Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гуляева Т.С.
Докладчик: Потлова О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.
судей: Фроловой Т.В. и Пастухова С.А.
при секретаре: К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело
по апелляционной жалобе Е.С.П., Ч.Н.Н.
на решение Беловского городского суда Кемеровской области
от 21 июня 2012 года
по иску Е.С.П., Ч.Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ч.А.Е. к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении граждан в список для переселения из ветхого жилья,
установила:
Е.С.П., Ч.Н.Н., действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Ч.А.Е. обратились в суд с иском к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении граждан в список для переселения из ветхого жилья. Требования мотивированы тем, что жилой дом, расположенный по адресу: общей площадью 33,9 кв. м, принадлежит по праву собственности Е.С.П. В указанном жилом доме проживают и зарегистрированы: Е.С.П., Ч.Н.Н., Ч.А.Е. Жилой дом по адресу: является подработанным жильем. Заключение Сибирского филиала ОАО "ВНИМИ" на жилой дом они не делали, так как сведения по данному дому в Администрации г. Белово имеются. Основной причиной ветхости жилого дома являются горные работы шахты "Пионерка". Жилой дом подлежит сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты "Пионерка".
Считают, что имеют право на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов. В настоящее время Администрацией г. Белово им отказано во включении их в Список граждан, подлежащих переселению из подработанного жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и рекомендовано обратиться в суд.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 21.06.2012 года постановлено:
В удовлетворении искового заявления Е.С.П., Ч.Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ч.А.Е., к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении граждан в список для переселения из ветхого жилья - отказать.
В апелляционной жалобе Е.С.П., Ч.Н.Н. просят решение суда отменить. Судом не дана оценка показаниям свидетеля Н.Л.Н.
Суд необоснованно отказался приобщить к материалам дела Акт о проживании, составленный в присутствии соседей - свидетелей, справку ООО "Водоснабжение", справку ООО "Белсах", справку ООО "КЭК", справку Межрайонной ИФНС N 3 г. Белово, свидетельство и праве собственности по закону, свидетельство о регистрации права собственности, свидетельствующие о том, что истцы проживали в жилом помещении с 1996 г., обрабатывают огород, ведут совместное хозяйство, несут оплачивают текущие расходы, при этом решение суда в данной части не мотивировано.
На доводы апелляционной жалобы представителем Администрации Беловского городского округа Б.Е.В. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и представленных возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года N 840 (ред. от 25.04.2011) утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Одним из таких мероприятий являются: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 утверждены "Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков". Мероприятия по реструктуризации угольной промышленности финансируются из средств федерального бюджета в виде субвенций (социальных выплат). Субвенции предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Управление субвенциями осуществляется соответствующими местными органами исполнительной власти.
В частности, из выделяемых государством субвенций гражданам, проживающим в домах, подлежащих сносу, предоставляются субсидии на приобретение жилья взамен сносимого.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ собственники подлежащих сносу жилых домов вправе требовать возмещения выкупной цены жилого помещения.
Таким образом, согласно положениям ЖК РФ, гражданин, проживающий в доме, подлежащем сносу (в результате ведения горных работ), вправе требовать предоставления ему другого жилья по договору социального найма (а собственник - возмещения выкупной цены). В то же время в соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ гражданин вправе требовать предоставления субсидии на приобретение жилья (в собственность) взамен сносимого.
В соответствии с подп. "а" п. 5 "Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ N 778 от 14.11.2007 года) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); п. 8, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в настоящее время собственник жилого дома по адресу: Е.С.П. и члены ее семьи - дочь Ч.Н.Н. и внучка Ч.А.Е. постоянно проживают и зарегистрированы в данном доме: Е.С.П. - с 26.09.2011 г., Ч.Н.Н. и Ч.А.Е. - с 26.12.2011 г.
Согласно уведомлению ЕГРП от 27.04.2012 г. (л.д. 29) отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу:,
Из представленного сводного списка сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по результатам обследования в 1999 году, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", по результатам обследования в 1999 году, утвержденного 04.07.2000 г. (л.д. 35-36), жилой дом по адресу: включен в данный список, владельцем дома указана Б.Л.П., умершая 29.11.2003 года (л.д. 9), в качестве члена семьи в списке указана сестра - Б.Г.П., умершая 27.06.2004 года (л.д. 31).
Из представленных уведомлений ЕГРП от 02.06.2012 г., ответа на запрос из филиала N 2 БТИ от 04.06.2012 г. (л.д. 51,52,53,74,75) у Ч.Н.Н., Ч.Е.В., Ч.А.Е. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании также установлено, что член семьи собственника жилого помещения по адресу: Е.С.П. - дочь Ч.Н.Н. (истец) состоит до настоящего момента времени в зарегистрированном браке с Ч.Е.В., который с февраля 2005 года по настоящий момент времени зарегистрирован по адресу:.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 20.09.2011 года дочь Б.Л.П. Е.С.П. получила свидетельство о праве на наследство, состоящее из целого деревянного каркасно-засыпного дома, находящегося по адресу:.
Отказывая истцам в удовлетворении требований к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении в список для переселения из ветхого жилья, расположенного по адресу суд правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты истцы не были зарегистрированы в доме по ул. <...>, не проживали в нем, то обоснованно не были включены в данный Список в качестве членов семьи собственника Б.Л.П.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда обоснованным, соответствующим установленным судом обстоятельствам, а также нормам права.
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В настоящее время данным постановлением Правительства (с изменениями и дополнениями) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, согласно которым предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики РФ.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент включения дома по ул. <...> в список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанной шахты истцы в данном доме не были зарегистрированы, в нем не проживали и никакими правами на него не обладали.
Не возникло у Е.С.П. такое право и после перехода к ней права собственности на спорную квартиру в порядке наследования, поскольку включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, подлежат граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты "Пионерка", для которых указанное жилое помещение, располагающееся по адресу:, являлось постоянным местом жительства. Доказательств постоянного проживания в спорной квартире на момент принятия решения о ликвидации шахты "Пионерка" и того, что данное жилое помещения являлось ее постоянным местом жительства, истицей представлено не было.
Несостоятельны доводы жалобы о не приобщении судом документов о проживании и ведении хозяйства истцов по адресу с 1996 года, поскольку указанные обстоятельства, проводимые истцами в настоящий период времени, не являются юридически значимыми для разрешения данного иска. В данном случае имеет значение регистрация и постоянное проживание граждан в ветхом жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты. Таких доказательств в суд первой инстанции истцами представлено не было. Приложенный к апелляционной жалобе акт о проживании, подписанный соседями, таким доказательством не является, в силу принципа непосредственности судебного разбирательства все доказательства исследуются судом первой инстанции, лица, указанные в акте, судом не допрашивались, на данные обстоятельства истцы в суде первой инстанции не ссылались, ходатайства о приобщении данного акта к материалам гражданского дела не заявляли.
Показания свидетеля Н.Л.Н. приведены в решении суда, им дана оценка в совокупности с иными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, однако материалами дела подтверждается, что оценка всех представленных доказательств произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ на основе их полного и всестороннего исследования, и считать ее неправильной у судебной коллегии оснований не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, им судом первой инстанции дана оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких данных, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.С.П., Ч.Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.М.ПОТЛОВА
Судьи
Т.В.ФРОЛОВА
С.А.ПАСТУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9494
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. по делу N 33-9494
Судья: Гуляева Т.С.
Докладчик: Потлова О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.
судей: Фроловой Т.В. и Пастухова С.А.
при секретаре: К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело
по апелляционной жалобе Е.С.П., Ч.Н.Н.
на решение Беловского городского суда Кемеровской области
от 21 июня 2012 года
по иску Е.С.П., Ч.Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ч.А.Е. к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении граждан в список для переселения из ветхого жилья,
установила:
Е.С.П., Ч.Н.Н., действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Ч.А.Е. обратились в суд с иском к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении граждан в список для переселения из ветхого жилья. Требования мотивированы тем, что жилой дом, расположенный по адресу: общей площадью 33,9 кв. м, принадлежит по праву собственности Е.С.П. В указанном жилом доме проживают и зарегистрированы: Е.С.П., Ч.Н.Н., Ч.А.Е. Жилой дом по адресу: является подработанным жильем. Заключение Сибирского филиала ОАО "ВНИМИ" на жилой дом они не делали, так как сведения по данному дому в Администрации г. Белово имеются. Основной причиной ветхости жилого дома являются горные работы шахты "Пионерка". Жилой дом подлежит сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты "Пионерка".
Считают, что имеют право на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов. В настоящее время Администрацией г. Белово им отказано во включении их в Список граждан, подлежащих переселению из подработанного жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и рекомендовано обратиться в суд.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 21.06.2012 года постановлено:
В удовлетворении искового заявления Е.С.П., Ч.Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ч.А.Е., к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении граждан в список для переселения из ветхого жилья - отказать.
В апелляционной жалобе Е.С.П., Ч.Н.Н. просят решение суда отменить. Судом не дана оценка показаниям свидетеля Н.Л.Н.
Суд необоснованно отказался приобщить к материалам дела Акт о проживании, составленный в присутствии соседей - свидетелей, справку ООО "Водоснабжение", справку ООО "Белсах", справку ООО "КЭК", справку Межрайонной ИФНС N 3 г. Белово, свидетельство и праве собственности по закону, свидетельство о регистрации права собственности, свидетельствующие о том, что истцы проживали в жилом помещении с 1996 г., обрабатывают огород, ведут совместное хозяйство, несут оплачивают текущие расходы, при этом решение суда в данной части не мотивировано.
На доводы апелляционной жалобы представителем Администрации Беловского городского округа Б.Е.В. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и представленных возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года N 840 (ред. от 25.04.2011) утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Одним из таких мероприятий являются: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 утверждены "Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков". Мероприятия по реструктуризации угольной промышленности финансируются из средств федерального бюджета в виде субвенций (социальных выплат). Субвенции предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Управление субвенциями осуществляется соответствующими местными органами исполнительной власти.
В частности, из выделяемых государством субвенций гражданам, проживающим в домах, подлежащих сносу, предоставляются субсидии на приобретение жилья взамен сносимого.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ собственники подлежащих сносу жилых домов вправе требовать возмещения выкупной цены жилого помещения.
Таким образом, согласно положениям ЖК РФ, гражданин, проживающий в доме, подлежащем сносу (в результате ведения горных работ), вправе требовать предоставления ему другого жилья по договору социального найма (а собственник - возмещения выкупной цены). В то же время в соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ гражданин вправе требовать предоставления субсидии на приобретение жилья (в собственность) взамен сносимого.
В соответствии с подп. "а" п. 5 "Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ N 778 от 14.11.2007 года) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); п. 8, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в настоящее время собственник жилого дома по адресу: Е.С.П. и члены ее семьи - дочь Ч.Н.Н. и внучка Ч.А.Е. постоянно проживают и зарегистрированы в данном доме: Е.С.П. - с 26.09.2011 г., Ч.Н.Н. и Ч.А.Е. - с 26.12.2011 г.
Согласно уведомлению ЕГРП от 27.04.2012 г. (л.д. 29) отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу:,
Из представленного сводного списка сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности по результатам обследования в 1999 году, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", по результатам обследования в 1999 году, утвержденного 04.07.2000 г. (л.д. 35-36), жилой дом по адресу: включен в данный список, владельцем дома указана Б.Л.П., умершая 29.11.2003 года (л.д. 9), в качестве члена семьи в списке указана сестра - Б.Г.П., умершая 27.06.2004 года (л.д. 31).
Из представленных уведомлений ЕГРП от 02.06.2012 г., ответа на запрос из филиала N 2 БТИ от 04.06.2012 г. (л.д. 51,52,53,74,75) у Ч.Н.Н., Ч.Е.В., Ч.А.Е. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании также установлено, что член семьи собственника жилого помещения по адресу: Е.С.П. - дочь Ч.Н.Н. (истец) состоит до настоящего момента времени в зарегистрированном браке с Ч.Е.В., который с февраля 2005 года по настоящий момент времени зарегистрирован по адресу:.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 20.09.2011 года дочь Б.Л.П. Е.С.П. получила свидетельство о праве на наследство, состоящее из целого деревянного каркасно-засыпного дома, находящегося по адресу:.
Отказывая истцам в удовлетворении требований к Администрации г. Белово Кемеровской области о включении в список для переселения из ветхого жилья, расположенного по адресу суд правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты истцы не были зарегистрированы в доме по ул. <...>, не проживали в нем, то обоснованно не были включены в данный Список в качестве членов семьи собственника Б.Л.П.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда обоснованным, соответствующим установленным судом обстоятельствам, а также нормам права.
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В настоящее время данным постановлением Правительства (с изменениями и дополнениями) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, согласно которым предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики РФ.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент включения дома по ул. <...> в список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанной шахты истцы в данном доме не были зарегистрированы, в нем не проживали и никакими правами на него не обладали.
Не возникло у Е.С.П. такое право и после перехода к ней права собственности на спорную квартиру в порядке наследования, поскольку включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, подлежат граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты "Пионерка", для которых указанное жилое помещение, располагающееся по адресу:, являлось постоянным местом жительства. Доказательств постоянного проживания в спорной квартире на момент принятия решения о ликвидации шахты "Пионерка" и того, что данное жилое помещения являлось ее постоянным местом жительства, истицей представлено не было.
Несостоятельны доводы жалобы о не приобщении судом документов о проживании и ведении хозяйства истцов по адресу с 1996 года, поскольку указанные обстоятельства, проводимые истцами в настоящий период времени, не являются юридически значимыми для разрешения данного иска. В данном случае имеет значение регистрация и постоянное проживание граждан в ветхом жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты. Таких доказательств в суд первой инстанции истцами представлено не было. Приложенный к апелляционной жалобе акт о проживании, подписанный соседями, таким доказательством не является, в силу принципа непосредственности судебного разбирательства все доказательства исследуются судом первой инстанции, лица, указанные в акте, судом не допрашивались, на данные обстоятельства истцы в суде первой инстанции не ссылались, ходатайства о приобщении данного акта к материалам гражданского дела не заявляли.
Показания свидетеля Н.Л.Н. приведены в решении суда, им дана оценка в совокупности с иными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, однако материалами дела подтверждается, что оценка всех представленных доказательств произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ на основе их полного и всестороннего исследования, и считать ее неправильной у судебной коллегии оснований не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, им судом первой инстанции дана оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких данных, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.С.П., Ч.Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.М.ПОТЛОВА
Судьи
Т.В.ФРОЛОВА
С.А.ПАСТУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)