Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23908/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. по делу N А55-23908/2012


Резолютивная часть постановления оглашена 10 января 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиной О.А., рассмотрев 10 января 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-23908/2012 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", ОГРН 1026300892925, гор. Самара
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, ОГРН 1026300959871, гор. Самара
с участием в деле ООО "Самарская технико-эксплуатационная компания", гор. Самара в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 3 774 руб. 63 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Демьяненко О.А., доверенность от 02.08.2010 N 70;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.

установил:

Закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании 3 774 руб. 63 коп. неосновательного обогащения за период с 01 января 2012 года по 30 апреля 2012 года.
Определением арбитражного суда от 11 сентября 2012 года к участию в деле было привлечено ООО "Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года суд исковые требования удовлетворил, взыскал с Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" 3 774 руб. 63 коп. неосновательного обогащения, а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Заявитель - Департамент управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, указывая, что решение следует отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение незаконное, необоснованное, вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком заключен договор аренды имущества муниципальной казны N 000173М от 01 февраля 2012 года, в соответствии с условиями которого арендодатель (ответчик) представляет арендатору (истцу) за плату во временное пользование объект муниципальной собственности - комплекс имущества муниципальной казны, именуемый далее объектом, в составе и техническими характеристиками, указанными в приложении к договору.
Сети истца подсоединены к жилому дому, расположенному по адресу: гор. Самара, ул. Пирогова д. 11, в котором в период с 01 января 2012 года по 30 апреля 2012 года имелось жилое помещение коммунальная квартира N 6 общей площадью 16,1 кв. м.
Между истцом и третьим лицом заключен договор на теплоснабжение N 129-юр от 01 мая 2011 года в соответствии с условиями которого "энергоснабжающая организация" (истец) обязуется подавать абоненту (третьему лицу) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение на жилые дома Красноглинского района гор. Самары, а "абонент" (третье лицо) обязуется принимать и соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, установленных настоящим договором, и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель.
Истец в период с 01 января 2012 года по 30 апреля 2012 года поставлял тепловую энергию на жилой дом, расположенный по адресу: гор. Самара, ул. Пирогова, д. 11, кв. 6, в котором имеется жилое помещение площадью 16,1 кв. м, которое подключено к внутридомовой системе жилого дома и является муниципальной собственностью согласно письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от 27 января 2012 года исх. N 433. В связи, с чем просит взыскать с ответчика стоимость потребленной тепловой энергии за период с января 2012 года по апрель 2012 года в сумме 3 774 руб. 63 коп.
Суд первой инстанции, вынося решение, исходил из следующих обстоятельств.
Истцом не представлено доказательств направления оферты ответчику, а также доказательств совершения ответчиком действий по выполнению указанных в ней условий договора. Соответственно отношения сторон нельзя рассматривать как договорные.
Незаключенность договора означает отсутствие договорных отношений между сторонами. Факт пользования ответчиком тепловой энергией без установленных законом либо сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункт 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с пункт 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из выписки из реестра муниципальной собственности от 17 сентября 2012 года N 15-07-06/39173 следует, что объект недвижимости - квартира N 6, расположенный по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, ул. Пирогова, д. 11, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества 17 сентября 1992 года за номером 002426-6, на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17 сентября 1992 года.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно договора управления многоквартирным домом N 2 от 27 мая 2011 года заключенного между третьим лицом (управляющая компания) и ответчиком (собственником) управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику жилых помещений.
Из приложения N 3 к договору управления многоквартирным домом от 27 мая 2011 года следует, что управляющая компания (третье лицо) осуществляет коммунальные услуги в отношении жилого дома, расположенного по адресу: гор. Самара, ул. Пирогова, д. 11.
В отзыве на иск третье лицо указывало на то, что в связи с отсутствием возможности самостоятельно производить начисление платы собственникам/нанимателям за жилое помещение и коммунальные услуги, третьего лицо заключило с МП городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" агентский договор N 133/11-ПД от 31 мая 2011 года согласно которому агент принимает на себя обязательства по ведению аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги, организацию и ведение работы потребителями жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с расчетами за эти услуги.
Из письма агента от 27 января 2012 года N 433 при расчете ООО "СУТЭК" с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию, к расчетам не была учтена площадь жилой квартиры N 6 расположенной по адресу: гор. Самара, ул. Пирогова, д. 11.
Потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения само по себе при условии присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в значении п. 29 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ.
Согласно пункта 7 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства.
Учитывая, что спорное жилое помещение собственником иным лицам, на каком-либо законном праве не передавалось и было закрыто, у истца отсутствовала возможность доступа к теплопотребляющим установкам, а следовательно и возможность составления акта о безучетном потреблении теплоэнергии.
Согласно пункту 1.3. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12 сентября 1995 года N Вк-4936, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
В соответствии с Федеральным Законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правилами государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в РФ, подлежат государственному регулированию тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческим организациями.
Поскольку отношения собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, возникающие по поводу содержания этих помещений, прямо законом не урегулированы, в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно п. 4 названных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Согласно подпункту "г" пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые для отопления определяются в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Для определения объема потребленной нежилыми помещениями тепловой энергии в соответствии с формулами, предусмотренными Правилами N 307, подлежат применению нормативы потребления тепловой энергии.
Расчет истца определялся на основании нормативов потребления, установленных нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Согласно Постановлению Главы города Самары от 18 декабря 2007 года N 1153, установившего норматив потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан и составляет 0,018 Гкал/м2.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30 мая 2002 года N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 2.2 данного Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как было указано выше, статьей 45 Устава городского округа Самара установлено, что от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются в соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Согласно пункт 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Учитывая вышеизложенное следует, что в спорных правоотношениях Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, из чего следует, что оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара. В связи с чем, заявленная сумма задолженности правомерно была взыскана судом первой инстанции с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара.
Обосновывая жалобу, заявитель ссылается на то, что спорные отношения сторон должны рассматриваться как договорные, отсутствует акт потребления тепловой энергии, также указывает на то, что ответчик выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника, оплата коммунальных услуг должна производиться за счет казны городского округа Самара.
Закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в Куйбышевском районе городского округа Самара, на основании заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара договора аренды имущества муниципальной казны N 000173М/26-юр от 01 февраля 2012 года.
Вырабатываемая тепловая энергия, поставлялась на жилое помещение коммунальная квартира N 6, общей площадью 16,1 м2 в многоквартирном доме по адресу: гор. Самара, ул. Пирогова, д. 11, в период с 01 января 2012 года по 30 апреля 2012 года.
Данное жилое помещение является имуществом муниципальной казны городского округа Самара, подключено к внутридомовой инженерной системе жилого дома, и не переданные во владение и (или) пользование третьим лицам.
Управляющей компанией по управлению многоквартирными домами в Куйбышевском районе городского округа Самара являлось ООО "Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания", в связи с чем, между истцом и ООО "Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания" заключен Договор N 129-юр от 01 мая 2011 года на теплоснабжение муниципального жилого фонда Куйбышевского района.
ООО "Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания" не осуществляет сбор денежных средств за услуги теплоснабжения вышеуказанного помещения в связи с закрытием лицевого счета, что подтверждается письмом МП городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" исх. N 433 от 27 января 2012 года и отзывом на исковое заявление со стороны ООО "Самарской управляющей технико-эксплуатационной компании".
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются в соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Факт оказания услуги теплоснабжения на жилое помещение в период с 01 января 2012 года по 30 апреля 2012 года ответчик не оспаривает.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма от 17 февраля 1998 года N 30 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" установлено, что потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Установленный Федеральным законом N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" порядок проведения проверок наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, основания для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления, не является обязательным досудебным порядком.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-23908/2012 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, ответчик в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года, принятое по делу N А55-23908/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА

Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)