Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3638\2014Г.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N 33-3638\\2014г.


Судья: Бутырин А.В.
Докладчик: Кузьменок А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Крейса В.Р., Кузьменка А.В.,
при секретаре Ш.Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе К.Е.А. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 16 января 2014 года, которым иск К.Е.А. к Обществу с ограниченной ответственностью "УЮТ" о признании ненадлежащим исполнения обязанностей по управлению домом, освобождении от уплаты коммунальных платежей, возврате денежных средств, обязании заключения договора управления общим имуществом многоквартирного дома, обязании производства расчетов в соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ, взыскании компенсации морального вреда, оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения К.Е.А., судебная коллегия

установила:

К.Е.А. обратился в суд с иском к ООО "УЮТ" о признании ненадлежащим исполнения обязанностей по управлению домом, освобождении от уплаты коммунальных платежей, возврате денежных средств, обязании заключения договора управления общим имуществом многоквартирного дома, обязании производства расчетов в соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что он проживает в доме по <адрес>, который обслуживается УК ООО "Уют". Управляющая компания при обслуживании их дома должным образом не выполняет своих обязанностей, тем самым нарушает Закон "О защите прав потребителей" и ст. 29 ЖК РФ: не предоставляет платежных документов для оплаты услуг, не заключает договор управления, производит расчеты начислений, не обосновывая их документами.
УК ООО "Уют" счет (платежный документ) на оплату ему не выставляет, как того требует ст. 155 п. 2 ЖК РФ.
С ним не заключен договор управления общим имуществом. Договор с собственниками МКД УК "Уют" заключила в 2006 г. Собственником <адрес>, он стал в ноябре 2008 г., это означает, что между ним, как собственником части имущества дома, и УК не возникло правоотношений в связи с отсутствием подписанного сторонами договора. Договор управления МКД, заключенный в 2006 г., оформлен неправильно, а именно, подписи собственников в виде таблицы можно прочитать и как их нежелание заключить договор. Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ ООО УК "Уют" имело право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, но не сделало этого, что свидетельствует о нежелании ООО УК "Уют" заключать такой договор. Таким образом, есть все основания считать, что ООО УК "Уют" никогда не имело намерения заключать с ним договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, а, следовательно, не приобрело оснований требовать с него оплаты за предоставление услуг. Собственник должен знать (и иметь на руках соответствующий документ) о том, за что и кому он платит, кто несет ответственность за сохранность его доли в общей собственности, из чего складывается цена содержания его имущества и какие непосредственно обязанности перед собственниками существуют у управляющей организации.
28 июня 2013 г. он получил платежный документ от УК, который не соответствует рекомендациям Постановления N 354. Кроме всего, УК пытается получить с него и пени. Согласно п. 21 "Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392, указано: "пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и заключенными договорами". Союз "и" указывает, что в отсутствие заключенного договора требование российского законодательства об уплате пени неприменимо.
В отчете за 2011 г. и за 2012 г. ООО УК "Уют" не предоставило акты на выполненные работы и можно предположить, что работы не выполнялись и деньги получены не правомочно.
Более того, ему непонятны расчеты по коммунальным платежам, которые УК выполняет очень странно, завышая все показатели в свою сторону и не обосновывая свои доводы документами. Так, по расчету за горячую воду единица расчета принята - "перерасчет" - ни м2, ни г кал/час не присутствуют. По холодной воде также в расчет не принимаются показатели, которые он передавал 1,5 года в УК, не обоснованы платежи по капремонту. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 п. 13 пп. "б", информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и т.п.
В связи с непредставлением обязательной информации по расчетам он не может проверить факт выполнения работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, их качества, объема.
Как собственник дома он не получает необходимой информации о видах работ, за которые он платит, о количестве, качестве и гарантийном сроке выполняемых работ, а также информации об оказанных услугах. Этим нарушается его право по предъявлению претензий за непредставление или ненадлежащее предоставление услуг и выполнение работ.
В связи с нарушением его прав ему причиняется моральный вред. Считает, что соразмерной компенсацией морального вреда, причиненного потребителю непредставлением обязательной информации о выполнении договора управления, является сумма 10 000 руб.
С учетом уточнений исковых требований истец просил признать, что УК ООО "Уют" не должным образом исполняет свои обязанности по управлению домом, в связи с неисполнением должным образом своих обязанностей Управляющей компанией ООО "Уют" - а) освободить его от оплаты по коммунальным платежам. В дальнейшем при отсутствии платежного документа и подтверждающих документов выполнения услуг и работ, оплату не производить; б) вернуть ему деньги за управление МКД, полученные на протяжении 3 лет, как за работы, не подтвержденные актами их исполнения, а значит не выполненные; обязать УК ООО "Уют" заключить с ним договор управления общим имуществом МКД, согласно ЖК РФ ст. 162 п. 1; обязать УК ООО "Уют" производить расчеты ресурсов согласно Постановления Правительства РФ N 731 и 354, взыскать с ответчика компенсацию за моральный ущерб в размере 10 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение суда, с которым не согласен К.Е.А.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, а также судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что вывод суда о том, что он сам уклоняется от заключения договора управления, не соответствует обстоятельствам дела, так как ответчиком договор управления в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не направлялся.
Судом не дана правовая оценка факту не размещения Ответчиком информации, предусмотренной законодательством.
Кроме того, судом не дана правовая оценка непредставления платежных документов, факт непредставления которых был зафиксирован ответом прокуратуры Центрального района г. Новосибирска от 26.03.2013 М12-Ж-2013
Апеллянт считает, что судом не был принят во внимание тот факт, что у него отсутствовали основания внесения платы, в связи с неисполнением управляющей организацией обязанности по выставлению платежного документа.
По мнению апеллянта, суд не смог разобраться в понятиях "выписка из лицевого счета" и "платежный документ" и не понял в чем разница между ними.
Считает необоснованной ссылку суда на п. 33 Правил, поскольку данная норма материального права не могла быть применена в связи с тем, что многоквартирный <адрес> не выбирал способ управления - товарищество собственников жилья.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 67 ГПК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец К.Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 9) и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
В соответствии с Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений расположенных по адресу <адрес> проведенного в форме заочного голосования N 53 от 07 декабря 2006 г. собственниками помещений в многоквартирном доме выбрана управляющая организация ООО "УЮТ".
Актом передачи управления многоквартирными домами от 31 декабря 2006 г. директор МУ "Дирекция Заказчика по жилищному хозяйству Центрального района" на основании протокола общего собрания передала генеральному директору ООО "УЮТ" управление многоквартирным домом <адрес>.
В соответствии с частью 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом, одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и. если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Истец обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирным дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года за N 491, собственник помещений обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества.
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений определяется органами управления Товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Статья 309, 310 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением мирового судьи первого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 24.01.2013 по гражданскому делу по иску ООО "УЮТ" к К.Е.А. о взыскании задолженности по оплате за текущее содержание жилья, вступившему в законную силу, что не оспаривалось сторонами, установлено, что согласно выписки из лицевого счета за период с 01 января 2011 г. по 31 октября 2012 г. установлена задолженность за текущее содержание жилья в размере 7369 рублей 38 копеек, что свидетельствует о том, что свои обязанности по оплате коммунальных услуг К.Е.А. выполняет не в полной мере.
Доводы К.Е.А. в части неправомерности начисления задолженности по оплате за текущее содержание жилья в связи с отсутствием заключенного между ООО "УЮТ" и К.Е.А. договора управления многоквартирным домом, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Поскольку многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО "УЮТ", способ управления избран собственниками помещений, между истцом и собственниками заключен договор управления многоквартирным домом, то и условия заключенного договора обязательны для каждого собственника, в том числе, и для ответчика. В данном случае отсутствие письменного договора между ООО "УЮТ" и К.Е.А. не является основанием для освобождения его от обязанности оплаты за текущее содержание жилья.
Согласно п. 4.9 договора управления многоквартирным домом <адрес> от 01.01.2007 N 10, заключенного между ООО "УЮТ" и собственниками помещений в данном доме, "внесение платы осуществляется собственниками в соответствии с платежными документами либо на основании информации, передаваемой с использованием электронных или иных платежных систем в пункты приема платежей". Собственникам помещений вышеуказанного многоквартирного дома предлагалась новая редакция договора управления многоквартирным домом, в соответствии с которой плата за содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги должна вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (проект договора предоставлялся председателю совета вышеуказанного многоквартирного дома - К.Е.А.). Однако, собственниками до сих пор не принята предложенная управляющей организацией редакция договора управления многоквартирным домом. Затраты, связанные с выставлением платежных документов (счетов), не включены в тариф на содержание общего имущества дома (в общеэксплуатационные расходы).
При этом собственникам помещений предоставляются выписки из лицевого счета, которые содержат информацию о начислениях за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги, об оплате, об имеющемся на конец месяца долге и др. При принятии собственниками помещений многоквартирного <адрес> договора управления многоквартирным домом в новой редакции (с условием о необходимости представления управляющей организацией платежных документов в определенный срок), включении в тариф на содержание общего имущества дома расходов, связанных с выставлением платежных документов, управляющей организацией будут предоставляться собственникам помещений платежные документы (счета).
Также мировым судьей установлено, что в части не предоставления платежных документов по оплате коммунальных услуг, указанный довод опровергается исследованными доказательствами, а именно представителем истца представлено сопроводительное письмо от 19 сентября 2012 г., из которого усматривается, что ответчику К.Е.А. были направлены счета на оплату. Факт отправки подтверждается описью вложения и почтовой квитанцией. Кроме того сам ответчик К.Е.А. в судебном заседании подтвердил факт получения счетов.
В связи с чем, мировой судья пришел к выводу о том, что требования ООО "УЮТ" подлежали удовлетворению, поскольку ответчиком не представлено доказательств исполнения своих обязательств надлежащим образом.
Кроме того, обращения К.Е.А. являлись предметом проверки прокуратуры Центрального района г. Новосибирска.
Как следует из ответа прокуратуры Центрального района г. Новосибирска от 26.03.2013 N 212ж-2013 на обращение К.Е.А., ранее прокуратурой Центрального района г. Новосибирска по поручению прокуратуры г. Новосибирска проводилась проверка его обращению о нарушении ООО "Уют" требований жилищного законодательства, в том числе и по доводу о том, что собственникам жилого многоквартирного <адрес> не предоставляют платежные документы для оплаты коммунальных и жилищных услуг. В ходе проведенной проверки было установлено, что собственникам помещений указанного дома ООО "Уют" не предоставляются платежные документы.
В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
По результатам проведенной проверки 21.08.2012 в адрес ООО "Уют" было внесено представление об устранении нарушений закона. ООО "Уют" по результатам рассмотрения представления от 21.08.2012 предприняты меры по устранению допущенных нарушений закона, а именно - управляющей компанией собственникам помещений <адрес> предложено включить в тарифы на 2013 год расходы, связанные с выставлением и предоставлением каждому собственнику платежных документов.
В соответствии с п. 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из информации и представленных документов ООО "Уют" следует, что 11.12.2012 для рассмотрения тарифы переданы члену совета указанного дома К.А.И., о чем свидетельствует ее подпись в журнале ООО "Уют". Однако, до настоящего времени тарифы не рассмотрены и не утверждены собственниками помещений в указанном многоквартирном доме. Таким образом, при принятии собственниками помещений в указанном доме данных тарифов, включающих расходы на выставление и предоставление платежных документов, ООО "Уют" будет представлять каждому собственнику платежные документы на бумажном носителе ежемесячно. В настоящее время собственники помещений в многоквартирном <адрес> могут получить информацию о суммах платежей за коммунальные и жилищные услуги (историю платежей, баланс лицевого счета, детализацию начислений по услугам, распечатать квитанции, ввести показания ИПУ и т.д.) при входе в личный кабинет на сайте \\у.жкхнсо.рф., а также при личном обращении в ООО "УЮТ". Для работы в личном кабинете собственникам в управляющей компании выдается логин и пароль. В ООО "Уют" ведется реестр собственников, получивших логин и пароль, согласно которому К.Е.А. их получил, о чем свидетельствует его подпись.
Действительно, в соответствии с положениями ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 названных выше Правил.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 37 Правил).
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (п. 6 Правил).
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 (в частности, управляющая организация) и 10 (ресурсоснабжающая организация) настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются, в частности, в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (п. 8 Правил).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 13 Правил).
Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил (п. 23 Правил).
При наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения.
При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда.
Если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.
Заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией осуществляется в порядке, указанном в пунктах 23 и 24 настоящих Правил (п. 27 Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (часть 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).
Положение о заключении договора в обязательном порядке является исключением из общего правила о свободе договора, которое допускается в том числе в случаях, предусмотренных законом.
Таким законом является Жилищный кодекс РФ, часть 5 статьи 161 которого предусматривает, что орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу данной правовой нормы, обязанность заключить договор управления многоквартирным домом возникает у лиц, являющихся собственниками как жилых, так и нежилых помещений в таком доме.
Согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Принимая во внимание, что истцу представлялся для подписания со стороны ответчика проект договора, однако данный проект какого-либо согласования с его стороны не получил, в свою очередь, своего варианта также истец в установленном порядке не представил, суд пришел к правильному выводу, что со стороны ответчика какого-либо нарушения прав истца в части незаключения с ним договора управления не допущено, поскольку ответчиком представлялся истцу проект договора, однако истцом каких-либо действий по согласованию либо представлению возражений по проекту договора не представлено, также не подписан договор.
Также суд обоснованно исходя из представленных доказательств и требований закона не нашел оснований для удовлетворения требований истца об освобождении от уплаты коммунальных платежей, принимая во внимание обстоятельства, установленные решением мирового судьи, а также доведения ответчиком до истца информации о размере коммунальных платежей.
Учетом изложенного, суд 1-й инстанции исследовав и оценив представленные доказательства, материалы дела в полном объеме, обоснованно не нашел оснований для признания исковых требований истца, в том числе, в части признания управляющей компании не должным образом исполняющей свои обязанности по управлению домом, освобождении его от оплаты по коммунальным платежам, возврате ему денежных средств за управление МКД за три года, как за работы, не подтвержденные актами их исполнения.
Кроме того, суд правильно полагал не подтвержденными доводы истца о нарушении ответчиком Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, поскольку ответчиком не предоставляется необходимая информация.
Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договора управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и об условиях из предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. Постановление N 731 которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Согласно данному Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.
Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации, Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Пункты 10, 13 Стандарта закрепляют объем и вид информации выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, а также их стоимость. При этом такая информация должна указываться в отношении каждого многоквартирного дома, который находится в управлении управляющей организации.
Пунктом 10 Стандарта установлено, что в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
Согласно п. 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в настоящее время собственники помещений в многоквартирном <адрес> могут получить информацию о суммах платежей за коммунальные и жилищные услуги при входе в личный кабинет на сайте \\у.жкхнсо.рф., а также при личном обращении в ООО "УЮТ", что свидетельствует о том, что ответчиком какого-либо нарушения прав истца в данном случае не допущено, доказательств обратного истцом суду не представлено.
С учетом изложенного, оценив в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доводы и доказательства, суд 1-й инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из представленных доказательств.
Требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, как правильно указал суд, поскольку истцу отказано в удовлетворении основных исковых требований, а требования о компенсации морального вреда, как производные от основных, также не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Новосибирска от 16 января 2014 года оставить без изменения апелляционную жалобу К.Е.А. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)