Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 17.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-11593/13

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу N 33-11593/13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.
судей Куловой Г.Р., Хакимова А.Р.
при секретаре Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований В. к Администрации сельского поселения Калтасинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании отказа незаконным и обязании включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по адрес для получения сертификата на приобретение благоустроенного жилья за счет федерального бюджета отказать.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Калтасинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании отказа незаконным и обязании включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по адрес для получения сертификата на приобретение благоустроенного жилья за счет федерального бюджета. Исковые требования мотивированы тем, что она вдова участника Великой Отечественной Войны, ветеран труда, имеет медаль, ...). В связи с ухудшением здоровья и преклонным возрастом - ... нуждается в благоустроенном жилье и согласно Закону "О ветеранах" за счет федерального бюджета имеет право для постановки на учет на улучшение жилищных условий и получение сертификата на жилье. Ее ... участник ВОВ, ушел на фронт в дата года, получил ранение и заболевание ... поэтому большая часть денежных средств уходила на лекарственные препараты. Улучшить или построить жилье не имелось возможности. Год постройки адрес. В настоящее время бревна дома дали трещины, сколы, разломы, с двух сторон дом обложен кирпичом, но из-за некачественной укладки кирпич раскалывается, распадается. По возможности в доме менялась электропроводка в целях пожаробезопасности, была проведена холодная вода в дом, так как по состоянию здоровья было тяжело носить воду с колонки, проводился мелкий ремонт, горячей воды и санитарного узла в доме не имеется. В дата года ею был подан пакет документов в Администрацию МР адрес для рассмотрения и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны. После рассмотрения и обследования дома, межведомственная комиссия адрес вынесла решение о признании жилого дома по адресу: РБ, адрес пригодным для постоянного проживания и вынесла заключение комиссии. На заявление и пакет подтверждающих документов, поданных в администрацию СП Калтасинский сельсовет для постановки на учет на улучшение жилищных условий, получен отказ. дата оценщиком Г. проведена оценка величины физического износа жилого дома, согласно заключению величина физического износа жилого дома составляет ...%, что соответствует состоянию объекта оценки "ветхое" Просила суд признать отказ Администрации сельского поселения Калтасинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан незаконным и обязать включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по адрес для получения сертификата на приобретение благоустроенного жилья за счет федерального бюджета.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе В. просит решение суда отменить, указав на необоснованность вывода суда об удовлетворительном состоянии дома истца; межведомственная комиссия фактического обследования дома с выездом на место не производила.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, на момент рассмотрения дела, судебной коллегии не представили. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и требования для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. ст. 52, 53 Жилищного кодекса РФ.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Согласно п. п. 7, 42 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пунктом 33 вышеуказанного Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).
В соответствии с п. 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
- - каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что администрация сельского поселения Калтасинский сельсовет МР адрес РБ правомерно отказала В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку оценка общей площади жилого помещения, принадлежащего В. на праве собственности, признанного пригодным для проживания, позволяет сделать вывод о том, что приходящаяся на долю истицы жилая площадь превышает учетную норму площади жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Судом установлено, что В. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
В собственности В. находится жилой дом, расположенный по адресу: адрес.
В. зарегистрирована и проживает в указанном жилом доме, общая площадь жилого помещения составляет ... кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемую для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установленную Советом муниципального района адрес РБ дата в размере 12 кв. метров на одного человека.
дата на основания заявления В. межведомственная комиссия, назначенная администрацией МР адрес постановлением главы администрации МР адрес РБ, провела обследование жилого дома, по результатам которого составила заключение о признании жилого помещения по адресу: адрес, пригодным для постоянного проживания.
В., заявляя требования о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на учет, указала на то, что она проживает в аварийном доме, не отвечающем установленным требованиям. Кроме того, является вдовой участника ВОВ и подлежит обеспечению жильем, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Как следует из представленных ею документов износ жилого дома В. по данным оценщика Г. составляет - ...
Довод В. о том, что оценщиком ее дом был признан ветхим, являлся предметом обсуждения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка в решении, с которой судебная коллегия согласна.
Отклоняя данный довод, суд обоснованно исходил из того, что указанное заключение оценщика невозможно положить в качестве доказательства в основу решения, поскольку в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Довод В. о том, что межведомственной комиссией ее дом не исследовался, также являлся предметом обсуждения в суде первой инстанции. Как правильно указал суд, доказательств в подтверждение указанного довода в нарушение со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Принимая во внимание, что Администрация сельского поселения Калтасинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан действовала в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства, материалы дела не содержат доказательств нарушения прав В., судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА

Судьи
Г.Я.ТУРУМТАЕВА
А.Р.ХАКИМОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)