Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 ПО ДЕЛУ N А13-14289/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу N А13-14289/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии Петухова В.В. по паспорту, от общества Васюковой М.Б. по доверенности от 18.04.2013, от жилищной инспекции Никитиной О.Ф. по доверенности от 13.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекцией Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2013 года по делу N А13-14289/2012 (судья Парфенюк А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (ОГРН 1093525002262, далее - ООО "Дом-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 14.11.2012 N 2535-11/1.
Определением от 28 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Вологдагортеплосеть" (далее - МУП "Вологдагортеплосеть").
Определением от 13 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Петухов Василий Васильевич.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2013 года требования общества удовлетворены. Кроме того, с инспекции в пользу ООО "Дом-Сервис" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании жалобы указывает, что вывод суда о том, что прибор учета на вводе сети 1 - 4 подъезда не является коллективным (общедомовым) прибором основан на ошибочном толковании материального права, именно показания данного прибора учитывались в расчетах управляющей компании с поставщиком, однако жильцам той из квартир, которая указана в предписании, перерасчет платы за тепло и горячую воду в нарушение требований жилищного законодательства с учетом показаний коллективного счетчика не производился.
Общество в отзыве опровергло доводы жалобы, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Петухов В.В. в отзыве поддержал доводы жалобы.
МУП "Вологдагортеплосеть" отзыва на апелляционную жалобу не представило, ранее подтверждало факт использования в расчетах с управляющей компанией данных спорного счетчика с 01.04.2010 по 30.09.2012 (т. 2, л. 17).
МУП "Вологдагортеплосеть", надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу инспекции подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Вологды от 27.09.2009 N 1868 утверждены: акт государственной приемочной комиссии от 16.08.1999 о приемке в эксплуатацию 48 квартир 169-квартирного жилого дома общей площадью 2356,2 кв. м и вновь построенному объекту присвоен почтовый адрес: г. Вологда, ул. Планерная, 18-а (пункт 2 постановления).
Постановлением Главы города Вологды от 25.04.2000 N 893 внесены изменения в пункт 2 постановления Главы города Вологды от 27.09.2009 N 1868, а именно, вышеуказанному вновь построенному объекту присвоен почтовый адрес: г. Вологда, ул. Планерная, 18.
В период с 08.11.2012 по 14.11.2012 должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 06.11.2012 N 2535 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при начислении платы за коммунальные услуги.
Поводом для проведения указанной проверки послужило обращение жильца одной из квартир подъездов 1 - 4 данного многоквартирного дома.
В ходе проверки инспекцией выявлено, что обществом в отношении жильцов квартир в первом, втором, третьем, четвертом подъездах многоквартирного дома нарушены требования пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 21, подпункта 2 пункта 2 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в части порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению.
По результатам проверки составлен акт проверки от 14.11.2012 N 2535-27/1, в котором зафиксировано, что многоквартирный дом имеет два ввода тепловых сетей для нужд отопления и горячего водоснабжения. На вводе тепловых сетей на подъезды с первого по четвертый с 2006 года установлен прибор учета тепловой энергии. Узел учета тепловой энергии у потребителя допущен в эксплуатацию на основании соответствующего акта от 23.03.2010, утвержденного ресурсоснабжающей организацией - МУП "Вологдагортеплосеть". Вместе с тем, плата за отопление жильцам дома начислялась согласно утвержденным тарифам по городу Вологде. Корректировка, которая предполагает перерасчет платы в зависимости от фактического потребления тепловой энергии жильцам дома, в том числе подъезды 1 - 4, ни разу не производилась. В то же время, счета от поставщика - МУП "Вологдагортеплосеть" за теплоэнергию на подъезды (1 - 4) выставлялись после допуска прибора учета в эксплуатацию с учетом его показаний.
В связи с этим инспекцией выдано обществу предписание от 14.11.2012 N 2535-11/1. Указанным предписанием инспекция обязала общество в срок до 09.01.2013 устранить нарушение порядка начисления платы за отопление жильцам одной из квартир подъездов 1 - 4 и представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Общество оспорило вышеназванное предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования общества удовлетворил.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в частности, за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями.
Согласно пункту 6 названного Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - Положение N 592). В соответствии с названным Положением Государственная жилищная инспекция Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации (пункт 1.2); в пределах своей компетенции должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 3.2.3).
Постановлением Правительства Вологодской области от 16.09.2011 N 1112 утвержден Перечень должностных лиц Государственной жилищной инспекции Вологодской области, являющихся государственными жилищными инспекторами и осуществляющих региональный государственный жилищный надзор. Исходя из положений названного Перечня, главный консультант Государственной жилищной инспекции Вологодской области является государственным жилищным инспектором, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор.
Инспекция для решения своих задач и выполнения полномочий (функций) организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе требований порядка предоставления коммунальных услуг; требований о наличии и соблюдении условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, исполнителями услуг и потребителями; обоснованности установления, перерасчета, изменения размера платы за отдельные виды коммунальных услуг (пункт 3.2.1 Положения N 592).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание от 14.11.2012 N 2535-11/1 об устранении выявленных нарушений выдано должностным лицом инспекции на основании имеющихся полномочий.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт.
Статьей 71 данного Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В оспариваемом предписании в качестве основания для его выдачи указан факт нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам одной из квартир (1 - 4 подъезд) многоквартирного дома, а именно: начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится по принятым в городе Вологде нормативам потребления.
При этом в предписании приведены следующие правовые основания.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам.
Подпункт 2 пункта 2 приложения 2 к Правилам N 307 предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
На основании подпункта 3 пункта 2 приложения 2 к данным Правилам размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле, где:
- - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Следовательно, для применения подпунктов "б" пункта 21 Правил N 307, подпунктов 2 и 3 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам необходимо установить факт установки в доме коллективных (общедомовых) приборов учета.
Вывод о факте нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу сделан надзорным органом исходя из тех обстоятельств, которые установлены инспекцией при проведении проверки, в том числе: в составе спорного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Планерная, д. 18, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), имеются две изолированные друг от друга внутренние сети теплоснабжения, подключенные к системе централизованного теплоснабжения через 2 самостоятельных ввода в многоквартирный дом. Указанные внутренние сети теплоснабжения имеют самостоятельные границы с централизованной сетью теплоснабжения. Одной сетью теплоснабжения объединена условная часть дома, включающая, в том числе, жилые помещения, вход в которые осуществляется через подъезды N 1 - 4 (далее - Сеть N 1). Другая сеть теплоснабжения объединяет условную часть дома, включающую, в том числе, жилые помещения, вход в которые осуществляется через подъезды N 5 - 7 (далее - Сеть N 2).
Общая схема системы теплоснабжения и горячего отопления указанного дома приведена в приложении к договору от 17.01.2008 N 2713 между управляющей компанией и МУП "Вологдагортеплосеть" - Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей к зданию по адресу: ул. Планерная, д. 18 (1 - 4 подъезды, 5 - 7 подъезды, магазин) (т. 2, л. 122) и в приложении к акту обследования тепловых сетей и систем теплопотребления жилого дома - Схема ввода трубопроводов теплоносителя от тепловой камеры МУП "Вологдагортеплосеть" к жилому дому Планерная, д. 18 (т. 2, л. 140).
Прибор учета тепловой энергии установлен на вводе Сети N 1 в жилой дом, введен в эксплуатацию с 23.03.2010, что подтверждает Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (т. 2, л. 20) и учитывает объем (количество) тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, подаваемой через Сеть N 1 на подъезды жилого дома с первого по четвертый.
При этом инспекцией учтено, что МУП "Вологдагортеплосеть" выставляло управляющей компании счета на оплату тепловой энергии, подаваемой через Сеть N 1 на подъезды жилого дома с первого по четвертый, по показаниям прибора учета - акты выполненных работ (т. 1, л. 90), отзыв на исковое заявление МУП "Вологдагортеплосеть" (т. 2, л. 17, 142; т. 1, л. 90, 133).
Таким образом, материалы дела в их совокупности подтверждают те фактические обстоятельства, которые установлены инспекцией при проверке.
Довод управляющей компании об отсутствии в спорном доме коллективных приборов учета теплоснабжения в связи с тем, что такой прибор не установлен в Сети N 2 и на границе балансовой принадлежности теплосетей, а также то, что собственники многоквартирного дома не принимали решения об установке коллективного прибора учета подлежит отклонению.
Из положений пункта 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что расчеты за тепловую энергию должны осуществляться на основании данных о количественном значении тепловой энергии, произведенной, переданной, потребленной, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета используемой тепловой энергии расчеты за тепловую энергию должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ жилых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Вместе с тем, из данного определения не следует, что в доме может быть установлен только один коллективный прибор учета для конкретного коммунального ресурса, и он должен быть установлен только в точке поставки.
По условиям договора N 2713 между ООО "Дом Сервис" и МУП "Вологдагортеплосеть" теплоэнергия на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение отпускается и учитывается отдельно на 1 - 4 подъезды жилого дома, 5 - 7 подъезды жилого дома, магазин, расположенные по адресу Планерная, 18. Пункт 23 договора предусматривает использование приборов учета теплоэнергии и определение размера тепловых потерь расчетным путем, в случае установки узла учета не на границе балансовой принадлежности.
Поскольку системы теплоснабжения 1 - 4 и 5 - 7 подъездов дома отделены друг от друга и общее количество теплоэнергии определяется ООО "Дом Сервис" в целях расчета с поставщиком отдельно по каждой из систем, установка прибора учета на одну из систем и использование его показаний в расчетах для определения общего количества потребленной теплоэнергии по дому в целом означает, что данный прибор выполняет функции коллективного прибора учета.
На основании абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из ответа прокуратуры города Вологды от 22.03.2013 следует, что за период с 2010 по 2012 годы жильцам дома N 18 по ул. Планерной начислено за тепловую энергию 14 447 242 руб. 89 коп., от жильцов дома поступило 13 742 334 руб. 51 коп., в МУП "Вологдагортеплосеть" направлено 13 555 560 руб. 99 коп., что указывает на фактическую разницу между стоимостью теплоэнергии, рассчитанной по нормативам и с учетом показаний прибора учета.
Следовательно, довод заявителя о том, что условия договора между управляющей компанией и ресурсноснабжающей организацией не имеют правового значения, подлежит отклонению.
Таким образом, поскольку надзорный орган доказал наличие на момент проверки в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета, введенного в эксплуатацию для учета количества тепловой энергии, поставленной в одну из автономных частей многоквартирного жилого дома, имеются основания считать установленным факт нарушения обществом порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам одной из квартир подъезда 1 - 4 жилого дома, выразившийся в неправомерном применении формулы 7 Приложения 2 к Правилам N 307.
При вышеизложенных обстоятельствах предписание инспекции от 14.11.2012 N 2535-11/1, выданное ООО "Дом-Сервис" соответствует Правилам N 307, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, не подлежит признанию недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований ООО "Дом Сервис" следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2013 года по делу N А13-14289/2012 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (ОГРН 1093525002262) о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 14.11.2012 N 2535-11/1 отказать.

Председательствующий
В.И.СМИРНОВ

Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)