Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2433/2014

Требование: О защите прав потребителей, о капитальном ремонте многоквартирного дома.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: За период эксплуатации дома не проводился его капитальный ремонт, в связи с чем возникли многочисленные дефекты строительных конструкций и инженерных систем.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу N 33-2433/2014


Судья: Лохмачева И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ивашуровой С.В., Силаевой Т.Г.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 6 мая 2014 года по делу по иску К. и М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - о капитальном ремонте многоквартирного дома,

установила:

11 марта 2014 года К. и М. обратились в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, уточнив требования, просили обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в срок до 30 июня 2015 года провести капитальный ремонт конструктивных и инженерных систем многоквартирного дома по следующим работам: капитальный ремонт фасада, наружной отделки стен, ремонт балконов, карнизных свесов, отмостки, ремонт внутренней отделки стен мест общего пользования, ремонт подъездов, лестничной клетки, с установкой пандуса, системы холодного водоснабжения, системы центрального отопления, системы горячего водоснабжения, системы канализации и сантехнического оборудования, системы электроснабжения, балконных дверей на втором этаже, произвести благоустройство дворовой территории, установку пандуса.
В обоснование своих требований сослались на то, что за период эксплуатации дома, расположенного по адресу: "д.47", 1949 года постройки, не проводился его капитальный ремонт, в связи с чем возникли многочисленные дефекты строительных конструкций и инженерных систем.
В судебном заседании истица М. исковые требования поддержала.
Истица К., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги по доверенности О. исковые требования не признала.
Третье лицо В. не возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица ООО "Калуга-Заказчик", третьи лица А., Л., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 06 мая 2014 года постановлено:
- исковые требования М., К. удовлетворить частично;
- обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в срок до 30.06.2015 года обеспечить за счет средств бюджета городского округа "Город Калуга" проведение капитального ремонта конструктивных и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу "47" по следующим работам: капитальный ремонт фасада, наружной отделки стен, ремонт балконов, карнизных свесов, отмостки, ремонт внутренней отделки стен мест общего пользования, ремонт подъездов, системы холодного водоснабжения, системы центрального отопления, системы горячего водоснабжения, системы канализации и сантехнического оборудования, системы электроснабжения, балконных дверей на втором этаже, асфальтирование дворовой территории;
- в удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из технического паспорта, двухэтажный шлакоблочный дом, расположенный по адресу: "д.47", был построен в 1949 году.
Согласно техническому паспорту износ конструктивных элементов многоквартирного дома по состоянию на 1987 год составлял: фундамента 35%, наружных стен 40%, чердачных перекрытий 55%, системы горячего водоснабжения 40%, по состоянию на 1991 год физический износ указанного дома составил 52%, на 1997-56%.
Управление указанным многоквартирным домом на основании договора от 05 июня 2012 года осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Калуга-Заказчик".
Из дела видно, что за истицей К. 19 февраля 2014 года на основании договора передачи жилого помещения в собственность от 13 декабря 2013 года было зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в праве собственности на комнату N 11 в квартире N 2 дома N 47 по улице "..."; истице М. на основании договора передачи жилого помещения в собственность от 24 декабря 2013 года принадлежит на праве собственности 1/3 доля в праве собственности на комнату в квартире N 1 в этом же доме.
Из актов проверки состояния общего имущества от 30.09.2012 года, 05.03.2012 года, составленных управляющей компанией, предписаний Государственной жилищной инспекции Калужской области от 21.06.2012 года, 10.01.2013 года, 01.11.2013 года следует, что требуется проведение капитального ремонт фасада, наружной отделки стен, ремонт балконов, карнизных свесов, отмостки, ремонт внутренней отделки стен мест общего пользования, ремонт подъездов, системы холодного водоснабжения, системы канализации и сантехнического оборудования, системы электроснабжения, балконных дверей на втором этаже, асфальтирование дворовой территории.
В соответствии с полномочиями, возложенными постановлением Правительства Калужской области от 28.06.2013 года N 331 "Об утверждении порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов" на Государственную жилищную инспекцию Калужской области, указанным органом был проведен мониторинг многоквартирного дома "47", в соответствии с данными которого процент износа конструктивных элементов данного многоквартирного дома составляет: кровля - 59%, фасад - 55%, фундамент - 50%, отмостка - 49%, система ХВС - 66%, система центрального ГВС - отсутствует, система водоотведения - 68%, система газоснабжения - 59%, система электроснабжения - 60%, лифты - отсутствуют, общий процент износа МКД - 59%.
Суд, возлагая на ответчика обязанность по проведению капитального ремонта конструктивных элементов указанного многоквартирного жилого дома, пришел к выводу о невыполнении ответчиком своих обязанностей как бывшим наймодателем, установленных ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Однако с таким решением суда согласиться нельзя, поскольку судом при его вынесении были нарушены нормы материального права, так как не были применены нормы права, подлежащие применению.
В соответствии со ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области" установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст. 3), в соответствии с которым региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области (далее - региональная программа капитального ремонта), утверждается Правительством Калужской области и должна содержать перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона и плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ, определенным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона (п. 3).
Вышеуказанным Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария); степень физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; срок эксплуатации многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома (п. 4 ст. 3).
При этом в силу ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 г. N 753, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2014 г. N 335, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014-2043 годы, в которой период проведения капитального ремонта конструктивных элементов многоквартирного дома "д. 47" г.Калуги, 1949 года постройки, установлен в 2019-2043 годах: фасада - 2019-2023, 2034-2038 годы, отмостки - 2019-2023, 2034-2038 годы, системы холодного водоснабжения - 2019-2023, 2034-2038 годы, системы канализации - 2019-2023 годы, системы электроснабжения - 2024-2028 годы.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме согласно ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть определены или утверждены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, а также источники финансирования капитального ремонта.
При этом в силу ст. 39 этого же Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, уплачивая взнос на капитальный ремонт (ст. 154 Кодекса); доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется в силу ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Вместе с тем вышеприведенной ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в случае приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта.
Принимая во внимание вышеизложенные правовые положения, лица, приватизировавшие жилые помещения в многоквартирном доме, требующем капитального ремонта, при наличии принятого в соответствии с ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества, не должны нести расходы и участвовать в проведении капитального ремонта, поскольку эту обязанность в силу ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несет бывший наймодатель пропорционально принадлежавшей ему доле в праве общей собственности, которая, в свою очередь, согласно ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации пропорциональна размеру общей площади такого жилого помещения.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований о возложении только на ответчика как на бывшего наймодателя обязанности провести капитальный ремонт конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: "д. 47" в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 1, п. 2, п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 6 мая 2014 года отменить.
Вынести новое решение.
К. и М. в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - о капитальном ремонте многоквартирного дома отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)