Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Корневой Н.И.
при участии:
- от истца: представитель Чернышева Н.А., дов. от 05.03.2008;
- от ответчика: представитель Казьмина Е.А., дов. N 316 от 24.12.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" и Товарищества собственников жилья "Факел-18"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.08.2008 по делу N А53-8195/2008-С2-50
по иску Товарищества собственников жилья "Факел-18"
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008,
принятое в составе судьи Басовой Л.А.
установил:
Товарищество собственников жилья "Факел-18" (далее - ТСЖ "Факел-18") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" (далее - ООО "Донэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008 в части пунктов 3.3.1, 3.3.15, 7.11 договора и приложений N 1, N 2, N 2.1, N 4, N 5 к договору (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2008 по делу N А53-8195/2008-С2-50 иск удовлетворен частично, пункт 3.3.1 договора принят в следующей редакции: "Оплачивать гарантирующему поставщику стоимость потребленной электроэнергии", пункт 3.3.15, приложения N 1, N 4 и N 5 из текста договора исключены. В части требований о принятии пункта 7.11, приложений N 2, N 2.1 в редакции истца отказано. В остальной части производство по делу прекращено. Распределены расходы по уплате госпошлины.
Мотивируя решение, суд указал, что истец, являясь управомоченным лицом на осуществление управления многоквартирным домом вправе заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирного жилого дома в целом, в связи с чем пункты 3.3.1, 7.11 договора подлежат принятию в редакции ответчика. Исключая из текста договора пункт 3.3.15, предусматривающий заявление истцом по делу договорного объема потребления электрической энергии, а также связанное с ним приложение N 1, суд указал, что согласно действующему законодательству гражданин вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Отклоняя требования истца об исключении из договора приложений N 2, 2.1, суд указал, что наличие у истца прибора учета является необходимым условием заключения договора энергоснабжения, а требование об исключении пункта 2.1 договора противоречит пункту 5.5 договора. Приложения N 4 и N 5 к договору, предусматривающие график отключения электроустановок для плановых работ по ремонту электросетевого оборудования, и условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения пожара в энергосистеме, судом исключены, поскольку согласование таких графиков на стадии заключения договора не отвечает Правилам оказания коммунальных услуг.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Факел-18" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части, принять пункты 3.3.1, 7.11 договора в редакции истца, приложения N 2 и N 2.1 исключить из текста договора, в остальной части решение оставить без изменения. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованность вывода суда о том, что ТСЖ "Факел-18" является управляющей организацией, поскольку на ТСЖ возложены только функции по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, для обеспечения электроэнергией которых и заключается договор энергоснабжения; предоставление коммунальных услуг жильцам является правом ТСЖ, но не его обязанностью. ТСЖ не может принимать плату за коммунальные услуги, поскольку общее собрание членов ТСЖ приняло решение об оплате коммунальных услуг непосредственно энергоснабжающей организации. Жильцами многоквартирного дома заключены самостоятельные договоры с энергоснабжающей организацией.
ООО "Донэнергосбыт" также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять пункт 3.3.15 и приложения N 1, 4, 5 в редакции гарантирующего поставщика. Ответчик указывает, что условие о договорном объеме электроэнергии является существенным для договоров энергоснабжения, соответственно должно быть включено в спорный договор. По мнению ответчика, не подлежат исключению из договора энергоснабжения приложения N 1, N 4 и N 5, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали правовые позиции по делу.
В судебном заседании, состоявшемся 10.11.2008, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.11.2008, после чего рассмотрение апелляционных жалоб было продолжено.
После перерыва представитель истца указала, что в ходе судебного разбирательства сторонами урегулированы разногласия по приложениям N 2 и N 2.1 к договору. Кроме того, представитель заявила, что ТСЖ "Факел-18" не возражает против принятия приложений N 4 и N 5 в редакции ООО "Донэнергосбыт", что отражено в протоколе судебного заседания и письменном заявлении ТСЖ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ростовской области подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Факел-18" обратилось к ООО "Донэнергосбыт" с предложением заключить договор энергоснабжения, предметом которого является поставка электрической энергии для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности, направив в его адрес проект договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008, который был подписан ответчиком с протоколом разногласий от 11.03.2008.
Не согласившись с протоколом разногласий к договору, ТСЖ "Факел-18" направило акт согласования протокола разногласий, в котором возражало по всем предложенным к рассмотрению разногласиям, которые сводятся к определению предмета договора в части назначения получаемой электрической энергии, связанные с тем, что истец предлагает заключить такой договор для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности (пункт 3.3.1 договора), в то время как ответчик настаивает на том, что энергоснабжение по указанному договору должно осуществляться в отношении всего многоквартирного дома в целом. Наличие указанных разногласий, которые сводятся к определению правомочий истца в отношении многоквартирного жилого дома по ул. Садовая, 18 в г. Аксай Ростовской области, обусловило возникновение иных, связанных с заключением такого договора разногласий в отношении такого договора.
Недостижение ТСЖ "Факел-18" и ООО "Донэнергосбыт" соглашения относительно спорных пунктов договора послужило основанием для обращения ТСЖ "Факел-18" в арбитражный суд с настоящим иском.
Договор энергоснабжения является публичным договором, и обязательным для энергоснабжающей организации.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании 445 ГК РФ настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 3.3.1 договора в редакции ТСЖ предусмотрена обязанность потребителя оплачивать гарантирующему поставщику фактическую стоимость потребленной электрической энергии для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности.
Пунктом 7.11 договора в редакции ТСЖ предусмотрено, что потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий указала на необходимость исключения из договора п. 7.11. По пункту 3.3.1 указала об исключении слов: "для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности".
Таким образом, между сторонами возник спор по объему поставляемой электроэнергии. Истец считает, что договоры энергоснабжения квартир должны быть заключены гражданами в самостоятельном порядке, в то время как ТСЖ в рамках предоставленных полномочий может заключить договор энергоснабжения мест общего пользования.
Данные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец указывает на необходимость заключения договора энергоснабжения с каждым жильцом в отдельности.
Однако, возникшие между сторонами правоотношения не являются отношениями по предоставлению коммунальных услуг, поскольку ООО "Донэнергосбыт" не является исполнителем коммунальных услуг в смысле положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила N 307).
В пункте 3 указанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах определений, общество относится к ресурсоснабжающей организации, а ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 136 Кодекса товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным жилым домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.
В соответствии с пунктами 2.1 и 3.1 Устава ТСЖ "Факел-18" товарищество осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, заключает договоры управления многоквартирными домами, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Обосновывая отсутствие своей обязанности по оплате электроэнергии за весь дом ТСЖ ссылается на то, что общим собранием собственников квартир, состоявшемся 28.09.2007, принято решение о заключении собственниками жилья прямых абонентских договоров с энергоснабжающей организацией.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом. Согласно пункту 7 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила), указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Таким образом, в силу указанных норм и с учетом фактически выполняемых ТСЖ функций заказчика коммунальных услуг в интересах потребителей обоснованно требование энергоснабжающей организации о заключении договора на весь дом и исключении из редакции пункта 3.3.1 указания, что приобретается энергия на общедомовые нужды, а также об исключении пункта 7.11 договора.
В приложении N 2 указаны места установки приборов учета. В приложении N 2.1 установлен порядок расчета потерь электроэнергии.
По приложениям 2, 2.1 истец согласился с редакцией ответчика и письменно заявил об их исключении из апелляционной жалобы.
При таких условиях апелляционная жалоба ТСЖ "Факел-18" удовлетворению не подлежит.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий выдвинула требование о дополнении договора пунктом 3.3.15 следующего содержания: "потребитель обязуется заявлять гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией выделением субабонентов, а также расчет числа часов пользования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов. В случае непредоставления заявки считать действующими договорные величины электропотребления и мощности из приложения N 1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000". Конкретные объемы электроэнергии должны быть указаны в приложении N 1 к договору, редакцию которого также предоставила энергоснабжающая организация.
Возражая против включения в договор пункта 3.3.15, а также Приложения N 1, ТСЖ указывает, что потребитель не является производителем либо коммерческим предприятием, поэтому не имеет возможности и не обязан каким-либо образом планировать потребление электрической энергии. Граждане производят оплату фактически потребленной энергии. Кроме того, установление договорного объема электроэнергии позволит энергоснабжающей организации устанавливать неблагоприятные последствия за недобор либо перебор энергии.
Суд апелляционной инстанции считает, что пункт 3.3.15 и Приложение N 1 подлежат включению в спорный договор ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Если договор купли-продажи не позволяет определить конкретное количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.
Пункт 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 (далее - Правила), устанавливающий, что под покупателями электрической энергии понимаются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электроэнергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных) услуг, выделяет в качестве отдельной категории покупателей энергосбытовые организации и исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электроэнергию в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг).
Как указано выше, а также по смыслу указанной нормы ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 73 Правил граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии потребляют электроэнергию в необходимом им количестве. Поэтому к истцу, приобретающему электроэнергию в целях оказания коммунальных услуг, применяется пункт 73 Правил.
При этом предусмотренное пунктом 73 Правил право организации, закупающей электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг, на ее потребление в необходимом количестве, не исключает возможности определения объема электроэнергии в договоре с установлением права такой организации на изменение количества электроэнергии, оплачиваемого по регулируемым ценам.
Пунктом 67 Правил установлено, что договорный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
В данном пункте отсутствует ссылка наряду с гражданами на исполнителя коммунальных услуг.
Действующим законодательством и условиями договора установлено, что оплата производится за фактически потребленное количество энергии. В силу пункта 108 Правил поставка электрической энергии гражданам - потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). В связи с указанным, определение объема потребляемой энергии не нарушает права ТСЖ и не отменяет норм об оплате потребленной электроэнергии гражданами и приравненным к ним потребителям по регулируемым ценам.
Ссылка истца на невозможность установления количества потребленной энергии необоснованна, поскольку возможно установление статистических средних показаний по внутридомовому счетчику, кроме того, в редакции данного пункта ответчиком предложено количество энергии принимаемое им в случае непредоставления абонентом информации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что информация о количестве потребляемой энергии необходима гарантирующему поставщику для определения необходимого объема закупки электроэнергии на оптовом рынке для коммунальных потребителей.
Исключая из договора энергоснабжения приложения N 4 и N 5, предусматривающие график отключения электроустановок для плановых работ по ремонту электросетевого оборудования и условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения пожара в энергосистеме, суд первой инстанции указал, что согласование таких графиков на стадии заключения договора не отвечает Правилам оказания коммунальных услуг.
Вместе с тем, в пункте 162 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. установлено, что в случае, если схема энергоснабжения потребителя не позволяет проводить ремонтные работы без ограничения режима потребления, сетевая организация в порядке, установленном в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии (договоре энергоснабжения), уведомляет потребителя о проведении таких работ.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора гарантирующий поставщик обязуется согласовывать с потребителем сроки и продолжительность отключений, ограничений или снижения уровня надежности электроснабжения потребителя для проведения плановых работ по ремонту электрооборудования. ООО "Донэнергосбыт" предлагает потребителю согласовать включение в договор энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008 Приложение N 4, содержащее график отключений электроустановок для проведения плановых работ по ремонту электросетевого оборудования на 2008 год. Поскольку разногласий относительно пункта 3.1.3 договора между сторонами не возникло, приложение N 4 подлежит включению в договор энергоснабжения.
Разделом XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. установлено, что ограничение режима потребления может вводиться, в частности, в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.
В силу пункта 187 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики потребители (производители электрической энергии) обязаны предоставлять сетевой организации возможность выполнить необходимые технические мероприятия в отношении технологически присоединенных к ее электрическим сетям энергопринимающих устройств, обеспечивающих введение аварийного ограничения и (или) действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики, либо самостоятельно выполнять указанные мероприятия в соответствии с техническими требованиями сетевой организации (субъекта оперативно-диспетчерского управления - в случаях присоединения к генерирующему оборудованию или распределительным устройствам станций, а также к объектам электросетевого хозяйства указанного потребителя, энергопринимающих устройств иных потребителей).
Таким образом, приложение N 5 к договору, предусматривающее условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения аварии в энергосистеме в 2008 году, также подлежит включению в спорный договор энергоснабжения.
Принимая во внимание, что ТСЖ "Факел-18" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не возражает против принятия приложений N 4 и N 5 в редакции ООО "Донэнергосбыт", суд апелляционной инстанции считает, что указанные приложения подлежат включению в текст договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению, а апелляционная жалоба ООО "Донэнергосбыт" - удовлетворению.
Госпошлина по иску и апелляционным жалобам по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ТСЖ "Факел-18".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2008 по делу N А53-8195/2008-С2-50 в обжалуемой части изменить.
Исключить из резолютивной части решения абзац 3 и абзац 6.
Включить пункт 3.3.15 и Приложения N 1, N 4 и N 5 в текст договора в редакции, предложенный ООО "Донэнергосбыт".
В удовлетворении апелляционной жалобы ТСЖ "Факел-18" отказать.
Взыскать с ТСЖ "Факел-18" в пользу ООО "Донэнергосбыт" 1000 руб. - госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2008 N 15АП-6318/2008, 15АП-6271/2008 ПО ДЕЛУ N А53-8195/2008-С2-50
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2008 г. N 15АП-6318/2008, 15АП-6271/2008
Дело N А53-8195/2008-С2-50
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Корневой Н.И.
при участии:
- от истца: представитель Чернышева Н.А., дов. от 05.03.2008;
- от ответчика: представитель Казьмина Е.А., дов. N 316 от 24.12.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" и Товарищества собственников жилья "Факел-18"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.08.2008 по делу N А53-8195/2008-С2-50
по иску Товарищества собственников жилья "Факел-18"
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008,
принятое в составе судьи Басовой Л.А.
установил:
Товарищество собственников жилья "Факел-18" (далее - ТСЖ "Факел-18") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" (далее - ООО "Донэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008 в части пунктов 3.3.1, 3.3.15, 7.11 договора и приложений N 1, N 2, N 2.1, N 4, N 5 к договору (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2008 по делу N А53-8195/2008-С2-50 иск удовлетворен частично, пункт 3.3.1 договора принят в следующей редакции: "Оплачивать гарантирующему поставщику стоимость потребленной электроэнергии", пункт 3.3.15, приложения N 1, N 4 и N 5 из текста договора исключены. В части требований о принятии пункта 7.11, приложений N 2, N 2.1 в редакции истца отказано. В остальной части производство по делу прекращено. Распределены расходы по уплате госпошлины.
Мотивируя решение, суд указал, что истец, являясь управомоченным лицом на осуществление управления многоквартирным домом вправе заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирного жилого дома в целом, в связи с чем пункты 3.3.1, 7.11 договора подлежат принятию в редакции ответчика. Исключая из текста договора пункт 3.3.15, предусматривающий заявление истцом по делу договорного объема потребления электрической энергии, а также связанное с ним приложение N 1, суд указал, что согласно действующему законодательству гражданин вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Отклоняя требования истца об исключении из договора приложений N 2, 2.1, суд указал, что наличие у истца прибора учета является необходимым условием заключения договора энергоснабжения, а требование об исключении пункта 2.1 договора противоречит пункту 5.5 договора. Приложения N 4 и N 5 к договору, предусматривающие график отключения электроустановок для плановых работ по ремонту электросетевого оборудования, и условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения пожара в энергосистеме, судом исключены, поскольку согласование таких графиков на стадии заключения договора не отвечает Правилам оказания коммунальных услуг.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Факел-18" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части, принять пункты 3.3.1, 7.11 договора в редакции истца, приложения N 2 и N 2.1 исключить из текста договора, в остальной части решение оставить без изменения. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованность вывода суда о том, что ТСЖ "Факел-18" является управляющей организацией, поскольку на ТСЖ возложены только функции по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, для обеспечения электроэнергией которых и заключается договор энергоснабжения; предоставление коммунальных услуг жильцам является правом ТСЖ, но не его обязанностью. ТСЖ не может принимать плату за коммунальные услуги, поскольку общее собрание членов ТСЖ приняло решение об оплате коммунальных услуг непосредственно энергоснабжающей организации. Жильцами многоквартирного дома заключены самостоятельные договоры с энергоснабжающей организацией.
ООО "Донэнергосбыт" также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять пункт 3.3.15 и приложения N 1, 4, 5 в редакции гарантирующего поставщика. Ответчик указывает, что условие о договорном объеме электроэнергии является существенным для договоров энергоснабжения, соответственно должно быть включено в спорный договор. По мнению ответчика, не подлежат исключению из договора энергоснабжения приложения N 1, N 4 и N 5, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали правовые позиции по делу.
В судебном заседании, состоявшемся 10.11.2008, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.11.2008, после чего рассмотрение апелляционных жалоб было продолжено.
После перерыва представитель истца указала, что в ходе судебного разбирательства сторонами урегулированы разногласия по приложениям N 2 и N 2.1 к договору. Кроме того, представитель заявила, что ТСЖ "Факел-18" не возражает против принятия приложений N 4 и N 5 в редакции ООО "Донэнергосбыт", что отражено в протоколе судебного заседания и письменном заявлении ТСЖ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ростовской области подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Факел-18" обратилось к ООО "Донэнергосбыт" с предложением заключить договор энергоснабжения, предметом которого является поставка электрической энергии для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности, направив в его адрес проект договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008, который был подписан ответчиком с протоколом разногласий от 11.03.2008.
Не согласившись с протоколом разногласий к договору, ТСЖ "Факел-18" направило акт согласования протокола разногласий, в котором возражало по всем предложенным к рассмотрению разногласиям, которые сводятся к определению предмета договора в части назначения получаемой электрической энергии, связанные с тем, что истец предлагает заключить такой договор для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности (пункт 3.3.1 договора), в то время как ответчик настаивает на том, что энергоснабжение по указанному договору должно осуществляться в отношении всего многоквартирного дома в целом. Наличие указанных разногласий, которые сводятся к определению правомочий истца в отношении многоквартирного жилого дома по ул. Садовая, 18 в г. Аксай Ростовской области, обусловило возникновение иных, связанных с заключением такого договора разногласий в отношении такого договора.
Недостижение ТСЖ "Факел-18" и ООО "Донэнергосбыт" соглашения относительно спорных пунктов договора послужило основанием для обращения ТСЖ "Факел-18" в арбитражный суд с настоящим иском.
Договор энергоснабжения является публичным договором, и обязательным для энергоснабжающей организации.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании 445 ГК РФ настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 3.3.1 договора в редакции ТСЖ предусмотрена обязанность потребителя оплачивать гарантирующему поставщику фактическую стоимость потребленной электрической энергии для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности.
Пунктом 7.11 договора в редакции ТСЖ предусмотрено, что потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий указала на необходимость исключения из договора п. 7.11. По пункту 3.3.1 указала об исключении слов: "для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности".
Таким образом, между сторонами возник спор по объему поставляемой электроэнергии. Истец считает, что договоры энергоснабжения квартир должны быть заключены гражданами в самостоятельном порядке, в то время как ТСЖ в рамках предоставленных полномочий может заключить договор энергоснабжения мест общего пользования.
Данные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец указывает на необходимость заключения договора энергоснабжения с каждым жильцом в отдельности.
Однако, возникшие между сторонами правоотношения не являются отношениями по предоставлению коммунальных услуг, поскольку ООО "Донэнергосбыт" не является исполнителем коммунальных услуг в смысле положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила N 307).
В пункте 3 указанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах определений, общество относится к ресурсоснабжающей организации, а ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 136 Кодекса товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным жилым домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.
В соответствии с пунктами 2.1 и 3.1 Устава ТСЖ "Факел-18" товарищество осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, заключает договоры управления многоквартирными домами, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Обосновывая отсутствие своей обязанности по оплате электроэнергии за весь дом ТСЖ ссылается на то, что общим собранием собственников квартир, состоявшемся 28.09.2007, принято решение о заключении собственниками жилья прямых абонентских договоров с энергоснабжающей организацией.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом. Согласно пункту 7 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила), указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Таким образом, в силу указанных норм и с учетом фактически выполняемых ТСЖ функций заказчика коммунальных услуг в интересах потребителей обоснованно требование энергоснабжающей организации о заключении договора на весь дом и исключении из редакции пункта 3.3.1 указания, что приобретается энергия на общедомовые нужды, а также об исключении пункта 7.11 договора.
В приложении N 2 указаны места установки приборов учета. В приложении N 2.1 установлен порядок расчета потерь электроэнергии.
По приложениям 2, 2.1 истец согласился с редакцией ответчика и письменно заявил об их исключении из апелляционной жалобы.
При таких условиях апелляционная жалоба ТСЖ "Факел-18" удовлетворению не подлежит.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий выдвинула требование о дополнении договора пунктом 3.3.15 следующего содержания: "потребитель обязуется заявлять гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией выделением субабонентов, а также расчет числа часов пользования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов. В случае непредоставления заявки считать действующими договорные величины электропотребления и мощности из приложения N 1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000". Конкретные объемы электроэнергии должны быть указаны в приложении N 1 к договору, редакцию которого также предоставила энергоснабжающая организация.
Возражая против включения в договор пункта 3.3.15, а также Приложения N 1, ТСЖ указывает, что потребитель не является производителем либо коммерческим предприятием, поэтому не имеет возможности и не обязан каким-либо образом планировать потребление электрической энергии. Граждане производят оплату фактически потребленной энергии. Кроме того, установление договорного объема электроэнергии позволит энергоснабжающей организации устанавливать неблагоприятные последствия за недобор либо перебор энергии.
Суд апелляционной инстанции считает, что пункт 3.3.15 и Приложение N 1 подлежат включению в спорный договор ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Если договор купли-продажи не позволяет определить конкретное количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.
Пункт 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 (далее - Правила), устанавливающий, что под покупателями электрической энергии понимаются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электроэнергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных) услуг, выделяет в качестве отдельной категории покупателей энергосбытовые организации и исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электроэнергию в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг).
Как указано выше, а также по смыслу указанной нормы ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 73 Правил граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии потребляют электроэнергию в необходимом им количестве. Поэтому к истцу, приобретающему электроэнергию в целях оказания коммунальных услуг, применяется пункт 73 Правил.
При этом предусмотренное пунктом 73 Правил право организации, закупающей электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг, на ее потребление в необходимом количестве, не исключает возможности определения объема электроэнергии в договоре с установлением права такой организации на изменение количества электроэнергии, оплачиваемого по регулируемым ценам.
Пунктом 67 Правил установлено, что договорный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
В данном пункте отсутствует ссылка наряду с гражданами на исполнителя коммунальных услуг.
Действующим законодательством и условиями договора установлено, что оплата производится за фактически потребленное количество энергии. В силу пункта 108 Правил поставка электрической энергии гражданам - потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). В связи с указанным, определение объема потребляемой энергии не нарушает права ТСЖ и не отменяет норм об оплате потребленной электроэнергии гражданами и приравненным к ним потребителям по регулируемым ценам.
Ссылка истца на невозможность установления количества потребленной энергии необоснованна, поскольку возможно установление статистических средних показаний по внутридомовому счетчику, кроме того, в редакции данного пункта ответчиком предложено количество энергии принимаемое им в случае непредоставления абонентом информации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что информация о количестве потребляемой энергии необходима гарантирующему поставщику для определения необходимого объема закупки электроэнергии на оптовом рынке для коммунальных потребителей.
Исключая из договора энергоснабжения приложения N 4 и N 5, предусматривающие график отключения электроустановок для плановых работ по ремонту электросетевого оборудования и условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения пожара в энергосистеме, суд первой инстанции указал, что согласование таких графиков на стадии заключения договора не отвечает Правилам оказания коммунальных услуг.
Вместе с тем, в пункте 162 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. установлено, что в случае, если схема энергоснабжения потребителя не позволяет проводить ремонтные работы без ограничения режима потребления, сетевая организация в порядке, установленном в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии (договоре энергоснабжения), уведомляет потребителя о проведении таких работ.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора гарантирующий поставщик обязуется согласовывать с потребителем сроки и продолжительность отключений, ограничений или снижения уровня надежности электроснабжения потребителя для проведения плановых работ по ремонту электрооборудования. ООО "Донэнергосбыт" предлагает потребителю согласовать включение в договор энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008 Приложение N 4, содержащее график отключений электроустановок для проведения плановых работ по ремонту электросетевого оборудования на 2008 год. Поскольку разногласий относительно пункта 3.1.3 договора между сторонами не возникло, приложение N 4 подлежит включению в договор энергоснабжения.
Разделом XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. установлено, что ограничение режима потребления может вводиться, в частности, в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.
В силу пункта 187 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики потребители (производители электрической энергии) обязаны предоставлять сетевой организации возможность выполнить необходимые технические мероприятия в отношении технологически присоединенных к ее электрическим сетям энергопринимающих устройств, обеспечивающих введение аварийного ограничения и (или) действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики, либо самостоятельно выполнять указанные мероприятия в соответствии с техническими требованиями сетевой организации (субъекта оперативно-диспетчерского управления - в случаях присоединения к генерирующему оборудованию или распределительным устройствам станций, а также к объектам электросетевого хозяйства указанного потребителя, энергопринимающих устройств иных потребителей).
Таким образом, приложение N 5 к договору, предусматривающее условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения аварии в энергосистеме в 2008 году, также подлежит включению в спорный договор энергоснабжения.
Принимая во внимание, что ТСЖ "Факел-18" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не возражает против принятия приложений N 4 и N 5 в редакции ООО "Донэнергосбыт", суд апелляционной инстанции считает, что указанные приложения подлежат включению в текст договора энергоснабжения N 2958 от 05.03.2008.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению, а апелляционная жалоба ООО "Донэнергосбыт" - удовлетворению.
Госпошлина по иску и апелляционным жалобам по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ТСЖ "Факел-18".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2008 по делу N А53-8195/2008-С2-50 в обжалуемой части изменить.
Исключить из резолютивной части решения абзац 3 и абзац 6.
Включить пункт 3.3.15 и Приложения N 1, N 4 и N 5 в текст договора в редакции, предложенный ООО "Донэнергосбыт".
В удовлетворении апелляционной жалобы ТСЖ "Факел-18" отказать.
Взыскать с ТСЖ "Факел-18" в пользу ООО "Донэнергосбыт" 1000 руб. - госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.И.КОРНЕВА
Н.И.КОРНЕВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)