Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А19-19179/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А19-19179/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сюхунбин Е.С. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2013 года по делу N А19-19179/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Мегрелидзе Нугзари Шотаевича (ОГРН 304381113800121) к Администрации города Иркутска (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14; ОГРН 1053808211610) о признании недействительным отказа в обеспечении выбора земельного участка, содержащегося в уведомительном письме от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства имущественных отношений Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 47; ОГРН 1083808003564),
(суд первой инстанции: Ананьина Г.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и

установил:

Индивидуальный предприниматель Мегрелидзе Нугзари Шотаевич (далее - Мегрелидзе Н.Ш., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации (т. 2, л.д. 1), к Администрации города Иркутска:
- - о признании незаконным отказа в обеспечении выбора земельного участка на праве аренды площадью 58 кв. м с предполагаемым местом размещения: г. Иркутск, Кировский район, пересечение ул. Степана Разина и ул. Горького, под магазин продовольственных товаров, содержащегося в уведомительном письме N 957-74-671/12 от 2 июля 2012 года;
- - обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем изготовления проекта схемы расположения земельного участка площадью 58 кв. м, расположенного в Кировском районе г. Иркутска на пересечении ул. Степана Разина и ул. Горького под строительство магазина продовольственных товаров на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обеспечения подготовки и согласования проекта постановления об утверждении схемы расположения указанного земельного участка и обеспечения выбора этого земельного участка.
К участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2013 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выводы Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, сделанные в заключении от 2 июля 2012 года N 957-474-671/12, являются преждевременными, поскольку схема, на которой должны быть обозначены границы участков под жилыми домами и расположение иных объектов, которые безусловно подтверждали бы невозможность осуществить выбор земельного участка, не составлена. По мнению суда первой инстанции, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен только после составления и утверждения в установленном порядке схемы расположения земельного участка. В рассматриваемом случае заключение Администрации, изложенное в письме от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12, является отказом в обеспечении выбора земельного участка по заявлению Мегрелидзе Н.Ш., который не основан на нормах земельного законодательства и нарушает права и законные интересы последнего.
Одновременно суд первой инстанции обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем рассмотрения обращения Министерства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и положения муниципальных правовых актов, согласно которым схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, утверждаемые органом местного самоуправления, являются приложением к акту о выборе земельного участка для строительства, а не отдельными документами. По мнению Администрации, у органа местного самоуправления нет обязанности в каждом случае утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане и после этого направлять отказ в формировании земельного участка в исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Учитывая, что формирование земельного участка под многоквартирным домом на территории, которую испрашивает предприниматель, не произведено, то определить границы земельного участка, в отношении которого у собственников помещений в многоквартирном доме имеется право общедолевой собственности, в настоящее время не представляется возможным. В таком случае предоставление испрашиваемого земельного участка может повлечь нарушение прав собственников дома, а также требований пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 09.12.2004 N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Границы испрашиваемого предпринимателем земельного участка будут налагаться на границы земельного участка, на котором в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации расположен близлежащий многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания эксплуатации, благоустройства данного дома объекты. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Однако заявление Мегрелидзе Н.Ш. о предоставлении земельного участка не содержит обоснование примерного размера земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу Мегрелидзе Н.Ш. выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Во исполнение определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года сторонами представлены дополнительные доказательства:
- предпринимателем - договор аренды земельного участка от 25 октября 2010 года N 49-ВС (с приложениями) и письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска от 18 мая 2012 года N 505-74-9978/12;
- Администрацией - письмо Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 11 июня 2013 года N 957-74-3195/13.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации упомянутые дополнительные доказательства приобщены к материалам дела.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 67200059933556, 67200059933563, 67200062469844, 67200061943437, 67200061943420 672000061943444, а также отчетом о публикации 20 марта, 26 апреля 2013 года и 19 мая 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Предпринимателем заявлено ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 13 июня 2013 года был объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 20 июня 2013 года, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мегрелидзе Н.Ш. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21 апреля 2000 года, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя 304381113800121.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом осуществляемой Мегрелидзе Н.Ш. экономической деятельности является розничная торговля фруктами, овощами и картофелем.
Розничная торговля продуктами питания осуществляется предпринимателем в павильоне, расположенном в Кировском районе г. Иркутска, на пересечении ул. Горького и ул. Степана Разина.
Павильон возведен на земельном участке площадью 58 кв. м, предоставленном предпринимателю на основании договора аренды земельного участка от 25 октября 2006 года N 49-ВС.
Судом первой инстанции установлено (и сторонами данное обстоятельство не оспаривается), что испрашиваемый предпринимателем участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
10 мая 2012 года Мегрелидзе Н.Ш. обратился в Министерство с заявлением (вх. N 1266/12) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - строительство магазина продовольственных товаров, расположенного в городе Иркутске на пересечении улиц Степана Разина и Горького (т. 1, л.д. 42, 77-78).
В целях обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка Министерство 11 мая 2012 года направило копию названного заявления в Администрацию, о чем уведомило предпринимателя письмом от 8 июня 2012 года N 23-13942/1И (т. 1, л.д. 49-50).
Письмом от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12 Администрация, сославшись на положения статьи 16 Вводного закона, информировала Министерство о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения магазина повлечет за собой нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома, расположенного рядом с объектом, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1, л.д. 47-48, 124-125).
В письме от 5 июля 2012 года N 23-14207/1и Министерство сообщило Мегрелидзе Н.Ш. о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно в связи с тем, что Администрацией не представлен акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте. Таким образом, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке по ул. Горького в г. Иркутске (т. 1, л.д. 46).
Не согласившись с отказом Администрации в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, содержащимся в уведомительном письме от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1). Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5):
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного уполномоченного исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Помимо приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, на территории города Иркутска по вопросу предоставления (в том числе выбора) земельных участков применяются Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп (далее - Положение), и Порядок обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденный решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (т. 1, л.д. 141-142, далее - Порядок).
Согласно пункту 67 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, подают в Правительство Иркутской области через Министерство (непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором, среди прочих сведений, указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, в том числе включающее в себя описание объекта (габариты и этажность), испрашиваемое право на земельный участок.
На основании пункта 69 Положения Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 2 Порядка определено, что обращения Правительства Иркутской области в лице Министерства об обеспечении выбора земельного участка для строительства поступают в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Согласно пункту 3.1 Порядка указанный Комитет в течение трех месяцев с момента получения обращения Правительства Иркутской области об обеспечении выбора земельного участка для строительства на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями изготавливает проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка и обеспечивает выбор земельного участка.
По результатам рассмотрения проекта постановления администрации города Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска мотивированные замечания.
На основании пункта 3.2 Порядка Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска устраняет замечания либо готовит и направляет мотивированный отказ в адрес Правительства Иркутской области в 30-дневный срок с момента обращения Правительства Иркутской области.
Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в 7-дневный срок с момента согласования акта о выборе земельного участка направляет его в Правительство Иркутской области с приложением постановления администрации города Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и о предоставлении его для строительства (пункт 5).
В случае невозможности размещения объекта Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомляет об этом Правительство Иркутской области с указанием соответствующих причин невозможности выполнения обращения (пункт 6).
Как уже отмечалось выше, 10 мая 2012 года предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В целях обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка Министерство 11 мая 2012 года направило копию названного заявления в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Письмом от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12 Администрация информировала Министерство о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения магазина повлечет за собой нарушение прав собственников многоквартирного дома, расположенного рядом с объектом, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Администрацией, проект схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска в нарушение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 69 Положения и пункта 3.1 Порядка не изготавливался.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что схема расположения земельного участка является лишь приложением к акту о выборе земельного участка, а не самостоятельным документом, и у органа местного самоуправления отсутствует обязанность в каждом случае утверждать такую схему, признаются необоснованными, поскольку не соответствуют буквальному содержанию названных выше норм федерального, регионального и местного земельного законодательства.
По мнению суда апелляционной инстанции, схема расположения земельного участка имеет самостоятельное юридическое значение, поскольку именно на ней должны быть обозначены красные линии, границы участков под жилыми многоквартирными домами (как в рассматриваемом случае) и расположение иных объектов. Такая схема составляется и утверждается с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности, в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Иными словами, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка может быть разрешен только после составления и утверждения в установленном порядке схемы расположения земельного участка. Разработка такой схемы является первичным этапом в процедуре выбора земельного участка, необходимым для принятия в дальнейшем решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка.
Данный вывод подтверждается взаимосвязанными положениями пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагается утвержденная органом местного самоуправления схема расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5); по результатам рассмотрения такого акта (и приложенной к нему схемы расположения земельного участка) уполномоченный исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, равно как и решение об отказе в размещении объекта, может быть принято только по результатам рассмотрения соответствующих документов, в том числе и схемы расположения земельного участка.
Необоснованность довода Администрации о несамостоятельном характере схемы расположения земельного участка следует и из пункта 3.1 Порядка, который предусматривает издание постановления об утверждении такой схемы.
С учетом изложенного правильной является позиция суда первой инстанции о преждевременности выводов Администрации о невозможности предоставления испрашиваемого предпринимателем земельного участка по мотиву его нахождения в непосредственной близости от жилого многоквартирного дома и возможного наложения на границы земельного участка, в отношении которого у собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона имеется право общедолевой собственности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией в нарушение требований части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих ее доводы, изложенные в письме от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12.
Из указанного письма следует, что основанием для отказа в выборе спорного земельного участка явилось нахождение на нем многоквартирного жилого дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества.
В обоснование своей позиции Администрация ссылается на положения статьи 16 Вводного закона.
Данной статьей предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Однако из имеющихся в материалах дела доказательств невозможно установить, какой именно многоквартирный жилой дом и иные объекты недвижимого имущества расположен на испрашиваемом предпринимателем земельном участке.
В связи с этим определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года Администрации было предложено представить надлежащие доказательства, подтверждающие нахождение многоквартирного жилого дома (с его адресными данными) и иных объектов общего недвижимого имущества на испрашиваемом Мегрелидзе Н.Ш. земельном участке, а также доказательства (при их наличии) формирования данного земельного участка либо обращения заинтересованных лиц (собственников помещений в многоквартирном доме) с заявлением о его формировании.
В представленном во исполнение данного определения письме Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 11 июня 2013 года N 957-74-3195/13 указано, что заявлений о формировании земельных участков под многоквартирными домами в этот Комитет не поступало.
Иных допустимых доказательств, достоверно подтверждающих нахождение многоквартирных жилых домов (с их адресными данными) и иных объектов общего недвижимого имущества на испрашиваемом Мегрелидзе Н.Ш. земельном участке, Администрацией в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в отсутствие составленной и утвержденной схемы расположения земельного участка, таким доказательством может являться документация по планировке территории.
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (часть 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (часть 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются соответствующим уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний.
Частями 1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение этой документации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления поселения, городского округа.
Таким образом, в отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка и данных о формировании земельных участков под многоквартирными домами, надлежащим доказательством, подтверждающим наложение границ испрашиваемого предпринимателем земельного участка на земельные участки, относящиеся к общему имуществу собственников многоквартирных жилых домов, является проект межевания территории.
Именно проект межевания территории, являющийся актом публичного органа, отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота. Данный документ адресован лицам, которые являются собственниками земельных участков или обладают в отношении них иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости (включая многоквартирные жилые дома) на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или статьи 16 Вводного закона.
Такой документ Администрацией в материалы дела не представлен.
При этом имеющаяся в материалах дела информация, содержащаяся в документах территориального планирования, документации по планировке территории в отношении земельного участка, расположенного по ул. Горького Кировского района г. Иркутска (т. 1, л.д. 115), а также представленная в суд апелляционной инстанции непоименованная схема, не могут заменить схему расположения земельного участка и проект межевания территории, поскольку не содержат необходимых данных, позволяющих с достоверностью определить невозможность выбора испрашиваемого земельного участка по изложенным в письме от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12 мотивам.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить и то обстоятельство, что в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от 18 мая 2012 года N 505-74-9978/12 указано, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок необходимо сформировать, поставить на кадастровый учет и выставить на торги.
То есть в данном письме Администрация допускает возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду (пусть и для иной цели - для размещения временного сооружения), что не согласуется с ее же позицией о невозможности предоставления этого же земельного участка, изложенной позднее в письме от 2 июля 2012 года N 957-74-671/12.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о незаконности отказа в обеспечении выбора земельного участка. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что недостатки в оформлении заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка (на что обращает внимание Администрация), равно как и несоблюдение требований СП 118.13330.2012 и СНиП 31-06-2009, не являлись основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2013 года по делу N А19-19179/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2013 года по делу N А19-19179/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)