Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N А60-4632/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N А60-4632/2013


Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина рассмотрел в дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" (ИНН 6608002884)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
об оспаривании постановления N 81 от 24.01.2013 о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.

МУП "Екатеринбургэнерго" (далее - заявитель, предприятие) просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области N 81 от 24.01.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 60000 руб. за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку заявка ПЖК "Заря" на заключение договора по сервисному техническому обслуживанию предполагала исключительно эксплуатацию прибора учета, а согласно постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-55904/2011 от 14.06.2012 данный прибор учета не соответствует требованиям паспортов и проектной документации, что является препятствием для его эксплуатации и обслуживания.
Заявитель также ссылается на то, что вывод антимонопольного органа об обязанности теплосетевой организации осуществлять действия по вводу оборудованного узла учета в эксплуатацию противоречит положениям Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Управление доводы заявителя считает необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

УФАС по Свердловской области на основании сведений, содержащихся в заявлении ПЖК "Заря", указывающих на наличие события административного правонарушения при заключении договора сервисного технического обслуживания узла учета тепловой энергии и теплоносителя, было возбуждено дело N 81 по признакам нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, при рассмотрении которого постановлением от 24.01.2013 МУП "Екатеринбургэнерго" привлечено к ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60000 руб. за возложение на ПЖК "Заря" обязанности по оформлению допуска узла учета тепловой энергии и урегулированию отношений по этому поводу с теплоснабжающей организацией - ООО "СТК".
Статья 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, при этом частью 12 указанной статьи установлено, что необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. При этом коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребителя обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. При этом организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку прибора учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу из заказчикам данной услуги, проверку, ремонт и замену приборов учета.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) на организации, которые осуществляют передачу тепловой энергии (далее - теплосетевые организации) и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования абонентов, возложены обязанности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии, передачу которой они осуществляют (ч. 9 ст. 13).
Деятельность теплосетевой организации по установке, замене, эксплуатации приборов учета осуществляется в рамках соответствующего договора, порядок заключения которого утвержден приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 (далее - Порядок заключения договора).
В качестве заказчика по договору может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении и п. 3 Порядка заключения договора, договор эксплуатации приборов учета является публичным.
В силу п. 11 Порядка заключения договора теплосетевая организация не вправе отказать в заключении такого договора обратившемуся к ней лицу в случае наличия у нее технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги).
Как следует из материалов дела, ПЖК "Заря" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Электриков, 22.
Поставка тепловой энергии в указанный многоквартирный дом осуществляется с использованием тепловых сетей МУП "Екатеринбургэнерго", что установлено решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-21408/2012 и заявителем не оспаривается.
Таким образом, исходя из смысла положений ст. 13 Закона об энергосбережении МУП "Екатеринбургэнерго" должно оснастить узлом учета тепловой энергии объекты ПЖК "Заря".
Во исполнение вышеизложенного законодательства МУП "Екатеринбургэнерго" в начале июля 2012 года направило в адрес ПЖК "Заря" проект договора N 1-/СТО от 18.06.2012, в котором возложило на ПЖК "Заря" обязанность по оформлению допуска узла учета тепловой энергии и урегулированию отношений по этому вопросу с теплоснабжающей организацией - ООО "СТК".
ПЖК "Заря" не согласившись с данной редакцией договора, направило в адрес МУП "Екатеринбургэнерго" 05.07.2012 протокол разногласий к указанному договору.
Рассмотрев протокол разногласий, предприятие 19.09.2012 направило в адрес ПЖК "Заря" ответный протокол согласования, в котором предложило по письменному заявлению ПЖК "Заря" и за дополнительную плату, самостоятельно от лица ПЖК "Заря" сдать узел учета тепловой энергии и теплоносителя в эксплуатацию теплоснабжающей организации.
Также п. 4.1.1 проект договора предусматривает, что предприятие берет на себя обязанность по сдаче УКУТ ПЖК "Заря" в эксплуатацию теплоснабжающей организации, при условии предоставления кооперативом ряда документов.
Вместе с тем, данный договор в соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона об энергосбережении и п. 3 Порядка заключения договора является публичным, который должен заключаться между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Этот порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с п. 2 указанный порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Согласно разделу III Порядка, договора на установку (замену) прибора учета должен содержать существенные условия, такие как: предмет договора; цена договора; порядок расчетов по договору; срок установки (замены) прибора учета; место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; гарантийные обязательства; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Договор на эксплуатацию прибора учета должен содержать следующие существенные условия: предмет договора; цена договора; порядок расчетов по договору; место установки прибора учета; сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров приборов учета и проверки готовности прибора учета к эксплуатации (после перерыва в его работе); обязательства заказчика по информированию исполнителя о планируемых изменениях в состоянии сетей и энергопринимающего оборудования заказчика, способных повлиять на возможность исполнения договора исполнителем, а также на работу прибора учета.
Таким образом, законом возложена обязанность на организации, которые осуществляют деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчет за энергетические ресурсы, проверять готовность прибора учета к эксплуатации, что также следует из п. 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно материалам дела, МУП "Екатеринбургэнерго" является теплосетевой организацией, а в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" именно на организации, которые осуществляют передачу тепловой энергии (теплосетевые организации) и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования абонентов, возложены обязанности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии, передачу которой они осуществляют.
При таких обстоятельствах, на МУП "Екатеринбургэнерго" возложена прямая обязанность осуществлять действия не только по заключению договора на эксплуатацию приборов учета, но и по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе решать вопросы по допуску в эксплуатацию в рамках соответствующего ситуации договора.
При таких обстоятельствах, ссылка заявителя на то, что заявка ПЖК "Заря" на заключение договора по сервисному техническому обслуживанию предполагала исключительно эксплуатацию прибора учета, который согласно постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-55904/2011 от 14.06.2012 не соответствует требованиям паспортов и проектной документации, судом не принимается.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм, указанные действия МУП "Екатеринбургэнерго" по обуславливанию заключения договора на эксплуатацию и урегулированию отношений по этому вопросу с теплоснабжающей организацией - ООО "СТК" (п. 4.1 проекта договора N 1-/СТО от 18.06.2012), а также по согласию на совершение данных мероприятий вне рамок соответствующего договора и за дополнительную плату (п. 4.2 протокола согласования разногласий от 19.09.2012) самостоятельно от лица ПЖК "Заря" сдать узел учета тепловой энергии и теплоносителя в эксплуатацию теплоснабжающей организации являются уклонением организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения договора на эксплуатацию приборов учета, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина предприятия в совершении вмененного административного правонарушений установлена антимонопольным органом и подтверждена материалами дела. Управлением правомерно указано на то, что у заявителя имелась возможность направить ПЖК "Заря" соответствующий законодательству проект договора сервисного технического обслуживания узла учета тепловой энергии и теплоносителя в установленный срок и совершить иные предусмотренные Порядком заключения такого договора действия, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по исполнению требований, установленных действующим законодательством.
Установленные управлением обстоятельства нарушений МУП "Екатеринбургэнерго" законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности подтверждают умышленный характер совершенного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах в действиях предприятия доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, принять правильное решение и влекущих незаконность оспариваемого постановления, не имеется, а МУП "Екатеринбургэнерго" была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
МУП "Екатеринбургэнерго" привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24.01.2013 по делу N 81 о назначении административного наказания по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ признать законным и обоснованным и в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 171, 209, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.П.ВОРОНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)