Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Патрушев Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Д. на решение Центрального районного суда г. Омска от 04 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома N <...> по улице <...> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2015 года в виде работ по капитальному ремонту следующих элементов здания: герметизация панелей наружных стен нетвердеющими мастиками, окраска подъездов.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N <...> по ул. <...>. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры в указанном многоквартирном доме, который введен в эксплуатацию в <...> году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта. В частности, необходимо выполнить замену трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения, выполнить ремонт балконных плит, козырьков над балконами, выполнить усиление карнизных плит, ремонт подъездов с заменой окон и дверей, кровли и другого имущества, в том числе, лифтового оборудования. С момента ввода дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился. Со ссылкой на ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", считает, что бывший наймодатель Администрация г. Омска в силу закона должна обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирного дома N <...> по ул. <...>. Вследствие длительного неисполнения ответчиком своих обязательств нарушены права истца как собственника помещений указанного многоквартирного дома. Просила суд признать ответчиков обязанными произвести капитальный ремонт многоквартирного дома N <...> по улице <...> за счет средств бюджета г. Омска до 01.01.2014, возместить судебные расходы.
В судебном заседании истец, ее представитель Ц. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили обязать ответчиков произвести капитальный ремонт дома N <...> по ул. <...> в срок до 01.01.2014 в определенном Администрацией г. Омска порядке за счет средств бюджета г. Омска по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска И. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Администрации г. Омска, третьих лиц Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ЗАО "Левобережье", остальные сособственники общего имущества многоквартирного дома участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д. просит дополнить решение суда, обязав ответчиков выполнить необходимые виды работ, определенные в техническом отчете обследования строительных конструкций жилого дома N <...> по ул. <...>, выданного ООО "Сибирская проектная компания" в 2013 году. Полагает, что новые собственники, приватизировавшие квартиры, вступают в обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома в порядке ст. 158 ЖК РФ только после приведения его в надлежащее техническое состояние предыдущим собственником. Вывод суда о том, что ответчику надлежит разделить бремя проведения капитального ремонта с собственником, считает необоснованным. Выражает несогласие с выводом суда о том, что часть элементов дома на момент первой приватизации не требовали капитального ремонта, ввиду того, что срок эксплуатации дома составлял <...> лет, поскольку срок эксплуатации дома составляет более <...> лет. Кроме того, полагает, что не истечение установленных ВСН сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов здания не могут быть основанием для отказа в проведении капитального ремонта данных элементов дома, поскольку названные сроки применимы при благоприятных условиях эксплуатации и при условии, что сами материалы, которые использовались при строительстве дома, были надлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (<...>).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Д., ее представителя Ц., представляющего также интересы ЗАО "Левобережье" (переименовано в ЗАО "Управляющая компания"), поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В силу ст. ст. 6, 7 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
Согласно ст. 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По сведениям Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска жилой дом N <...> по ул. <...> был включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 245 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска". В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра, на текущий момент объектами учета в Реестре являются <...> квартир (<...>).
Как следует из технического паспорта, указанный многоквартирный жилой дом возведен в <...> году. При этом сведения о проведении капитального ремонта указанного дома в техническом паспорте отсутствуют (<...>).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2012 серия <...> N <...> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации Д. является собственником квартиры N <...> в доме N <...> по ул. <...> (<...>).
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).
Из представленного в дело протокола от 26 января 2013 года внеочередного собрания собственников указанного жилого дома следует, что собственниками многоквартирного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома без участия средств собственников, истец Д. от имени собственников помещений многоквартирного дома была наделена полномочиями по обращению в суд с настоящим исковым заявлением (<...>).
Указанный дом находится на обслуживании ЗАО "Левобережье".
На основании договора с ЗАО "Левобережье" ООО "Сибирская проектная компания" произвело в 2013 году обследование технического состояния инженерного оборудования указанного жилого дома.
При обследовании эксперт пришел к выводу, что техническое состояние инженерной системы электроснабжения является аварийным. Покрытие имеет недопустимое технического состояние. Наружные и внутренние стены, окна, двери, лестница, балконы, отмостка, инженерные системы водоснабжения и отопления имеют ограниченно-работоспособное техническое состояние. Перегородки, междуэтажное и чердачное перекрытия имеют работоспособное техническое состояние. Общий физический износ здания на момент обследования определен в <...>%.
По итогам обследования для обеспечения надежности строительных конструкций и здания в целом, а также создания условий для эффективной эксплуатации на следующий межремонтный период необходимо проведение следующих мероприятий: усиление железобетонных ребристых плит покрытия; устройство козырька над эвакуационным выходом; восстановление заделки в деформационном шве; заделка выбоин в крупнопанельных наружных стенах; восстановление окрасочного и штукатурного слоев на внутренних стенах в подъездах; выполнить правильное крепление металлического козырька над эвакуационным выходом; ремонт ступеней лестничных маршей; установить крышку над эвакуационным выходом с крыши; установить водоприемные воронки на всех трубах внутреннего организованного водостока; восстановление канализационных стояков выше отметки чердачного перекрытия с устройством козырьков; восстановление защитного слоя бетона балконных плит ц/п раствором М50; восстановить заделку в сопряжении балконных козырьков 9-го этажа с наружной стеной для предотвращения протечек; произвести замену деревянных окон на современные ПВХ в подъездах; местами восстановить асфальтобетонную отмостку; произвести замену деревянных дверей в подъездах и в подвале; восстановить эксплуатационные качества мусоропровода в соответствии с современными нормами; установить новые почтовые ящики.
Также необходима частичная замена и ремонт элементов инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения (общедомовые водоразборные узлы на подаче, стояки, горизонтальные отводы до водоразборного крана, полотенцесушители, инженерное оборудование и запорная арматура, трехходовые краны, бойлеры), установка общедомового прибора учета потребления, устройство новой теплоизоляции трубопроводов; полная замена элементов инженерной сети канализации (внутридомовые стояки, подводки к внутриквартирным сантехническим приборам), замена канализационных выпусков до первого колодца; частичная замена и ремонт элементов инженерной сети отопления (узлы управления, стояки), установка общедомового прибора учета потребления; полная замена инженерной сети электроснабжения (питающие кабели и провода внутри здания, в том числе, лестничных клеток, вводные шкафы, вводно-распределительные устройства, аппаратура защиты, контроля и управления, этажные щитки, осветительные установки в помещениях общего пользования и на фасадах дома), установка трех общедомовых приборов учета потребления электроэнергии - вводного, поквартирного и на коммунальное освещение) (<...>).
Неудовлетворительное состояние дома также подтверждается представленными в отчете фотографиями (<...>).
По сведениям Управления Росреестра по Омской области, ГП Омской области "Омский ЦТИЗ" впервые жилые помещения в указанном доме были переданы в собственность граждан в <...> году (<...>), то есть через <...> лет после ввода в эксплуатацию.
В соответствии с ведомственными строительными нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации полносборного крупнопанельного здания с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 15 - 20 лет.
Приложением N 3 этого же Положения определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий (фундаменты, стены, герметизированные стыки, перекрытия, полы, крыша и так далее) до проведения капитального ремонта.
Так согласно приложению N 3 ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации электрооборудования (вводно-распределительных устройств) - 20 лет; трубопроводов канализации - 40 лет; холодного и горячего водоснабжения (водоразборные краны, трехходовые краны, изоляция трубопроводов) - 10 лет, стояков при открытых схемах - 15 лет, полотенцесушителей в зависимости от вида труб (черные или никелированные) 15 или 20 лет, соответственно; железобетонных перекрытий - 80 лет; асфальтобетонное покрытие отмостки - 10 лет; мусоропровода (загрузочные устройства, клапаны; мусоросборочная камера, вентиляция; ствол) 10, 30 и 60 лет, соответственно; лестницы общего пользования (сборные железобетонные марши и площадки) - 60 лет; внутренние водостоки из труб (чугунных, стальных, полимерных) - 40, 20 и 10 лет, соответственно; оконные деревянные заполнения - 40 лет; входные дверные заполнения на лестничную клетку - 10 лет; балконы с заполнением монолитным железобетоном или сборными плитами - 60 лет; покрытия крыш (кровли) из оцинкованной стали - 15 лет.
При этом минимальная продолжительность эффективной эксплуатации герметизированных стыков (панелей наружных стен нетвердеющими мастиками) составляет 8 лет; окраска лестничных клеток водными состава - 3 года, полуводными (эмульсионными) составами - 4 года; окраска безводными составами стен, потолков, столярных изделий масляными составами - 8 лет, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток - 4 года.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома N <...> по ул. <...>, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданами занимаемых ими в этом доме жилых помещений, сохраняется до исполнения обязательств по проведению указанного ремонта. Обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку на момент первой приватизации дома срок его эксплуатации составил <...> лет, применительно к ВСН 58-88 (р) требовали капитального ремонта только герметизированные стыки панелей наружных стен мастиками; в части внутренней отделки необходимо выполнить окраску подъездов, так как срок их эксплуатации до постановки на капитальный ремонт истек (менее или равен <...> годам), с чем судебная коллегия соглашается.
Делая вывод о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению частичного капитального ремонта жилого дома N <...> по ул. <...>, суд обоснованно принял во внимание технический отчет ООО "Сибирская проектная компания" от 2013 года, из которого с учетом требований ВСН 58-88 (р) следует вывод о том, что здание жилого дома, расположенное по вышеуказанному адресу по состоянию на <...> год (первая приватизация) нуждалось в проведении выборочного капитального ремонта.
Доводы автора жалобы о том, что выводы суда о разделении бремени проведения капитального ремонта между собственниками помещений в многоквартирном доме и ответчиком, не обоснованы, подлежат отклонению, поскольку сделаны без учета того, что действующее законодательство позволяет возлагать обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома исключительно на бывшего наймодателя только в части тех конструктивных элементов здания, которые требования капитального ремонта на момент первой приватизации квартир в указанном многоквартирном доме.
В данной связи ссылка автора жалобы на то, что в настоящее время срок эксплуатации дома составляет более <...> лет, на законность судебного постановления повлиять не может.
Утверждение подателя жалобы о том, что не истечение установленных ВСН 58-88 (р) сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов здания не могут быть основанием для отказа в проведении капитального ремонта данных элементов дома, поскольку названные сроки применимы при благоприятных условиях эксплуатации и при условии, что сами материалы, которые использовались при строительстве дома, были надлежащего качества, основаны на неправильном толковании данного нормативного акта.
Определяя срок проведения капитального ремонта до 31 декабря 2015 года, суд первой инстанции, учтя позицию истца, других собственников помещений в многоквартирном доме, правомерно исходил из технического состояния элементов дома, требований разумности. В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Поскольку иных доводов апелляционная жалоба не содержит, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7475/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N 33-7475/2013
Председательствующий: Патрушев Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Д. на решение Центрального районного суда г. Омска от 04 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома N <...> по улице <...> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2015 года в виде работ по капитальному ремонту следующих элементов здания: герметизация панелей наружных стен нетвердеющими мастиками, окраска подъездов.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N <...> по ул. <...>. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры в указанном многоквартирном доме, который введен в эксплуатацию в <...> году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта. В частности, необходимо выполнить замену трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения, выполнить ремонт балконных плит, козырьков над балконами, выполнить усиление карнизных плит, ремонт подъездов с заменой окон и дверей, кровли и другого имущества, в том числе, лифтового оборудования. С момента ввода дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился. Со ссылкой на ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", считает, что бывший наймодатель Администрация г. Омска в силу закона должна обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирного дома N <...> по ул. <...>. Вследствие длительного неисполнения ответчиком своих обязательств нарушены права истца как собственника помещений указанного многоквартирного дома. Просила суд признать ответчиков обязанными произвести капитальный ремонт многоквартирного дома N <...> по улице <...> за счет средств бюджета г. Омска до 01.01.2014, возместить судебные расходы.
В судебном заседании истец, ее представитель Ц. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили обязать ответчиков произвести капитальный ремонт дома N <...> по ул. <...> в срок до 01.01.2014 в определенном Администрацией г. Омска порядке за счет средств бюджета г. Омска по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска И. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Администрации г. Омска, третьих лиц Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ЗАО "Левобережье", остальные сособственники общего имущества многоквартирного дома участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д. просит дополнить решение суда, обязав ответчиков выполнить необходимые виды работ, определенные в техническом отчете обследования строительных конструкций жилого дома N <...> по ул. <...>, выданного ООО "Сибирская проектная компания" в 2013 году. Полагает, что новые собственники, приватизировавшие квартиры, вступают в обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома в порядке ст. 158 ЖК РФ только после приведения его в надлежащее техническое состояние предыдущим собственником. Вывод суда о том, что ответчику надлежит разделить бремя проведения капитального ремонта с собственником, считает необоснованным. Выражает несогласие с выводом суда о том, что часть элементов дома на момент первой приватизации не требовали капитального ремонта, ввиду того, что срок эксплуатации дома составлял <...> лет, поскольку срок эксплуатации дома составляет более <...> лет. Кроме того, полагает, что не истечение установленных ВСН сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов здания не могут быть основанием для отказа в проведении капитального ремонта данных элементов дома, поскольку названные сроки применимы при благоприятных условиях эксплуатации и при условии, что сами материалы, которые использовались при строительстве дома, были надлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (<...>).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Д., ее представителя Ц., представляющего также интересы ЗАО "Левобережье" (переименовано в ЗАО "Управляющая компания"), поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В силу ст. ст. 6, 7 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
Согласно ст. 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По сведениям Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска жилой дом N <...> по ул. <...> был включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 245 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска". В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра, на текущий момент объектами учета в Реестре являются <...> квартир (<...>).
Как следует из технического паспорта, указанный многоквартирный жилой дом возведен в <...> году. При этом сведения о проведении капитального ремонта указанного дома в техническом паспорте отсутствуют (<...>).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2012 серия <...> N <...> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации Д. является собственником квартиры N <...> в доме N <...> по ул. <...> (<...>).
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).
Из представленного в дело протокола от 26 января 2013 года внеочередного собрания собственников указанного жилого дома следует, что собственниками многоквартирного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома без участия средств собственников, истец Д. от имени собственников помещений многоквартирного дома была наделена полномочиями по обращению в суд с настоящим исковым заявлением (<...>).
Указанный дом находится на обслуживании ЗАО "Левобережье".
На основании договора с ЗАО "Левобережье" ООО "Сибирская проектная компания" произвело в 2013 году обследование технического состояния инженерного оборудования указанного жилого дома.
При обследовании эксперт пришел к выводу, что техническое состояние инженерной системы электроснабжения является аварийным. Покрытие имеет недопустимое технического состояние. Наружные и внутренние стены, окна, двери, лестница, балконы, отмостка, инженерные системы водоснабжения и отопления имеют ограниченно-работоспособное техническое состояние. Перегородки, междуэтажное и чердачное перекрытия имеют работоспособное техническое состояние. Общий физический износ здания на момент обследования определен в <...>%.
По итогам обследования для обеспечения надежности строительных конструкций и здания в целом, а также создания условий для эффективной эксплуатации на следующий межремонтный период необходимо проведение следующих мероприятий: усиление железобетонных ребристых плит покрытия; устройство козырька над эвакуационным выходом; восстановление заделки в деформационном шве; заделка выбоин в крупнопанельных наружных стенах; восстановление окрасочного и штукатурного слоев на внутренних стенах в подъездах; выполнить правильное крепление металлического козырька над эвакуационным выходом; ремонт ступеней лестничных маршей; установить крышку над эвакуационным выходом с крыши; установить водоприемные воронки на всех трубах внутреннего организованного водостока; восстановление канализационных стояков выше отметки чердачного перекрытия с устройством козырьков; восстановление защитного слоя бетона балконных плит ц/п раствором М50; восстановить заделку в сопряжении балконных козырьков 9-го этажа с наружной стеной для предотвращения протечек; произвести замену деревянных окон на современные ПВХ в подъездах; местами восстановить асфальтобетонную отмостку; произвести замену деревянных дверей в подъездах и в подвале; восстановить эксплуатационные качества мусоропровода в соответствии с современными нормами; установить новые почтовые ящики.
Также необходима частичная замена и ремонт элементов инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения (общедомовые водоразборные узлы на подаче, стояки, горизонтальные отводы до водоразборного крана, полотенцесушители, инженерное оборудование и запорная арматура, трехходовые краны, бойлеры), установка общедомового прибора учета потребления, устройство новой теплоизоляции трубопроводов; полная замена элементов инженерной сети канализации (внутридомовые стояки, подводки к внутриквартирным сантехническим приборам), замена канализационных выпусков до первого колодца; частичная замена и ремонт элементов инженерной сети отопления (узлы управления, стояки), установка общедомового прибора учета потребления; полная замена инженерной сети электроснабжения (питающие кабели и провода внутри здания, в том числе, лестничных клеток, вводные шкафы, вводно-распределительные устройства, аппаратура защиты, контроля и управления, этажные щитки, осветительные установки в помещениях общего пользования и на фасадах дома), установка трех общедомовых приборов учета потребления электроэнергии - вводного, поквартирного и на коммунальное освещение) (<...>).
Неудовлетворительное состояние дома также подтверждается представленными в отчете фотографиями (<...>).
По сведениям Управления Росреестра по Омской области, ГП Омской области "Омский ЦТИЗ" впервые жилые помещения в указанном доме были переданы в собственность граждан в <...> году (<...>), то есть через <...> лет после ввода в эксплуатацию.
В соответствии с ведомственными строительными нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации полносборного крупнопанельного здания с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 15 - 20 лет.
Приложением N 3 этого же Положения определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий (фундаменты, стены, герметизированные стыки, перекрытия, полы, крыша и так далее) до проведения капитального ремонта.
Так согласно приложению N 3 ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации электрооборудования (вводно-распределительных устройств) - 20 лет; трубопроводов канализации - 40 лет; холодного и горячего водоснабжения (водоразборные краны, трехходовые краны, изоляция трубопроводов) - 10 лет, стояков при открытых схемах - 15 лет, полотенцесушителей в зависимости от вида труб (черные или никелированные) 15 или 20 лет, соответственно; железобетонных перекрытий - 80 лет; асфальтобетонное покрытие отмостки - 10 лет; мусоропровода (загрузочные устройства, клапаны; мусоросборочная камера, вентиляция; ствол) 10, 30 и 60 лет, соответственно; лестницы общего пользования (сборные железобетонные марши и площадки) - 60 лет; внутренние водостоки из труб (чугунных, стальных, полимерных) - 40, 20 и 10 лет, соответственно; оконные деревянные заполнения - 40 лет; входные дверные заполнения на лестничную клетку - 10 лет; балконы с заполнением монолитным железобетоном или сборными плитами - 60 лет; покрытия крыш (кровли) из оцинкованной стали - 15 лет.
При этом минимальная продолжительность эффективной эксплуатации герметизированных стыков (панелей наружных стен нетвердеющими мастиками) составляет 8 лет; окраска лестничных клеток водными состава - 3 года, полуводными (эмульсионными) составами - 4 года; окраска безводными составами стен, потолков, столярных изделий масляными составами - 8 лет, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток - 4 года.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома N <...> по ул. <...>, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданами занимаемых ими в этом доме жилых помещений, сохраняется до исполнения обязательств по проведению указанного ремонта. Обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку на момент первой приватизации дома срок его эксплуатации составил <...> лет, применительно к ВСН 58-88 (р) требовали капитального ремонта только герметизированные стыки панелей наружных стен мастиками; в части внутренней отделки необходимо выполнить окраску подъездов, так как срок их эксплуатации до постановки на капитальный ремонт истек (менее или равен <...> годам), с чем судебная коллегия соглашается.
Делая вывод о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению частичного капитального ремонта жилого дома N <...> по ул. <...>, суд обоснованно принял во внимание технический отчет ООО "Сибирская проектная компания" от 2013 года, из которого с учетом требований ВСН 58-88 (р) следует вывод о том, что здание жилого дома, расположенное по вышеуказанному адресу по состоянию на <...> год (первая приватизация) нуждалось в проведении выборочного капитального ремонта.
Доводы автора жалобы о том, что выводы суда о разделении бремени проведения капитального ремонта между собственниками помещений в многоквартирном доме и ответчиком, не обоснованы, подлежат отклонению, поскольку сделаны без учета того, что действующее законодательство позволяет возлагать обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома исключительно на бывшего наймодателя только в части тех конструктивных элементов здания, которые требования капитального ремонта на момент первой приватизации квартир в указанном многоквартирном доме.
В данной связи ссылка автора жалобы на то, что в настоящее время срок эксплуатации дома составляет более <...> лет, на законность судебного постановления повлиять не может.
Утверждение подателя жалобы о том, что не истечение установленных ВСН 58-88 (р) сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов здания не могут быть основанием для отказа в проведении капитального ремонта данных элементов дома, поскольку названные сроки применимы при благоприятных условиях эксплуатации и при условии, что сами материалы, которые использовались при строительстве дома, были надлежащего качества, основаны на неправильном толковании данного нормативного акта.
Определяя срок проведения капитального ремонта до 31 декабря 2015 года, суд первой инстанции, учтя позицию истца, других собственников помещений в многоквартирном доме, правомерно исходил из технического состояния элементов дома, требований разумности. В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Поскольку иных доводов апелляционная жалоба не содержит, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)