Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.12.2012 N 15АП-11926/2012 ПО ДЕЛУ N А32-3378/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2012 г. N 15АП-11926/2012

Дело N А32-3378/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.А.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от ООО "Чистые пруды" - руководитель - Говоруха Александр Викторович, паспорт; представитель - Виноградов Юрий Борисович, доверенность от 10.10.2012 г.,
от ГУ МЧС России по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистые пруды"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.07.2012 по делу N А32-3378/2012
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистые пруды"
к Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю
о признании недействительным предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Чистые пруды" (далее - ООО "Чистые пруды") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о признании недействительным предписания от 21.10.2011 г. N 273/1/1-74 по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Решением суда от 19.07.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание соответствует Закону. Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Чистые пруды" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 19.07.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании руководитель и представитель общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что выявленные управлением нарушения связаны с нарушением СНиПов при строительстве дома, которые управляющая компания устранить не имеет возможности.
В судебном заседании 10.12.2012 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлено определение о перерыве. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена плановая проверка ООО "Чистые пруды", осуществляющего деятельность по управлению жилым домом по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 88/1, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения предприятием требований ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности (НПБ 104-03), Норм пожарной безопасности (НПБ 88-2001), СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Норм пожарной безопасности (НПБ 250-97), СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", НПБ 110-03, НПБ 88-2001, НПБ 88-2003, СНиП 31-01-2003 "Здание жилые многоквартирные", СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
С целью устранения выявленных проверкой нарушений, отраженных в акте проверки от 21.10.2011 г. N 273, обществу "Чистые пруды" выдано предписание от 21.10.2011 г. N 273/1/1-74 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 07.05.2012 г.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, ООО "Чистые пруды" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В силу статьи 6 названного закона, а также подпункта 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о Госпожнадзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Административный регламент МЧС, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).
При этом Закон о пожарной безопасности обязывает руководителей организаций выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (статья 37), указывая на возможность привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что выданное Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю предписание от 21.10.2011 г. N 273/1/1-74 направлено на устранение следующих нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 88/1:
- 1. отсутствие доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение; части зданий, тушение пожара в которых затруднено (этажи, высотой более 28 м), не оборудованы дополнительными средствами, направленными на ограничение площади, интенсивности и продолжительности горения (п. 3 ППБ 01-03, п. 2 прил. 1 СНиП 2.07.01-89, пп. 4.4, 7.2, 7.2.7 СНиП 21-01-97);
- 2. расстояние от стены здания до края проезжей части составляет более 10 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 2 прил. 1 СНиП 2.07.01-89);
- 3. через лестничные клетки здания не предусмотрены сквозные проходы (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4.1 СНиП 31-01-2003);
- 4. здание не обеспечивает требуемую конструктивную пожарную опасность СО, так как внутриквартирные перегородки выполнены из горючего материала (гипсокартон) (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1.2 СНиП 31-01-2003, п. 5.19 СНиП 21-01-97);
- 5. в подвальном этаже блок-секциях 1-2, 13-14 не предусмотрено не менее двух окон, размером 0,9 x 1,2 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4.2 СНиП 31-01-2003);
- 6. двери поэтажных коридоров и двери, ведущие из автостоянки в смежные помещения подвального этажа, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97);
- 7. на покрытии кровли здания отсутствует защитный слой гравия (п. 3 ППБ 01-03, п. 2.1, 2.10 СНиП II-26-76);
- 8. высота выхода на кровлю из лестничной клетки выполнена менее 1,5 м. Двери, ведущие из лестничной клетки на кровлю, выполнены не противопожарными (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4 СНиП 21-01-97);
- 9. лифты для пожарных подразделений не обеспечивают доступ во все помещения на всех этажах здания (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1.2 НПБ 250-97);
- 10. не обеспечен расход воды 80 л/с для целей наружного пожаротушения от 2-х пожарных гидрантов, расположенных на участке городской кольцевой водопроводной сети на расстоянии не более 200 м от любой части здания (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.2.5 Технических условий на проектирование объекта);
- 11. применение материалов теплоизоляции наружных стен не согласовано в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.3.4 ТУ);
- 12. сообщение между автостоянкой и помещениями к ней не относящимися выполнено без тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре и без дренчерных завес со стороны автостоянки (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4.6 ТУ);
- 13. ширина маршей и площадок незадымляемых лестничных клеток типа HI здания выполнена менее 1,2 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.5.1 ТУ);
- 14. лестничные клетки надземной части здания не имеют естественного освещения на каждом этаже через окна в наружных стенах (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.5.5 ТУ);
- 15. перед лифтами, расположенными в подвале не предусмотрены двойные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.7.1 и п. 7.13.2 ТУ);
- 16. в подземной автостоянке не предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация с дымовыми пожарными извещателями (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.9.1 ТУ);
- 17. блок хозяйственных помещений подвала не оборудован системой спринклерного пожаротушения (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.10.1 ТУ);
- 18. грузовой подъемник, сообщающий зону разгрузки в автостоянке с первым этажом здания, расположен в шахте без установки противопожарных дверей 1-го типа без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре в уровне автостоянки и лифтового холла на первом этаже (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.13.3 ТУ);
- 19. не согласовано размещение комплектов противопожарного оборудования на технических этажах здания и в помещениях охраны (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.14.1 ТУ);
- 20. не согласовано обеспечение специальной техникой и оборудованием пожарного депо, обслуживающего здание (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.14.3 ТУ);
- 21. не предусмотрен вывод сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты здания в ОДС и ближайшую пожарную часть (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.14.5 ТУ);
- 22. жилые секции (прихожие, внеквартирные коридоры и лифтовые холлы, вестибюли, помещения технических этажей и др.), помещения общественного назначения и блока хозяйственных помещений подвала не оборудованы адресной пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.9.1 ТУ);
- 23. не завершен монтаж систем автоматической противопожарной защиты здания (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, приточная и вытяжная противодымная защита, внутренний противопожарный водопровод, автоматическая система пожаротушения автостоянки) (п. 98, 34 ППБ 01-03, п. 7.28 СНиП 21-01-97);
- 24. не заключен договор на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ со специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (п. 96 ППБ 01-03);
- 25. в квартирах не установлены автономные дымовые пожарные извещатели (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.3.3 СНиП 31-01-2003);
- 26. не все помещения здания оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03);
- 27. превышено расстояние между дымовыми извещателями автоматической пожарной сигнализации, а также расстояние от дымовых извещателей до стен, расположенных на этажах здания (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.28, п. 13.1 НПБ 88-2001);
- 28. часть дымовых извещателей автоматической пожарной сигнализации на этажах здания установлены на расстоянии менее 0,1 м от стен (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.18 НПБ 88-2001);
- 29. высота установки ручных пожарных извещателей на этажах здания выполнена менее 1,5 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.41 НПБ 88-2001);
- 30. при прокладке шлейфов автоматической пожарной сигнализации на этажах здания расстояние до одиночных светильников выполнено менее 0,25 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.67 НПБ 88-2003);
- 31. не во всех помещениях установлено не менее 2-х пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 13.3 НПБ 88-2001);
- 32. ступени лестничных маршей выполнены различной высотой (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28 СНиП 21-01-97);
- 33. ширина эвакуационных выходов из подсобных помещений на первых этажах секций здания выполнена менее 0,8 м (фактически 0,6 м) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97);
- 34. расстояние между эвакуационными выходами в подземной автостоянке более 80 метров (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14 табл. 2 СНиП 21-02-99);
- 35. отсутствует возможность беспрепятственного открывания дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа в помещениях подземной автостоянки (п. 52 ППБ 01-03);
- 36. высота ограждений балконов перехода воздушной зоны незадымляемой лестничной клетки менее 1,2 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.37 СНиП 21-01-97, п. 8.3 СНиП 31-01-2003);
- 37. ширина балконов перехода через воздушную зону незадымляемой лестничной клетки Н-1 выполнена менее 1,2 м (фактически 0,9 м) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.37 СНиП 21-01-97);
- 38. ширина горизонтальных участков путей эвакуации от квартир к незадымляемым лестничным клеткам Н-1 в блок секциях 1-2, 3-4, 11-12, 13-14 выполнена менее 1 м (фактически 0,9 м) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97);
- 39. предел огнестойкости дверей лифта для пожарных менее 1 ч. (EI 60). Двери других шахт лифтов, расположенных на этажах здания - менее 0,5 ч. (EI 30) (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1.7 и п. 5.2.3 НПБ 250-97);
- 40. пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных предусмотрено более допустимых значений (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1.9 НПБ 250-97);
- 41. материал покрытия пола кабины не обеспечивает минимальный риск скольжения при его увлажнении (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1.10 НПБ 250-97);
- 42. в кабине лифта для пожарных не установлено сигнальное устройство о перегрузке (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1.11 НПБ 250-97);
- 43. предел огнестойкости ограждающих конструкций лифтовых холлов, тамбуров не соответствует нормативным показателям (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.2.4 НПБ 250-97, п. 5.10 СНиП 21-01-97);
- 44. в режиме работы лифта "перевозка пожарных подразделений" не предусмотрена переговорная связь между диспетчерским пунктом, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.10 НПБ 250-97);
- 45. автостоянка не обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.3 СНиП 21-02-99);
- 46. места для автомобилей автостоянки не закреплены за индивидуальными владельцами (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.4 СНиП 21-02-99);
- 47. не определена и не вывешена на воротах при въезде, а также на дверях при входе категория помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с требованиями НПБ 105. Не предоставлен соответствующий расчет (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.4 СНиП 21-02-99);
- 48. не предусмотрены дренчерные завесы в местах сообщения помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями смежного пожарного отсека (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.8 СНиП 21-02-99);
- 49. не предусмотрено устройство люка с самозакрывающейся заслонкой размером 20 x 20 см для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот подземной автостоянки (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.15 СНиП 21-02-99);
- 50. в подземной автостоянке не установлены электрические розетки, подключенные к сети электроснабжения по I категории, для возможности использования электрифицированного пожарно-технического оборудования (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-02-99);
- 51. в подземной автостоянке предусмотрены отдельные боксы, огражденные глухими перегородками (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.35 СНиП 21-02-99);
- 52. в вытяжных воздуховодах не во всех местах при пересечении ими противопожарных преград установлены нормально открытые огнезадерживающие клапаны (автостоянка) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.14 СНиП 21-02-99);
- 53. к сети аварийного (эвакуационного) освещения не подключены световые указатели: эвакуационных выходов на каждом этаже, путей движения автомобилей, мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники, мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей, мест расположения гидрантов (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-02-99, п. 4.8 СНиП 31-01-2003);
- 54. шахты для прокладки коммуникаций не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.22 СНиП 21-01-97);
- 55. на сети хозяйственно-питьевого водопровода не предусмотрен отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4.5 СНиП 31-01-2003);
- 56. эксплуатация электросветильников осуществляется без плафонов (п. 60 ППБ 01-03);
- 57. на окнах котельной установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03);
- 58. не представлен (отсутствует) технический отчет замеров сопротивления токоведущих частей силовой и осветительной электропроводки (п. 57 ППБ 01-03);
- 59. не предусмотрено устройство специальной молниезащиты здания. Не разработан комплект эксплуатационно-технической документации молниезащиты (п. 57 ППБ 01-03, п. 2.2 СО 153-34.21.122-2003);
- 60. помещение пожарного поста не обеспечено 3-мя ручными переносными электрическими фонарями (п. 97 ППБ 01-03);
- 61. помещение пожарного поста не обеспечено аварийным освещением в соответствии со СНиП 23.05-95 (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001);
- 62. в помещении с круглосуточным дежурством обслуживающего персонала не вывешена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 15 ППБ 01-03);
- 63. в помещении с круглосуточным дежурством обслуживающего персонала не вывешена инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (системы) пожарной автоматики (п. 97 ППБ 01-03);
- 64. не предусмотрены площадки для установки двух пожарных автомобилей в местах расположения сухотрубов внутреннего противопожарного водоснабжения (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4.4 СНиП 31-01-2003);
- 65. пожарные краны, расположенные в холлах жилых этажей не укомплектованы пожарными рукавами, стволами и соединительными головками установленного образца (п. 91 ППБ 01-03);
- 66. у входа в насосную станцию пожаротушения не установлено световое табло "Насосная станция". Не завершен монтаж насосных станций пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.71 НПБ 88-2001);
- 67. помещение насосной станции не оборудовано аварийным освещением, согласно СНиП 23-05-95 (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.71 НПБ 88-2001);
- 68. в помещении насосной станции отсутствуют два углекислотных огнетушителя (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.18 СНиП 2.04.02-84);
- 69. в помещении станции пожаротушения отсутствует схема обвязки, инструкция по управлению установкой автоматического пожаротушения при пожаре. Не вывешены таблички с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки у каждого узла управления (п. 92 и п. 101 ППБ 01-03);
- 70. не разработана и не смонтирована фотолюминесцентная эвакуационная система, а также не обозначены пути движения автомобилей и главных целевых точек (выходов на этажах, мест установки пожарных кранов, огнетушителей и пр.) светящимися красками, люминесцентными покрытиями (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-02-99, п. 4.1.1 и п. 4.1.2 ГОСТ 12.2.143-2002);
- 71. у выходов на кровлю из лестничных клеток отсутствует информация о месте нахождения ключа (п. 44 ППБ 01-03);
- 72. не разработаны инструкции о соблюдении правил пожарной безопасности по эксплуатации автостоянки, квартир и встроенных помещений общественного назначения жилого дома, включая правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и планы эвакуации при пожаре (п. 3, 15 ППБ 01-03, п. 4.4 СНиП 31-01-2003);
- 73. на первом нежилом этаже, на видном месте отсутствует план эвакуации людей в случае пожара, выполненный в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002. Не разработана инструкция, определяющая порядок действия персонала для безопасной и быстрой эвакуации (п. 16 ППБ 01-03);
- 74. помещения для хранения автомобилей не оборудованы указателями о запрещении курения на автостоянке (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.2 СНиП 21-02-99).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по соблюдению вышеназванных требований пожарной безопасности лежит на ООО "Чистые пруды", как управляющей организации многоквартирного дома.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Так, пункты 1 - 3, 5, 8, 13, 14, 32 предписания от 21.10.2011 г. N 273/1/1-74, обязывающие заявителя обеспечить доступ пожарных автолестниц, соблюсти расстояние от стены здания до края проезжей части, оборудовать сквозные проходы через лестничные клетки здания, предусмотреть в подвальном этаже не менее двух окон, увеличить высоту выхода на кровлю из лестничной клетки до 1,5 м, увеличить ширину маршей и площадок незадымляемых лестничных клеток, обеспечить лестничные клетки естественным освещением через окна, ступени выполнить одинаковой высотой, увеличить ширину эвакуационных выходов, горизонтальных участков путей эвакуации от квартир к незадымляемым лестничным клеткам Н-1 в блок секциях 1-2, 3-4, 11-12, 13-14 и расстояние между эвакуационными выходами в подземной автостоянке, неисполнимы. Для устранения нарушений, приведенных в указанных пунктах предписания, предварительно требуется выполнение работ капитального характера. При этом требуемые изменения могут привести к нарушению целостности строительных конструкций здания.
Кроме того, обязанность по устранению нарушений СНиП 2.07.01-89, СНиП 21-01-97, СНиП 31-01-2003, допущенных при строительстве многоквартирного дома и требующих выполнение работ капитального характера, не может быть возложена на управляющую компанию, к функциям которой выполнение данных работ жилищное законодательство не относит.
Пункт 7 предписания о необходимости обеспечить защитный слой гравия на покрытии кровли здания подлежит признанию недействительным ввиду непредставления административным органом доказательств его отсутствия.
Пункты 4 и 25 предписания обязывают заявителя исполнить требования СНиП 31-01-2003 и СНиП 21-01-97, касающиеся выполнения внутриквартирных перегородок из горючего материала, отсутствия в квартирах автономных дымовых пожарных извещателей. Между тем, возложение обязанности по выполнению внутриквартирных работ на управляющую компанию неправомерно, поскольку в силу норм жилищного законодательства к обязанностям управляющей компании относится только содержание к общего имущества многоквартирного дома.
Нарушения п. 4 НПБ 110-03, п. 12.18, п. 12.28, п. 12.41 п. 13.1 НПБ 88-2001, 12.67 НПБ 88-2003 в части ненадлежащей установки извещателей автоматической пожарной сигнализации, на устранение которых направлены пункты 27 - 31 предписания, допущены при монтаже системы автоматической пожарной сигнализации и не могут быть устранены управляющей компанией.
Пункт 26 предписания также является неисполнимым, поскольку не содержит указания на конкретные помещения, в которых допущены вменяемые заявителю нарушения и в которых надлежит оборудовать автоматическую пожарную сигнализацию.
Требования пунктов 39, 40, 42, 43, 54 предписания, касающиеся несоответствия лифтовых шахт, холлов, тамбуров и кабин, а также конструктивных элементов лифтов положениям НПБ 250-97 судебная коллегия также находит неисполнимыми, поскольку работы по их устранению предполагают изменение проектных решений и производство капитальных работ.
Ссылка заинтересованного лица на возможность выполнить названные пункты предписания путем разработки специальных технических условий, не принимается судебной коллегией. Управлением не приведено норм действующего в период вынесения предписания законодательства, предусматривающих необходимость разработки технических условий в случае нарушений требований пожарной безопасности при строительстве и возможности осуществления указанного мероприятия управляющей компанией многоквартирного дома.
Ссылка управления на административный регламент предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий, утвержденный приказом МЧС России от 28.11.2011 N 710, не принимается судебной коллегией, поскольку на момент вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания от 21.10.2011 г. N 273/1/1-74, данный документ не действовал.
Кроме того, указания на необходимость разработки специальных технических условий для выполнения пунктов предписания, требующих изменения конструктивных характеристик здания, оспариваемое предписание не содержит.
Материалами дела подтверждается, что управляющая компания неоднократно обращалась к застройщику с требованиями об устранении допущенных при строительстве дома требований пожарной безопасности.
Наличие у управляющей организации соответствующих обязанностей и возможности исполнить пункты 6, 19, 24, 35, 41, 45 - 47, 50, 56 - 58, 60, 62, 63, 65, 66, 68, 69, 71 - 74 предписания заявитель не оспаривает.
При таких обстоятельствах, предписание ГУ МЧС по Краснодарскому краю, как ненормативный акт, возлагающий на управляющую компанию определенные обязанности, в части пунктов 1 - 5, 7, 8, 13, 14, 25 - 34, 38 - 40, 42 - 43, 54 является заведомо неисполнимым. Поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность, возложение на управляющую компанию обязанности по исполнению названных пунктов не соответствует положениям пунктов 2, 8, 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ и нарушает права ООО "Чистые пруды".
Нарушения, вменяемые заявителю в пунктах 9 - 12, 15 - 18, 20 - 23, 36 - 37, 44, 48 - 49, 51 - 53, 55, 59, 61, 64, 67, 70 предписания носят устранимый характер. Предписание в части указанных пунктов может быть исполнено без выполнения работ капитального характера и без нарушения целостности конструкций здания. В этой части предписание ГУ МЧС Краснодарского края соответствует Закону и направлено на устранение обществом нарушений требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2012 по делу N А32-3378/2012 изменить.
Признать недействительным предписание ГУ МЧС России по Краснодарскому краю N 273/1/1-74 от 21.10.2011 г. в части пунктов 1 - 5, 7, 8, 13, 14, 25 - 34, 38 - 40, 42 - 43, 54.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)