Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А49-1539/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А49-1539/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гарипова Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Севостьяновой Н.А., доверенность от 06.04.2013 N 6, Качурина Ю.П., решение от 06.12.2012 N 12,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2013 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (председательствующий судья - Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-1539/2013
по заявлению общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки", Пензенская область, г. Каменка (ОГРН 1095802000920, ИНН 5802008155) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, г. Пенза (ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815) с привлечением третьих лиц: Качуриной Марины Вячеславовны, Пензенская область, г. Каменка, Трушкиной Лидии Вячеславовны, Пензенская область, г. Каменка, Жениховой Нины Ивановны, Пензенская область, г. Каменка, Даутова Мунира Мутагаровича, Пензенская область, г. Каменка, Карасева Алексея Геннадьевича, Пензенская область, г. Каменка, о признании недействительными решения от 29.12.2012 N 3244-2, предписания от 29.12.2012 N 2-03/28-2012, постановления от 14.02.2013 N 2-06/06-2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (далее - ОДО "Сети водоотведения города Каменки", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 29.12.2012 N 3244-2, предписания от 29.12.2012 N 2-03/28-2012, об оспаривании постановления от 14.02.2013 N 2-06/06-2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 207 821,90 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОДО "Сети водоотведения города Каменки" оказывает услуги водоотведения собственникам (владельцам) жилых помещений в многоквартирных жилых домах г. Каменка Пензенской области.
Приказом антимонопольного органа от 21.12.2010 N 215 ОДО "Сети водоотведения города Каменки" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по удалению и обработке сточных вод (ОКВЭД 90.00.1) на территории г. Каменки с долей более 50%.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.
Жильцами многоквартирных домов по ул. Чкалова, 25, ул. Чкалова, 40, ул. Коммунистической, 2, ул. Суворова, 49, ул. Гражданской, 15 в г. Каменка Пензенской области избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В силу части 2 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом договоры водоотведения заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
В газете "Каменская новь" от 15.01.2010 N 4 обществом опубликована публичная оферта (предложение) на заключение договора о водоотведении.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Публичной офертой был предусмотрен следующий порядок расчетов за оказанную услугу водоотведения. Абонент вносит плату за оказанные ресурсоснабжающей организацией объемы (количество) услуг водоотведения, исходя из показаний прибора учета, установленного на границе эксплуатационной ответственности (коллективного (общедомового) прибора учета), либо в его отсутствие исходя из установленных нормативов водопотребления (пункт 4.3). В случае отсутствия у Абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, объемы водоотведения считаются равными объемам воды, полученной Абонентом из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений (пункт 4.4).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 (в редакции, действовавшей до 01.09.2012) установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для водоотведения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. Согласно приведенной в данном пункте формуле расчета размер платы за водоотведение определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия пункта 4.4 публичной оферты, предусматривающие порядок расчетов за услугу водоотведения, признаны противоречащим нормам Правил N 307 и не подлежали применению, что также отражено при рассмотрении дела N А49-8348/2010 по заявлению общества об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора.
Общество произвело перерасчет платы за услугу водоотведения в соответствии с Правилами N 307 и с января 2010 года не использовало в расчетах показания общедомовых и индивидуальных приборов учета воды, а производило расчет размера платы за водоотведение в соответствии с пунктом 19 Правил N 307 как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении на норматив водоотведения и на тариф водоотведения.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
По правилам пункта 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В связи с введением в действие Правил N 354 общество направило в адрес председателей Советов многоквартирных домов г. Каменки, в том числе, Качуриной М.В. (дом N 40 по ул. Чкалова), Жениховой Н.И. (дом N 49 по ул. Суворова), Даутова М.М. (дом N 15 по ул. Гражданской) письма с информацией о введении новых Правил и с разъяснением порядка расчетов в соответствии с указанными Правилами.
Кроме того, для проведения расчетов за услуги водоотведения с 01.09.2012, исходя из показаний приборов учета воды, которые установлены на внутриквартирных сетях водоснабжения, потребителям услуги было предложено зарегистрировать и ввести в эксплуатацию вышеуказанные приборы учета воды в целях учета их показаний для расчета за услуги водоотведения в абонентском отделе ОДО "Сети водоотведения города Каменки", а также предоставить информацию о размере общей площади принадлежащей каждому потребителю жилого дома или нежилого помещения в многоквартирном доме и площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. В письме указано, что в качестве документов, содержащих достоверную информацию о составе площадей, могут быть представлены технический паспорт на многоквартирный дом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое или нежилое помещение.
Объявление аналогичного содержания размещено обществом в газете "Каменская новь" от 31.08.2012 и на официальной сайте общества в сети Интернет.
Председатель Совета многоквартирного дома N 40 по ул. Чкалова Качурина М.В. 07.09.2012 обратилась в антимонопольный орган с заявлением, в котором просила проверить законность указанных действий общества, которые, по ее мнению, ущемляют права собственников (жителей многоквартирных домов) и ставят их в неравные условия по сравнению с жителями соседних регионов, а также просила принять соответствующие меры.
Приказом антимонопольного органа от 19.11.2012 N 196 возбуждено дело N 2-03/282012 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение от 29.12.2012 N 3244-2, в соответствии с которым действия общества, выразившиеся в нарушении порядка учета коммунальных услуг, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов потребителей, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОДО "Сети водоотведения города Каменки" выдано предписание от 29.12.2012 N 2-03/28-2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 25.01.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка учета коммунальных услуг, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которое повлекло (могло повлечь) ущемление интересов потребителей; в срок до 25.01.2013 обеспечить ведение расчетов с потребителями услуг водоотведения по показаниям индивидуальных приборов учета воды, введенных в эксплуатацию до 01.09.2012.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, антимонопольный орган составил протокол об административном правонарушении от 31.01.2013 N 2-06/06-2013, вынес постановление от 14.02.2013 N 2-06/06-2013 о привлечении ОДО "Сети водоотведения города Каменки" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 207 821,90 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОДО "Сети водоотведения города Каменки" в арбитражный суд с заявлением о признании указанных актов антимонопольного, недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные ОДО "Сети водоотведения города Каменки" требования.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обоснованными по следующим основаниям.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции перечислены запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Антимонопольный орган усмотрел в действиях общества признаки злоупотребления доминирующим положением, выразившиеся в отказе потребителям, в частности, Качуриной М.В. вести расчеты за услуги водоотведения по показаниям индивидуальных приборов учета воды, введенных в эксплуатацию обществом в 2011 году.
Согласно положениям пункта 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива водоотведения.
Порядок допуска в эксплуатацию приборов учета воды в целях применения их показаний при расчетах за услугу водоотведения установлен пунктом 80 Правил N 354: ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем услуги на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В силу подпункта "у" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Обязанность общества как исполнителя коммунальной услуги водоотведения начислять потребителям к оплате стоимость оказанной им услуги с использованием показаний приборов учета воды, а, следовательно, и полномочия по допуску к эксплуатации приборов учета воды в целях учета услуги водоотведения, возникло лишь с введением Правил N 354. Подлежащие применению до этого Правила N 307 таких полномочий обществу не предоставляли. Введенный в эксплуатацию прибор учета неполномочным лицом не может считаться допущенным к эксплуатации в установленном порядке и не может применяться для учета соответствующей коммунальной услуги, в данном случае - водоотведения.
До обращения в антимонопольный орган Качурина М.В. с заявлением о введении в эксплуатацию прибора учета воды в ОДО "Сети водоотведения города Каменки" не обращалась. Обращение с таким заявлением предпринято 19.12.2012, акт ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной и горячей воды для расчетов за услуги водоотведения подписан обществом и потребителем 15.01.2013. С 16.01.2013 показания данного прибора учета используются для расчетов за услуги водоотведения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что указанные действия общества не образуют состава злоупотребления доминирующим положением.
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган усмотрел злоупотребление доминирующим положением также и в следующих действиях общества.
Антимонопольный орган указал, что общество, злоупотребляя своим доминирующим положением, обуславливает введение в эксплуатацию приборов учета воды и ведение расчетов за услуги водоотведения по их показаниям требованием документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами.
Между тем анализ содержания указанных писем общества, адресованных председателям Совета многоквартирного дома, а не потребителям, свидетельствует о том, что в них содержится предложение представить перечисленные документы, которое в контексте с разъяснением изменяющегося с 01.09.2012 порядка учета услуги водоотведения, следует рассматривать не как обязательное требование, не исполнение которого влечет отказ в допуске прибора учета и в исчислении платы по его показаниям, а как действие ресурсоснабжающей организации по надлежащему исполнению обязанности начисления платы за оказанную услугу в соответствии с пунктом 40 Правил N 354.
В качестве возможных причин для отказа заявителям (потребителям) в регистрации приборов учета обществом в данных письмах названы следующие причины: не предъявление технических паспортов на установленные приборы учета с отметкой о сроке похождения очередной поверки; отсутствие приборов учета в Государственном реестре средств измерений Госстандарта Российской Федерации; несоответствие диаметра условного прохода счетчика установленным нормам СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий"; нарушение действующих технических требований к установке приборов учета; несоответствие серийных номеров, указанных в техническом паспорте, фактически установленным; неисправность приборов учета; отсутствие доступа для выполнения услуги в связи с произведенной перепланировкой либо конструктивными особенностями, исключающие опломбировку узла учета; отсутствие доступа в помещение, где установлен прибор учета.
Следовательно, возможность ввода в эксплуатацию прибора учета не была обусловлена обществом обязанностью представления документации, не предусмотренной Правилами N 354.
При этом судами отмечено, что антимонопольным органом не установлено ни одного случая, когда общество отказало бы во вводе прибора учета в эксплуатацию вследствие непредставления потребителем указанных в письмах документов.
Таким образом, обществом не допущено нарушения законодательства, злоупотребления доминирующим положением, которое привело или могло привести к ущемлению прав и охраняемых законом интересов потребителей.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, свидетельствующих о незаконности и необоснованности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа, суды по правилам статьи 201 АПК РФ правомерно признали решение антимонопольного органа от 29.12.2012 N 3244-2, выданное на его основе предписание от 29.12.2012 N 2-03/28-2012 недействительными и удовлетворили заявленные обществом требования.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в действиях ОДО "Сети водоотведения города Каменки" отсутствовали признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу N А49-1539/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)