Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 ПО ДЕЛУ N А56-55835/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. по делу N А56-55835/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Штольц Л.М. по доверенности от 20.09.2012;
- от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-417/2013) Жилищно-строительного кооператива N 1157 на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 по делу N А56-55835/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 1157
к Государственной жилищной инспекции
Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Жилищно-строительный кооператив N 1157 (195426, Санкт-Петербург, проспект Наставников, д. 20 корп. 2, ОГРН 1037816029261, далее - ЖСК N 1157, кооператив) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 89-90, далее - ГЖИ Санкт-Петербурга, инспекция) от 22.08.2012 по делу об административном правонарушении N 1804/12 о привлечении кооператива к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ЖСК N 1157 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ЖСК N 1157 направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель кооператива доводы апелляционной жалобы поддержал, повторив свою позицию, изложенную в суде первой инстанции: инспекцией нарушен Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку не доказано, что гражданке Столяровой Л.С., обратившейся с жалобой на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, выявленные в ходе проверки нарушения причинили какой-либо вред. Заявитель также полагает, что совершенные правонарушения можно признать малозначительными в связи с их частичным устранением.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 12.06.2012 собственник квартиры N 214 дома N 20 корпус 2 по проспекту Наставников в городе Санкт-Петербурге Столярова Л.С. обратилась в приемную губернатора города Санкт-Петербурга с жалобой на ненадлежащее содержание ЖСК N 1157 общего имущества указанного многоквартирного дома.
18.07.2012 специалистом отдела контроля инспектором ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения N 04/471-р от 16.07.2012 осуществлена внеплановая выездная проверка в целью осуществления контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В ходе проверки сотрудниками инспекции проведено техническое обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, проспект Наставников, дом 20, корп. 2, согласно которому, в указанном доме в нарушение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170):
- - не обеспечено складирование мусора на специально отведенной площадке (строительный мусор складирован на отмостке здания с лицевой стороны фасада) (нарушен пункт 3.7.15 Правил N 170);
- - не промыт фасад здания (на фасаде здания надписи-граффити; самоклей с боковой стороны фасада здания, где расположен номерной знак) (нарушены пункты 4.2.3.9; 4.2.3.1 Правил N 170);
- - имеются разрушения герметизирующих заделок стыков стеновых панелей (частично нарушена герметичность швов стеновых панелей с торцевой стороны фасада здания) (нарушены пункты 4.2.3.1, 4.2.1.7, 4.10.2.8 Правил N 170); - не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмостки (отмостка частично отсутствует, не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке вокруг здания) (нарушены пункты 4.10.2.1; 4.1.7 Правил N 170);
- - на фасаде здания имеется отслоение и разрушение облицовочного слоя стен (частично отсутствует облицовочная плитка с лицевой стороны здания) (нарушены пункты 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил N 170);
- - имеются местные отслоения штукатурного и окрасочного слоев стен и потолка на предчердачной площадке лестничной клетки N 3 (нарушен пункт 3.2.8 Правил N 170);
- - не обеспечено требуемое санитарное состояние лестничной клетки N 3 (наличие строительного мусора) (нарушен пункт 3.2.2 Правил N 170);
- - не обеспечено исправное состояние кровли и системы водоотвода (имеются протечки с кровли на предчердачной площадке лестничной клетки N 3), отсутствует защитный фартук из оцинкованной стали на парапетном ограждении кровли (нарушены пункты 4.6.1.1, 4.6.1.13 Правил N 170);
- - не обеспечено исправное состояние выступающих над поверхностью кровли элементов вентиляционных каналов (отсутствует верхняя часть вентканала), на оголовках вытяжных шахт естественной вентиляции отсутствуют зонты и дефлекторы (нарушены пункты 4.6.2.3, 5.7.9 Правил N 170); - допущено загрязнение чердачного помещения строительным мусором по лестничной клетке N 3 (нарушены пункты 4.6.1.1, 3.3.4 Правил N 170).
Вышеуказанные факты зафиксированы в акте N 04/471-р от 18.07.2012, составленном с участием председателя правления ЖСК N 1157 Мармылева П.И.
Кроме того, выявленные нарушения послужили основанием должностному лицу инспекции для составления 20.07.2012 в отношении ЖСК N 1157 протокола об административном правонарушении N 04/471-р, в котором кооперативу вменено нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, ответственность за неисполнение которых предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
22.08.2012 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление N 1804/12 о привлечении ЖСК N 1157 к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов. В постановлении указано на нарушение кооперативом пунктов 3.7.15, 4.10.2.1, 4.1.7, 3.2.8, 3.2.2, п. п. 4.2.3.1 - 4.2.3.9, 4.2.1.7, 4.10.2.8, 4.2.3.2, 4.6.1.1, 4.6.1.13, 4.6.2.3, 5.7.9, 3.3.4 Правил N 170.
ЖСК N 1157 с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с наличием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и отсутствием нарушения прав собственника жилья обратившегося с жалобой, то есть отсутствием правовых предпосылок для проведения внеплановой проверки.
Суд первой инстанции, отказывая кооперативу в удовлетворении заявленных требований, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела и признал доказанным вменяемое кооперативу правонарушение.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Жилищного кодекса Российской Федерации в уставе жилищного кооператива должны содержаться, в частности, сведения о предмете и целях деятельности кооператива.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что согласно уставу кооператива он создан с целью удовлетворения жилой площадью членов кооператива, к его задачам относится управление имуществом кооператива, обеспечение технического обслуживания и эксплуатации этого дома.
Таким образом, в силу приведенных норм именно кооператив обязан содержать в исправном состоянии общее имущество в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, включающих в себя следующее.
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках. (пункт 3.2.2);
- Окраска лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8);.
- Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (пункт 3.3.4);
- Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 3.7.15);
- Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7);
- Стыки панелей должны отвечать трем требованиям:
- водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности;
- воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30-50%;
- теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций:
- вертикальных 2-3 мм;
- горизонтальных 0,6-0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30-50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
- Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме) (пункт 4.2.1.7);
- Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1);
- С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2);
- Фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации (пункт 4.2.3.9);
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1);
- Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем (пункт 4.6.1.13);
- Необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д. (пункт 4.6.2.3);
- Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1);
- Неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации (пункт 4.10.2.8);
- Воздуховоды, каналы и шахты в неотапливаемых помещениях, имеющие на стенках во время сильных морозов влагу, должны быть дополнительно утеплены эффективным биостойким и несгораемым утеплителем.
Оголовки центральных вытяжных шахт естественной вентиляции должны иметь зонты и дефлекторы (пункт 5.7.9).
ЖСК N 1157 не отрицает наличие обязанности выполнять указанные работы, между тем, осуществляемая обществом работа не соответствует требованиям Правил N 170. Материалами дела, в том числе письмами жильцов и актом проверки, подтверждается невыполнение кооперативом вышеназванных обязанностей.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что невыполнение кооперативом данных работ является нарушением требований пунктов 3.7.15, 4.10.2.1, 4.1.7, 3.2.8, 3.2.2, п. п. 4.2.3.1 - 4.2.3.9, 4.2.1.7, 4.10.2.8, 4.2.3.2, 4.6.1.1, 4.6.1.13, 4.6.2.3, 5.7.9, 3.3.4 Правил N 170.
Доводы кооператива о несоблюдении административным органом требований норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой проверки послужила жалоба собственника квартиры N 212, на ненадлежащее содержание кооперативом общего имущества дома, расположенного по проспекту Наставников, на ремонт которого регулярно с собственников квартир взимаются денежные средства. Кроме того, помимо финансовой стороны вопроса, ненадлежащее содержание общего имущества дома негативно сказывается на здоровье проживающих в доме граждан, понижении их качества жизни.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга доказала как факт совершения правонарушения, так и вину ЖСК N 1157, обосновав правомерность привлечения его к административной ответственности.
Порядок привлечения кооператива к административной ответственности ответчиком соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии председателя правления кооператива, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюден.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда о невозможности применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное кооперативом правонарушение по пункту 2.9 Кодекса как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Частичное устранение выявленных нарушений к таким обстоятельствам отнесено быть не может.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 ноября 2012 года по делу А56-55835/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 1157 без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)