Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 11.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-16724/2014

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, устранении допущенных нарушений.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом, где истцу принадлежит жилое помещение, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. До настоящего времени истец и члены его семьи не переселены из аварийного жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N 33-16724/2014


Судья Зыбунова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Абдуллаева Б.Г.,
судей Ахметшиной А.Ш. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Х.И.М. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 сентября 2014 года, которым постановлено:
иск А.Г.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившееся в не переселении из аварийного жилого <адрес> А.Г.Р. и членов ее семьи.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани предоставить А.Г.Р. благоустроенное жилое помещение на праве собственности, состоящее из одной комнаты, жилой площадью 18,5 кв. м, с прекращением права собственности на <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя А.Г.Р. - Ш.Б.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

А.Г.Р. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту - ИК МО г. Казани) о признании незаконным бездействия и предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 07 февраля 2007 года, А.Г.Р. является собственником комнаты.... общей площадью 22,7 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> В указанном жилом помещении также зарегистрированы члены ее семьи: муж - А.И.Р. и дочь А.А.И. В соответствии с Решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года N 4-27 данный корпус дома включен в муниципальную целевую программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в г. Казани". Однако, эта программа не была исполнена и жильцы продолжают жить в данном доме. Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Однако переселение до сих пор не состоялось. Истица просила признать незаконным бездействие ИК МО г. Казани по непринятию своевременных мер по отселению из непригодного для проживания жилого помещения; обязать ИК МО г. Казани предоставить истцу на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законодательством требованиям и находящимся в черте г. Казани.
В судебном заседании представитель А.Г.Р. - Ш.Б.Н. иск поддержал.
Представитель ИК МО г. Казани - Г.Р.Р. иск не признал.
Судом принято решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани просит об отмене решения суда как необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Указывает на неправильное толкование судом статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма определяет порядок изъятия жилых помещений для государственных и муниципальных нужд, однако в настоящее время решение об изъятии для таких нужд отсутствует. Отмечает, что, обязывая орган местного самоуправления г. Казани предоставить истцам жилое помещение, суд нарушил установленный нормами материального права порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда. Ссылается на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14, указывая, что на органы местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из материалов дела следует, что А.Г.Р. на основании договора купли-продажи комнаты N 01-2006-20824 от 11 декабря 2006 года, принадлежит на праве собственности комната N <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АА N 160487 от 07 февраля 2007 года.
Общая площадь данной комнаты составляет 22,7 кв. м, в том числе 18,5 кв. м - жилой площади, что подтверждается финансово-лицевым счетом N 8103642480 по состоянию на 19 августа 2014 года.
Согласно выписке из домовой книги в указанном жилом помещении кроме истца зарегистрирована ее дочь - А.А.И. и супруг - А.И.Р.
Согласно данным технического паспорта РГУП "БТИ МСАи ЖКХ по РТ" от 28 ноября 2006 года корпус.... <адрес> года постройки, физический износ дома составляет 45%.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 корпус.... <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Жилой дом по адресу: <адрес> включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда г. Казани на 2013 - 2015 годы.
До настоящего времени истица и члены ее семьи не переселены из аварийного жилья.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что несоблюдение органом местного самоуправления процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как неисполнение положений жилищного законодательства не лишает граждан права требовать их защиты, в том числе, путем предоставления другого жилого помещения. Дом, в котором проживает истица со своей семьей, в установленном порядке признан не пригодным для проживания, проживание в нем ставит под угрозу их жизнь и здоровье, а потому истец приобрел право на предоставление жилого помещения, которое в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с нормами, предусмотренными статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложении обязанности на ИК МО г. Казани предоставить А.Г.Р. и членам ее семьи во внеочередном порядке в собственность благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты общей площадью не менее 18,5 кв. м в черте города Казани с прекращением права собственности на ранее занимаемое жилое помещение.
Как видно из дела, предложений об изъятии у А.Г.Р. жилого помещения, в связи с изъятием земельного участка путем выкупа, ей не поступало, решение о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не принято, что сторонами не оспаривалось.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок изъятия жилых помещений для государственных и муниципальных нужд, и неправильном применении к спорным правоотношениям нормы статьи 87, части 1 статьи 89 ЖК РФ, не могут служить основанием для отмены решения суда. В связи с признанием ответчиком жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу и непринятием со стороны ответчика предусмотренных вышеуказанной нормой Жилищного кодекса Российской Федерации действий, суд правомерно возложил на него обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения, не менее ранее занимаемого.
Ссылка в жалобе представителя ИК МО г. Казани на то, что действующим законодательством право на обеспечение жилыми помещениями возникает у граждан с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления, не состоятельна, поскольку спорные правоотношения вытекают не из отношений по обеспечению жильем в порядке очереди малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, а по иным основаниям, а именно, в связи с признанием жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 сентября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)