежат отмене меры по приостановлению исполнения апелляционного определения, принятые определением судьи от 16 декабря 2014 года в соответствии с частью 1 статьи 381 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда

постановил:

кассационную жалобу С. удовлетворить,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2014 года отменить,
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2014 года оставить в силе.
Меры по приостановлению исполнения апелляционного определения, принятые определением судьи от 16 декабря 2014 года, отменить.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий
С.И.БРАТЕНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)