Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N 2-968/13

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N 2-968/13


22 апреля 2013 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Велякиной Е.И.,
при секретаре Рязановой А.Э.,
с участием прокурора Алферовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативно-правового акта
установил:

прокурор г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с заявлением (с учетом уточнений л.д. 54 - 58) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в действие подпункт 1 пункта 34, пункты 41, 43, подпункты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 пункта 47; пункты 50, 88, 95, 100, 101, подпункт 2 пункта 104, пункты 113, 180, 183, 203 и 224 Правил благоустройства территории г. Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2012 года N 34/3, в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий; возложении на Челябинскую городскую Думу обязанности отменить указанные пункты в части.
В обоснование требований сослался на то, что данный документ опубликован в "Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва" N 34, апрель 2012 года и в газете "Вечерний Челябинск" N 33 от 27 апреля 2012 г., является нормативным правовым актом. Данными правилами на граждан и хозяйствующих субъектов дополнительно возложены обязанности обеспечения содержания прилегающей территории, то есть территории, которая им не предоставлена во владение либо пользование, что не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также влечет необоснованные материальные и временные затраты.
В судебном заседании прокурор г. Челябинска на заявленных требованиях настаивал.
Представитель заинтересованного лица Челябинской городской Думы Кузеванова Л.Н. в судебном заседании требования не признала. Суду пояснила, что в силу п. 25 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа. Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования. Вместе с тем, в соответствии с п. 40, 41 названных Правил для закрепления территории города в целях благоустройства за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями администрации районов в городе формируют карты-схемы. Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели согласовывают карту-схему и заключают соглашение (договор) о выполнении работ по благоустройству. При составлении карт-схем и заключении соглашения (договора) размер прилегающей территории определяется от границ отведенной территории. Полагают, что Правила не закрепляют за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанности по заключению соглашения (договора) о выполнении работ по благоустройству.
Заинтересованные лица администрация г. Челябинска, Администрация Советского района г. Челябинска, администрация Центрального района г. Челябинска, администрация Калининского района г. Челябинска. администрация Курчатовского района г. Челябинска. администрация Ленинского района г. Челябинска, администрация Металлургического района г. Челябинска, администрация Тракторозаводского района г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения прокурора города Челябинска, представителя Челябинской городской Думы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В заявлении поставлен вопрос о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими подпункт 1 пункта 34, пункты 41, 43, подпункты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 пункта 47; пункты 50, 88, 95, 100, 101, подпункт 2 пункта 104, пункты 113, 180, 183, 203 и 224 Правил благоустройства территории г. Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2012 года N 34/3, в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий.
Учитывая, что названный документ издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, опубликован в "Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва" N 34, апрель 2012 года и в газете "Вечерний Челябинск" N 33 от 27 апреля 2012 г., суд полагает, что Правила благоустройства территории г. Челябинска, утвержденные решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2012 года N 34/3, являются нормативным правовым актом.
Оспариваемыми пунктами Правил установлено:
- пп. 1 п. 34 Правил - физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями;
- п. 43 Правил - границы прилегающей территории определяются проектами межевания территорий (документами по планировке территорий), необходимых для эксплуатации зданий, сооружений; а при отсутствии указанных данных - в соответствии с картой-схемой. При этом заключается соглашение (договор) о выполнении работ по благоустройству территории между соответствующей администрацией района в городе и физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
- пп. 1 п. 47 Правил - Работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на прилегающих территориях многоквартирных домов - организации, обслуживающие жилищный фонд, если собственниками заключен договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом. При отсутствии такого договора - собственники помещений в доме;
- пп. 2 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях - соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели;
- пп. 3 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на участках домовладений индивидуальной застройки, принадлежащих физическим лицам на правах собственности, и прилегающих к ним территориях - собственники или пользователи домовладений;
- пп. 4 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, отведенных под проектирование и застройку (до начала работ), и прилегающих к ним территориях - юридические и физические лица, которым предварительно согласовано место размещения объекта на период проектирования или предоставлены земельные участки для строительства (за исключением участков, где расположены жилые дома, планируемые под снос):
- пп. 6 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, где ведется строительство или производятся планировочные, подготовительные работы, и прилегающих к ним территориях (на все время строительства или проведения работ) - организации, ведущие строительство, производящие работы;
- пп. 7 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, прилегающих к временным нестационарным объектам, - собственники и арендаторы данных объектов;
- пп. 8 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи, газопроводов и других инженерных коммуникаций - собственники, а в случае их отсутствия - владельцы и пользователи;
- пп. 11 пп. 1 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на тротуарах: примыкающих к проезжей части улиц или к проездам, отделенных от проезжей части газоном шириной не более трех метров и не имеющих непосредственных выходов из подъездов жилых зданий; прилегающих к ограждениям набережных; на организации, отвечающие за уборку и содержание проезжей части; имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, тротуарах придомовых территорий, въездах во дворы, пешеходных дорожках, расположенных на придомовых территориях, организации, осуществляющие управление/эксплуатацию многоквартирными домами либо собственники помещений в многоквартирных домах; находящихся на мостах, путепроводах, эстакадах, а также технических тротуаров, примыкающих к инженерным сооружениям и лестничным сходам, - организации, на балансе которых находятся данные инженерные сооружения, либо организации, эксплуатирующие их;
- пп. 13 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях парковок автотранспорта - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, во временном пользовании или собственности которых находится обслуживаемое данной парковкой помещение или здание; при отсутствии собственников или пользователей - организации, отвечающие за уборку и содержание проезжей части.
- При смене владельцев или пользователей зданий, земельных участков, помещений, для которых была предусмотрена парковка автотранспорта, обязанности по ее содержанию возлагаются на их преемников;
- пп. 16 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на посадочных площадках городского общественного транспорта - владельцы торгово-остановочных комплексов при их наличии;
- пп. 17 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на трамвайных путях, конечных разворотных пунктах и диспетчерских - предприятия городского пассажирского транспорта;
- пп. 18 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на пересечениях железнодорожных переездов с проезжей частью дорог - организации, эксплуатирующие железнодорожные переезды;
- пп. 19 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, прилегающих к входам в подземные и надземные пешеходные переходы, лестничные сходы переходов и сами переходы - организации, на балансе которых они находятся, либо организации, эксплуатирующие их;
- пп. 20 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на прилегающих территориях, въездах и выездах с АЗС, АЗГС - владельцы указанных объектов;
- пп. 22 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам линий электропередачи, мачтам, байпасам - организации, эксплуатирующие данные сооружения;
- пп. 25 п. 47 Правил - работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, прилегающих к акватории реки Миасс, Шершневского водохранилища, озер, малых рек, искусственных водоемов (прудов и пр.), карьеров в черте города, - собственники и пользователи объектов;
- п. 50 Правил - уборка отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений осуществляется организациями, производящими работы по сносу (обрезке) данных зеленых насаждений. Вывоз отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений производится в течение рабочего дня - с территорий вдоль основных улиц и магистралей, и в течение суток - с улиц второстепенного значения и придомовых территорий. Пни, оставшиеся после сноса зеленых насаждений, удаляются в течение суток на основных улицах и магистралях города и в течение трех суток - на улицах второстепенного значения и придомовых территориях. Упавшие деревья удаляются собственником (пользователем) отведенной (прилегающей) территории немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, а с других территорий - в течение 6 часов с момента обнаружения. Не допускается складирование спила, упавших деревьев, веток, опавшей листвы и смета на площадках для сбора и временного хранения ТБО.
п. 88 Правил - организаторы парковки обязаны соблюдать санитарные нормы и правила и обеспечивать санитарное содержание и благоустройство зоны, отведенной для парковки автотранспорта, и прилегающей к ней территории, а также вывоз твердых бытовых отходов.
п. 95 Правил - собственники помещений в многоквартирных домах или лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами, осуществляют содержание прилегающих территорий в границах, установленных в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил.
п. 100 Правил - при осуществлении нового строительства либо реконструкции жилых домов индивидуальной и другой малоэтажной застройки ответственность за санитарное состояние прилегающей территории несут застройщики, землевладельцы. При завершении строительства жилого дома индивидуальной застройки его собственник обязан восстановить нарушенные в процессе строительства подъездные пути и озеленение территории за свой счет.
п. 101 Правил - собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны:
1) содержать в чистоте и порядке жилой дом, надворные постройки, ограждения и прилегающую к жилому дому территорию;
2) обеспечивать сохранность имеющихся перед жилым домом зеленых насаждений, их полив в сухую погоду;
3) обустроить выгреб для сбора жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства, принимать меры для предотвращения переполнения выгреба;
4) иметь адресные таблицы (указатели наименования улиц, номеров домов) расположения жилых домов, обеспечить наружное освещение фасадов и адресных таблиц жилых домов в темное время суток;
5) очищать канавы, трубы для стока воды на прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период;
6) осуществлять сброс, накопление мусора и отходов в специально отведенных для этих целей местах (в контейнеры);
7) обустроить и содержать ливневые канализации, не допуская розлива (слива) сточных и фекальных вод;
8) производить земляные работы на землях общего пользования после согласования с уполномоченными органами.
- пп. 2 п. 104 Правил - юридические лица и индивидуальные предприниматели, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны содержать площадки для сбора и временного хранения ТБО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику;
- п. 113 Правил - в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территории города вне установленных для этого мест лица, допустившие подобные нарушения, обязаны за свой счет принять меры по незамедлительной уборке загрязненной территории, а при необходимости, по рекультивации земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления, рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить выполнение работ по благоустройству и содержанию прилегающих территорий в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил.
п. 180 Правил - содержание территорий, прилегающих к фонтанам, осуществляют лица, ответственные за содержание территорий, на которых находятся данные объекты.
п. 183 Правил - владелец рекламной конструкции обеспечивает ее содержание в надлежащем состоянии, а также уборку прилегающей территории.
п. 203 Правил - ответственность за содержание территорий, прилегающих к таксофонам, банкоматам, платежным терминалам, возлагается на владельцев данных объектов либо на владельцев территорий, на которых они расположены.
п. 224 Правил - организация работ по уборке и благоустройству отведенной и прилегающей территорий возлагается на Администрацию города Челябинска, администрации районов в городе, собственников, арендаторов земельных участков, зданий и сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах и лиц, осуществляющих по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами, собственников жилых домов индивидуальной застройки.
Основные понятия, используемые в данных Правилах, приведены главе II.
Так, в соответствии с пунктом 20 Правил отведенная территория это часть территории города, предоставленная в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования.
В соответствии с п. 21 Правил прилегающая территория это часть территории, примыкающая к отведенной и дополнительно закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Из анализа указанных пунктов Правил следует, что прилегающая территория является территорией общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территория общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Статьями 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что расположенные на территории городского поселения территории общего пользования находятся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связанные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Таким образом, предусмотренная оспариваемыми пунктами Правил обязанность физических и юридических лиц по уборке и надлежащему содержанию прилегающих территорий, входит в понятие бремени содержания имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 данного Федерального закона, законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых для поселения и городского округа работ.
Между тем, в рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке и содержанию прилегающих территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, возлагается на указанных лиц в силу нормативного принуждения.
В ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривается возможность перенесения собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц. Это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, случаи несения бремени содержания имущества несобственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При этом подобную обязанность на граждан и юридических лиц не возлагает ни земельное законодательство, ни Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующий отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ни статьи 37 - 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", регулирующие вопросы обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Также статья 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", регулирующая вопросы установки рекламных конструкций, не возлагает на владельцев рекламных конструкций обязанности по содержанию и уборке земельного участка, где установлена такая конструкция.
Как уже было отмечено выше, собственник может перенести бремя содержания имущества (полностью или частично) на других лиц на основании договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, воли одного только собственника переложить бремя содержания имущества на других лиц является недостаточным, необходимо согласие всех договаривающихся сторон.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые прокурором положения Правил благоустройства города Челябинска в части возложения обязанности по уборке и содержанию территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, не относятся к компетенции органов местного самоуправления, а могут устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими указанным в решении нормам законодательства.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Мероприятия, перечисленные в оспариваемых прокурором положениях Правил, в их соотношении с разделами 3 - 9 Правил, составляющие понятие содержания территорий для целей данных Правил, обязывают юридических лиц и граждан, выполнять работы на прилегающих территориях по их круглогодичной уборке, озеленению и т.д. Характер таких работ предполагает несение материальных затрат на их выполнение.
Поскольку оспариваемые прокурором положения Правил благоустройства, содержащиеся в подпункт 1 пункта 34, пункты 41, 43, подпункты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 пункта 47; пункты 50, 88, 95, 100, подпункты 1, 2, 5, 7 пункта 101; подпункт 2 пункта 104; пункты 113; 180, 183, 203, 224 обязывают неограниченный круг лиц во внедоговорном порядке содержать и убирать имущество, являющееся муниципальной собственностью, а не собственностью таких лиц, суд приходит к выводу о признании их недействующими в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание принцип стабильности законодательства, учитывая, что на основании оспариваемых пунктов лица, допустившие их несоблюдение, могут быть без законных к тому оснований привлечены к ответственности, суд полагает необходимым признать указанные пункты Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденные решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2012 года N 34/3 недействующими в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий, с момента вступления в действие указанных Правил.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в издании, в котором был официально опубликован нормативно-правовой акт - газете "Вечерний Челябинск" и в Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы.
Доводы Челябинской городской Думы о том, что оспариваемые пункты приняты в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. N 613 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Согласно гражданскому и земельному законодательству бремя содержания земельных участков, в том числе бремя осуществления санитарной уборки, благоустройства территории земельных участков несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, если иное не предусмотрено договором аренды.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативное регулирование обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке прилегающих территорий возлагается на граждан и других хозяйствующих субъектов в силу нормативного принуждения, тогда как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых работ.
При нормативно-правовом регулировании орган государственной власти субъекта должен учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного.
Возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на граждан и юридических лиц противоречит требованиям федерального законодательства.
Ссылка заинтересованного лица Челябинской городской Думы на Рекомендации Минрегиона РФ, изложенные в приказе Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", не может быть принята во внимание, поскольку данный акт не относит к компетенции органов местного самоуправления возможность установления соответствующего обременения.
Указание Челябинской городской Думы на то, что Правила не закрепляют за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанности по заключению соглашения (договора) о выполнении работ по благоустройству, подлежит отклонению.
Пункт 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ закрепляет принцип свободы договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, из буквального толкования оспариваемых положений (п. 43 Правил) не следует возможность заключения соглашения (договора) о выполнении работ по благоустройству территории на добровольной основе, а также то, что заключение такого соглашения является правом гражданина или иного хозяйствующего субъекта.
Поскольку муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), то Правила по благоустройству подлежат обязательному исполнению. Следовательно, предусмотренное пунктом 43 Правил заключение соглашения (договора) о выполнении работ по благоустройству территории с соответствующей администрацией является обязанностью граждан и хозяйствующих субъектов.
То обстоятельство, что определением Советского районного суда г. Челябинска от 6 июля 2012 года оставлено без рассмотрения заявление прокурора г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия нормативного правового акта п. п. 25, 40, 41, 42, 43, 44, пп. 1, 2, 3, 4, 6, 7 п. 47, пп. 1, 2, 3, 5, 6, 7 п. 101, п. 180, 183 Правил благоустройства г. Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2012 года N 34/3, вопреки мнению представителя Челябинской городской Думы, не свидетельствует об отказе прокурора от иска.
По смыслу действующего процессуального законодательства, при прекращении производства по делу истец лишается права повторного обращения в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям (статья 221 Гражданского процессуального кодекса РФ), а при оставлении заявления без рассмотрения он вправе предъявить тот же иск в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (статьи 222, 223 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания недействующими пп. 3, 4, 6, 8 п. 101 оспариваемых Правил, предусматривающих что собственники жилых домов на территории индивидуальной застройки обязаны: обустроить выгреб для сбора жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства, принимать меры для предотвращения переполнения выгреба; иметь адресные таблицы (указатели наименования улиц, номеров домов) расположения домов, обеспечить наружное освещение фасадов и адресных таблиц жилых домов в темное время суток; осуществлять сброс, накопление мусора и отходов в специально отведенных для этих целей местах (в контейнеры); производить земляные работы на землях общего пользования после согласования с уполномоченными лицами, поскольку указанные положения не возлагают на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:

требования прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать подпункт 1 пункта 34, пункты 41, 43, подпункты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 пункта 47; пункты 50, 88, 95, 100, подпункты 1, 2, 5, 7 пункта 101; подпункт 2 пункта 104; пункты 113; 180, 183, 203, 224 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24 апреля 2012 года N 34/3 недействующими в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий, с момента вступления в действие указанных Правил.
После вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в издании, в котором был официально опубликован нормативно-правовой акт - газете "Вечерний Челябинск" и в Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Решение вступило в законную силу 03.09.2013 г.
Председательствующий
Е.И.ВЕЛЯКИНА
Судья:
Е.И.ВЕЛЯКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)