Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2154/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу N 33-2154/2013


Судья: Смоленская Ю.А.
Докладчик: Маслов Д.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Юдина В.Н.
судей Ефремова Ю.М. и Маслова Д.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Главы муниципального образования "Вельское" Ш. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 29 января 2013 года, по которому постановлено: "Исковое заявление прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "У" в срок до 01 июня 2013 года ликвидировать затопление подвальных помещений в жилых домах N <...>, а также в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, исключающие затопление подвалов в жилых домах N <...>, путем проведения работ по утеплению систем водоснабжения и водоотведения домов.
Обязать администрацию муниципального образования "Вельское" в срок до 01 июня 2013 года принять меры, исключающие затопление подвалов в жилых домах N <...>, а именно: организовать надлежащее водоотведение грунтовых и поверхностных вод от жилых домов N <...>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "У" в доход бюджета муниципального образования "Вельский муниципальный район" государственную пошлину в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:

прокурор Вельского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "У", администрации муниципального образования "Вельское" о возложении обязанности по устранению выявленных при проверке нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в жилых домах N <...>, так как нарушения пп. 1.2, 1.4, 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, пп. 2 и 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не устранены, при этом непринятие мер по исключению затопления подвальных помещений в жилых домах нарушает права на санитарно-эпидемиологическое благополучия неопределенного круга лиц, проживающих в данных домах.
В судебном заседании старший помощник прокурора Вельского района Кубенин А.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ООО "У" М. иск признал, пояснив, что работы по ликвидации затопления подвальных помещений в жилых домах N <...> будут проведены после того, как оттает замерзшая вода и нечистоты в подвалах, работы по утеплению систем водоснабжения и водоотведения в домах N <...> будут проведены в ближайшее время посредством привлечения подрядной организации ООО "Н".
Представитель администрации МО "Вельское" П. с иском не согласилась, считая данную организацию ненадлежащим ответчиком, не отрицая фактов принадлежности жилых домов N <...>, а также отсутствия водоотведения поверхностных и грунтовых вод от жилых домов и необходимости выполнения данных мероприятий, пояснила, что подрядчиком по строительству жилых домов ООО "Т" претензии об устранении выявленных недостатков, повлекших затопление подвальных помещений, не исполнены.
Ч. - представитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, как органа государственного надзора, привлеченного к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ и ч. 5 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей", в целях защиты прав потребителя просил требования прокурора удовлетворить.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась Глава Муниципального образования "Вельское" Ш., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить в части обязания организации в срок до 1 июня 2013 года принять меры, исключающие затопление подвалов в жилых домах N <...>, а именно: организовать надлежащее водоотведение грунтовых и поверхностных вод от жилых домов N <...> Архангельской области, так как не является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы жалобы мотивирует несоответствием решения суда обстоятельствам дела. Так, материалами дела не доказано, что затопление подвалов жилых домов происходит из-за отсутствия водоотведения грунтовых и поверхностных вод. Администрация муниципального образования "Вельское" отказывалась принимать вышеуказанные жилые дома из-за невыполнения работ по благоустройству территории, в том числе по водоотведению грунтовых и поверхностных вод, акт приема-передачи был подписан после заключения 08.02.2012 соглашения о проведении указанных работ. В адрес заказчика ГБУ <...> направлена претензия с требованием устранить недостатки работ, а также надлежаще выполнить работы, предусмотренные государственным контрактом, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу должно являться ГБУ <...>, которое должно заставить подрядчика ООО "Т" выполнить все работы, предусмотренные государственным контрактом. Администрация муниципального образования "Вельское" не должна нести ответственность и дополнительные расходы (водоотведение грунтовых вод) за нарушение условий государственного контракта между ГБУ <...> и ООО "Т". Администрацией муниципального образования представлена в дело вся переписка с ГБУ <...>, где данная организация обязалась выполнить работы по водоотведению грунтовых и поверхностных вод.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Подчередниченко О.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее от участвовавшего в деле прокурора Вельского района Кубенина А.А., судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, исходя из следующего.
В силу ч. 3 ст. 23 и ч. 3 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении" содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Судом установлено, что на момент рассмотрения спора, ответчик администрация МО "Вельское" является собственником жилых домов N <...>, расположенных по <...>, квартиры в которых распределены ветеранам Великой отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющим право на соответствующую поддержку, по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 42 Правил).
По делу видно, что управляющей организацией по обслуживанию и эксплуатации жилых домов N <...> является ответчик ООО "У", которое в силу вышеназванных норм права несет ответственность за ненадлежащее содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных домов.
Состояние подвальных помещений должно соответствовать требованиям, изложенным в п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", согласно которым при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается, в частности, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий.
Между тем, по делу видно и это никем не отрицается, что в указанных многоквартирных жилых домах данные санитарные правила и нормативы не соблюдаются, так как подвальные помещения домов затоплены водой. Кроме того, подвальные помещения домов являются неотапливаемыми, система водоснабжения и водоотведения в подвале расположена на земле, утеплена недостаточно, подвальные помещения не соответствуют техническим нормам. Для устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь требуется: утепление системы водоснабжения и водоотведения; выполнение мероприятий по устройству канав, углублению и расчистке канав на территории указанных домов; реконструкция КНС, ремонт внутридомовой системы канализации в домах N <...>.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что для восстановления прав жильцов указанных многоквартирных домов потребуется ликвидация затопления подвальных помещений в жилых домах N <...>, проведение работ по утеплению систем водоснабжения и водоотведения в домах N <...>, в связи с чем суд посчитал необходимым выполнение указанных работ возложить на ООО "У", поскольку это входит в обязанности управляющей организации, которая в силу закона несет ответственность за ненадлежащее содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных домов.
Также суд правильно удовлетворил исковые требования прокурора Вельского района к администрации МО "Вельское" о возложении обязанности по организации надлежащего водоотведения грунтовых и поверхностных вод от жилых домов N <...>. При этом суд пришел к верному выводу о том, что администрация МО "Вельское" не исполняет в полном объеме обязанности, возложенные на нее законом по организации водоотведения на территории поселения, то есть допускает бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства, жилищного, градостроительного, земельного и водного законодательства.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Аналогичные положения закреплены в ст. 7 Устава МО "Вельское".
Районный суд вполне обоснованно установил, что на участках домов N <...> не произведено водоотведение грунтовых и поверхностных вод, что является главной причиной затопления подвальных помещений указанных домов. Вместе с тем, в течение длительного времени, водоотведение грунтовых и поверхностных вод на данной территории, находящейся в границах поселения, фактически не осуществлено и не организовано, что входит в круг полномочий органа местного самоуправления. Таким образом, суд пришел к обоснованному суждению о том, что сложившаяся санитарно-эпидемиологическая ситуация не позволяет эффективно и без нарушения санитарных норм и правил эксплуатировать указанные объекты жилищного фонда.
Доводы жалобы о несоответствии решения суда действительным обстоятельствам дела нельзя признать состоятельными.
Действительно, по делу видно, что строительство вышеназванных жилых домов осуществляло ООО "Т" на основании государственного контракта от 25.06.2010 N <...> на выполнение работ для государственных нужд, заключенного с Областным государственным учреждением "Д". 14 октября 2011 года был подписан акт N <...> приемки законченного строительством объекта.
Между тем, суд правильно указал в решении, что скрытые недостатки при строительстве домов, возникшие после сдачи их в эксплуатацию, а также не выполнение каких-либо работ ООО "Т" в рамках указанного государственного контракта, не входит в предмет доказывания юридически значимых обстоятельств по настоящему гражданскому делу, поскольку обязанность по организации водоотведения на территории поселения в силу закона лежит на ответчике - администрации муниципального образования, который является также собственником недвижимого имущества. А споры или разногласия между хозяйствующими субъектами относительно выполнения обязательств по государственному контракту и иных заключенных соглашений, разрешаются в ином судебном порядке, путем обращения в орган, разбирающий хозяйственные споры между организациями, и выносящим по ним решения.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что судом правильно установлены обстоятельства дела, выводы основаны на доказательствах, которые полно и объективно отражают причину затопления подвалов жилых домов и обязанности ответной стороны по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации (обслуживании) жилых домов.
Таким образом, доводы жалобы о необоснованности и незаконности постановленного судом решения не могут служить основанием к его отмене по указанным в них мотивам, поскольку сводятся к иному толкованию материального закона и иной оценке доказательств по делу.
Каких-либо новых доводов, которые не были рассмотрены судом первой инстанции и могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими в пределах жалобы отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы муниципального образования "Вельское" Ш.- без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.ЮДИН
Судьи
Ю.М.ЕФРЕМОВ
Д.А.МАСЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)