Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6206/2014

Требование: Об оспаривании уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры социальной поддержки.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцам на праве собственности принадлежит по доли жилого дома, который в результате чрезвычайной ситуации попал в зону затопления. Заключением комиссии данное жилое помещение было признано непригодным для проживания с необходимостью его ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N 33-6206/2014


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Чемякиной И.А.
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 октября 2014 года дело по заявлению И.З., И.Р., Г. о признании незаконным уведомления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, по апелляционной жалобе заявителей на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 23 июля 2014 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю.,

установила:

И.З., И.Р., Г. обратились в суд с заявлением о признании незаконным уведомления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" об отказе в предоставлении меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения. В обоснование требований указали, что им на праве собственности принадлежит по 1/3 доли жилого дома, расположенного по <адрес>, который в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, попал в зону затопления. Заключением межведомственной комиссии соответствующего органа данное жилое помещение было признано непригодным для проживания с необходимостью его ремонта для восстановления эксплуатационных характеристик здания. В связи с чем, они обратились с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления им было отказано в связи с наличием в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения, и не подтверждением факта проживания в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации. Отказ считают незаконным, поскольку в силу действующего жилищного законодательства площадь жилого помещения, находящегося в собственности нанимателя и членов его семьи, не подлежит учету при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением из аварийного жилья. Отсутствие у них регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении не может служить основанием для ограничения права на возмещение вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 23 июля 2014 года в удовлетворении заявления И.З., И.Р., Г. отказано.
В апелляционной жалобе И.З., Г. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушение норм действующего законодательства, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Полагают, что положения о предоставлении трансфертов и постановление Правительства Хабаровского края N 205-пр в данном случае применению не подлежат, поскольку противоречат ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в суд не явились, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, на возмещение ущерба, причиненному их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции закона от 28.12.2013 г.).
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутии), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", постановлено считать одной из важнейших государственных задач ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, в связи с чем Правительству РФ решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодно для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов РФ и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением Правительства РФ от 09 августа 2013 года N 569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09 августа 2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Как следует из представленных материалов дела, жилой дом, расположенный по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности И.З., И.Р., Г., по 1/3 доли на каждого, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав (л.д. 10 - 13).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, назначенной распоряжением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, указанный жилой дома был признан непригодным для проживания с необходимостью провести его ремонт для восстановления эксплуатационных характеристик здания (л.д. 17 - 20).
Из уведомления КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольск-на-Амуре" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что И.З. и И.Р. отказано в удовлетворении заявления на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в связи с наличием у них в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения, а Г. в связи с не подтверждением факта регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации (л.д. 15).
В соответствии с "Порядком предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года", разработанным в целях реализации мер социальной поддержки (Приложение N 17 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр. (ред. от 11.06.2014)), установлено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавшие в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (п. 1.5 Порядка).
По смыслу приведенной нормы закона, собственники поврежденного жилого помещения вправе получить данную меру социальной поддержки в том случае, если они постоянно проживали в указанном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации и не имеют в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения.
Из данных в указанном Порядке разъяснений следует, что факт проживания граждан в поврежденном жилом помещении подтверждается регистрацией по месту жительства в жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке (п. 1.6 Порядка).
Согласно выписке из домой книги И.З., И.Р. и И.А. (ныне Г.) являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности утраченного жилого дома <адрес>, без регистрации в данном жилом помещении.
Факт постоянного проживания заявителей в указанном жилом помещении по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации также не установлен и в судебном порядке, что предусмотрено п. 1.6 Порядка.
Под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащее гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания (п. 1.8 Порядка).
Как следует из свидетельств о государственной регистрации права, помимо поврежденного в результате затопления жилого дома по <адрес>, заявителям на праве долевой собственности принадлежит и квартира <адрес> общей площадью 77,3 кв. м, в том числе И.Р., Г. по 1/6 доли, а И.З. 2/3 доли (л.д. 39 - 41). Заявители в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства, что подтверждается материалами дела (л.д. 34 - 37).
Доказательств, подтверждающих факт признания данного жилого помещения не пригодным для проживания, в материалах дела не имеется и суду заявителями не представлено.
Таким образом, исходя из того, что в ходе судебного разбирательства не был установлен факт постоянного проживания заявителей в утраченном жилом помещении и что заявители имеют в собственности другое пригодное для проживания жилое помещение, то на них не может распространяться мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Кроме того, полномочия КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" при решении вопроса предоставления данной меры социальной поддержки определены Порядком предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года", разработанным в целях реализации мер социальной поддержки (Приложение N 17 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр (ред. от 11.06.2014).
На основании указанного Порядка КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" в рамках своей компетенции не принимает непосредственно решение о предоставлении данной меры социальной поддержки. В соответствии с предоставленным полномочиями Учреждение на основании единого списка, согласованного и утвержденного Губернатором Хабаровского края и направленного в его адрес Министерством ЖКХ Хабаровского края, направляет заявителю лишь уведомление об удовлетворении его заявления либо об отказе в удовлетворении заявления с обоснованием причин отказа (п. 2.10 Порядка).
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре" действовало в соответствии с законом в рамках предоставленных ему полномочий, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных И.З., И.Р., Г. требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы со ссылкой на Разъяснения Пленума ВС РФ не могут быть приняты во внимание, так как указанные Разъяснения касаются правоотношений, возникших в сфере обеспечения жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а в данном случае речь идет о правоотношениях, связанных с предоставлением Российской Федерацией как социального государства государственной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и соответственно данные правоотношения регулируются специальными федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативно-правовыми актами.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Исходя из этого, ущерб гражданам возмещается не в полном объеме, а частично.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 23 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.З., Г. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
О.В.ГЕРАСИМОВА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)