Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.10.2013 ПО ДЕЛУ N А60-24983/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу N А60-24983/2013


Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.Ю. Исаевой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24983/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к Управлению Госжилинспекции Свердловской области о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица: Кадникова Т.Г., представитель по доверенности N 29-04-10-3068 от 17.06.13; Овсянникова Е.В., представитель по доверенности N 29-04-10-2871 от 07.06.13.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания заявитель извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Представителям заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Госжилинспекции Свердловской области N 29-11-04-224 от 25.06.13.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 10.06.2013 по 25.06.2013 на основании приказа N 29-11-02-224 от 29.05.2013 и обращения жителей дома 10 по ул. Военная г. Екатеринбурга проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований порядка предоставления коммунальных услуг, содержание, эксплуатацию, ремонт в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК".
В ходе проверки были выявлены нарушения ч. 1 ст. 544 ГК РФ, п. п. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, по адресу: Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Военная, д. 10, а именно: непроведение обязательной ежегодной корректировки платы за услугу отопления за 2011 год.
Итоги проверки оформлены актом проверки N 29-11-03-224 от 25.06.2013.
В этот же день Административным органом вынесено предписание N 29-11-04-224 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить указанные выше нарушения в срок до 01.09.2013.
Полагая, что предписание об устранении нарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы заинтересованного лица, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания в оспариваемой части является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В соответствии с п. 161 Правил, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным указанными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. органами государственного жилищного надзора, которыми являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках своей компетенции Госжилинспекция Свердловской области осуществляет полномочия по организации и контролю (надзору) за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, техническим состоянием жилищного фонда, соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами, а также за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; при выявлении события административного правонарушения - возбуждает дела и привлекает к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 7.21, 7.22, 7.23., ч. 1 ст. 7.23.1., ч. 4 ч. 5 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Госжилинспекции Свердловской области рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 2 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" является управляющей организацией дома по адресу: Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Военная, д. 10 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2006 г.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 г. N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах" до 01.01.2015 г. порядок начисления платы за услугу отопление регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
В соответствии с подп. "б" п. 21 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам.
В соответствии с п. 27 Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 Правил предоставления коммунальных услуг величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Таким образом, законодательство обязывает ООО "УК "РЭМП УЖСК" производить корректировку размера платы за отопление 1 раз в год и учитывать образовавшуюся переплату при последующем начислении платы за коммунальные услуги или компенсировать сумму корректировки жильцам в течение 1 месяца после перерасчета.
Правилами императивно установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг производить корректировку размера платы за отопление. Законодатель в специальных нормах, регламентирующих порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, альтернативного варианта действий исполнителя коммунальных услуг не закрепил.
Как следует из материалов дела ООО "УК "РЭМП УЖСК" не проводило корректировку платы за услугу отопление за 2011 г. По данным Госжилинспекции сумма корректировки (размер излишне начисленной платы за услугу отопление собственникам помещений) за услугу отопление за 2011 год составила 1220117 руб. 00 коп.
Оспаривая предписание, заявитель ссылается на то обстоятельство, что именно собственниками дома N 10 по ул. Военная г. Екатеринбурга, принято решение (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Военная, 10 г. Екатеринбурга от 03.01.2011 г.) при экономии по коммунальным услугам направлять на статью "капитальный ремонт" до полного возмещения затрат понесенных обществом.
Суд отклоняет указанный довод заявителя, исходя из следующего.
Компетенция общего собрания собственников помещений многоквартирного дома определена Жилищным кодексом РФ.
Статья 44 ЖК РФ, устанавливая вопросы, входящие в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, подп. 5 ч. 2 содержит формулировку, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут относиться и другие вопросы, не указанные непосредственно в данной статье, но отнесенные к таковым именно ЖК РФ. В настоящее время ЖК РФ относит к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в том числе, следующие вопросы: реорганизация товарищества собственников жилья, внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям; установление размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения при отсутствия ТСЖ, кооператива; определение условий договора управления общим собранием, решение об отказе исполнения договора управления; общего собрания при непосредственном управлении может определить единственное лицо, уполномоченное вступать в правоотношения от имени собственников. Других полномочий общему собранию собственников помещений многоквартирного дома действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, отнесение сумм платы за коммунальную услугу отопление, полученную в результате корректировки исходя из фактического потребленного ресурса, на капитальный ремонт осуществлялось неправомерно.
Частью 2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что расходы на капитальный ремонт финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных источников, не запрещенных законом. Иными словами, определение указанных "иных источников" осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем, указанное положение вступило в силу 25.12.2012 г. (Федеральный закон от 25.12.2012 г. N 271-ФЗ).
Таким образом, в 2011 году общее собрание собственников помещений не было наделено правами по определению дополнительных источников финансирования капитального ремонта. Более того, даже в условиях действующей редакции ЖК РФ подобное решение собственников многоквартирного дома будет являться неправомерным, поскольку с п. 16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Вопросы корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению представляют собой ни что иное, как порядок расчета указанной платы.
Кроме этого коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом. При этом количество коммунальных услуг, поставляемое в многоквартирный дом, определяется на границе балансовой принадлежности внутридомовых сетей (то есть сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) и сетей ресурсоснабжающей организации.
Прибор учета не является устройством, экономящим денежные средства, данный прибор определяет количество поставленного коммунального ресурса - отопления, в целях определения его фактической стоимости.
Следовательно, денежные средства, полученные заявителем в результате неправильного применения порядка начисления за поставленные коммунальные услуги, не являются сэкономленными, а представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса и начисленными суммами, то есть получены при отсутствии правовых оснований в результате неправильного расчета.
Таким образом, суд считает, что полученные в результате расчета излишние денежные средства в счет оплаты за отопление сэкономленными не являются.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем вышеуказанных Правил. Требование заинтересованного лица, изложенное в предписании, устранить выявленные нарушения, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого в части предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов предпринимателя, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
П.Н.КИРЕЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)