Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Тельмана-26"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2012 (судья Ефимова Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-17898/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (ОГРН 1026402199636) к товариществу собственников жилья "Тельмана-26" (ОГРН 1106449002208) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.06.2010 N 3025 за период с 01.06.2012 по 30.06.2012 в сумме 92 997,22 руб.,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Тельмана-26" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.06.2010 N 3025 за период с 01.06.2012 по 30.06.2012 в сумме 92 997,22 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суды обеих инстанций исходили, в том числе, из того, что спорная подкачивающая насосная станция (далее - ПНС) не относится к составу общего имущества ответчика, и что ответчик в данном случае приобретает у гарантирующего поставщика коммунальный ресурс - электрическую энергию - по объекту ПНС не для целей предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги энергоснабжения и освещения мест общего пользования, а для подачи другого коммунального ресурса - холодной воды, то есть оказания услуги водоснабжения.
В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, в частности, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нахождении ПНС на балансе третьих лиц, и что при определении стоимости потребленной электроэнергии следует руководствоваться тарифами, установленным для граждан, поскольку ответчик (ТСЖ) не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.
В отзыве на кассационную жалобу истец с доводами, отраженными в последней, не согласился, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменений, сославшись, в том числе, на письмо от 01.12.2011 Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, в соответствии с которым при отсутствии раздельного учета оплата электроэнергии потребляемой ПНС для подачи воды в жилые помещения и не жилые помещения, не относящиеся к общедомовому имуществу, должна производиться по тарифу, установленному для группы "прочие потребители".
В судебное заседание кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, договор от 01.06.2010 N 3025 является договором энергоснабжения, регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В подтверждение надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения от 01.06.2010 N 3025 истец представил акт снятия показаний приборов учета электрической энергии за июнь 2012 года. Для исполнения ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии (мощности) истец в адрес ответчика выставил счет-фактуру от 30.06.2012 N 1215536/10-3025.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя в полном объеме заявленные истцом требования, сослались, в частности, на то, что спорная ПНС к составу общего имущества ответчика (ТСЖ) не относится, и что в рассматриваемой ситуации тариф "для населения" не может быть применен, поскольку ТСЖ в данном случае приобретает у гарантирующего поставщика коммунальный ресурс - электроэнергию по объекту ПНС не для целей представления гражданам-потребителям коммунальной услуги электроснабжения, а для подачи другого коммунального ресурса - холодной воды, то есть оказания услуги водоснабжения.
Между тем судами не было учтено следующее.
Согласно условиям заключенного между сторонами договора учет потребленной ТСЖ "Тельмана-26" электрической энергии осуществляется несколькими счетчиками. Одним учитывается электрическая энергия, поставляемая непосредственно в жилые и нежилые помещения жилого дома и для освещения мест общего пользования, вторым - учет электрической энергии, потребляемой ПНС для подачи воды в жилые и нежилые помещения жилого дома.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам. Таким образом, при определении стоимости потребленной электрической энергии следует руководствоваться тарифом, установленным для граждан, поскольку товарищество не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 N 29/4 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Саратовской области на 2012 год" тарифы на электрическую энергию для категории "населения" установлены в размере 2,28 руб./кВт-ч (а не 3,85 руб./кВт-ч, который был применен к ответчику).
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, к категории "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам. К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.
Таким образом, так как ТСЖ приобретает электрическую энергию для ее коммунально-бытового потребления гражданами в объемах фактического потребления, ТСЖ должно приравниваться к категории "население".
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). Исходя из толкования указанной нормы права, подкачивающая насосная станция является общим имуществом многоквартирного дома, находящимся в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в случае, если она предназначена только для обслуживания жилых и нежилых помещений именного конкретного многоквартирного дома и расположена в границах земельного участка, выделенного под данный многоквартирный дом.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела акту приемки законченного строительством объекта от 03.02.2010 указанная насосная станция была передана заказчику объекта, а в последующем 16.06.2010 передана в эксплуатацию ТСЖ "Тельмана-26".
Согласно выписке из исполнительного плана, утвержденного обществом с ограниченной ответственностью "Эко-Газ" и муниципальным унитарным предприятием "Энгельс-Водоканал" от июня 2010 года, и договора на водоснабжение от 18.06.2010, заключенного между муниципальным унитарным предприятием "Энгельс-Водоканал" и товариществом собственников жилья "Тельмана-26", подкачивающая насосная станция (на плане N 19) расположена в границах земельного участка, отведенного для строительства многоквартирного дома и границах эксплуатационной ответственности товарищества собственников жилья "Тельмана-26" (граница эксплуатационной ответственности муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" заканчивается на врезки в городской водопровод).
Таким образом, подкачивающая насосная станция отвечает указанным выше признакам, а следовательно является общим имуществом многоквартирного дома, и распоряжение ей может осуществляться только собственниками жилых и нежилых помещений в доме. Однако в силу норм действующего законодательства государственная регистрация права общей долевой собственности собственниками жилых и нежилых помещений в доме отдельно на подкачивающую насосную станцию не требуется. Право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома возникает у всех собственников многоквартирного дома в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания").
Более того, упомянутый выше подход согласуется с позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 21.07.2010 N ВАС-6702/10, и Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 06.09.2012 по делу N А12-17096/2011 и от 11.10.2011 по делу N А55-23397/2010 при рассмотрении споров со схожими обстоятельствами (когда речь шла о тарифе на газ, поставляемый на крышную котельную ТСЖ, для выработки и подачи населению теплоэнергии).
В связи с этим при новом рассмотрении данного дела суду первой инстанции следует уточнить вопрос о том, что только ли для нужд дома N 26 по ул. Тельмана подается вода с помощью спорной ПНС, после чего - произвести соответствующий перерасчет и вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А57-17898/2012 - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
И.Н.АФАНАСЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А57-17898/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N А57-17898/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Тельмана-26"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2012 (судья Ефимова Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-17898/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (ОГРН 1026402199636) к товариществу собственников жилья "Тельмана-26" (ОГРН 1106449002208) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.06.2010 N 3025 за период с 01.06.2012 по 30.06.2012 в сумме 92 997,22 руб.,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Тельмана-26" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.06.2010 N 3025 за период с 01.06.2012 по 30.06.2012 в сумме 92 997,22 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суды обеих инстанций исходили, в том числе, из того, что спорная подкачивающая насосная станция (далее - ПНС) не относится к составу общего имущества ответчика, и что ответчик в данном случае приобретает у гарантирующего поставщика коммунальный ресурс - электрическую энергию - по объекту ПНС не для целей предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги энергоснабжения и освещения мест общего пользования, а для подачи другого коммунального ресурса - холодной воды, то есть оказания услуги водоснабжения.
В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, в частности, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нахождении ПНС на балансе третьих лиц, и что при определении стоимости потребленной электроэнергии следует руководствоваться тарифами, установленным для граждан, поскольку ответчик (ТСЖ) не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.
В отзыве на кассационную жалобу истец с доводами, отраженными в последней, не согласился, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменений, сославшись, в том числе, на письмо от 01.12.2011 Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, в соответствии с которым при отсутствии раздельного учета оплата электроэнергии потребляемой ПНС для подачи воды в жилые помещения и не жилые помещения, не относящиеся к общедомовому имуществу, должна производиться по тарифу, установленному для группы "прочие потребители".
В судебное заседание кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, договор от 01.06.2010 N 3025 является договором энергоснабжения, регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В подтверждение надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения от 01.06.2010 N 3025 истец представил акт снятия показаний приборов учета электрической энергии за июнь 2012 года. Для исполнения ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии (мощности) истец в адрес ответчика выставил счет-фактуру от 30.06.2012 N 1215536/10-3025.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя в полном объеме заявленные истцом требования, сослались, в частности, на то, что спорная ПНС к составу общего имущества ответчика (ТСЖ) не относится, и что в рассматриваемой ситуации тариф "для населения" не может быть применен, поскольку ТСЖ в данном случае приобретает у гарантирующего поставщика коммунальный ресурс - электроэнергию по объекту ПНС не для целей представления гражданам-потребителям коммунальной услуги электроснабжения, а для подачи другого коммунального ресурса - холодной воды, то есть оказания услуги водоснабжения.
Между тем судами не было учтено следующее.
Согласно условиям заключенного между сторонами договора учет потребленной ТСЖ "Тельмана-26" электрической энергии осуществляется несколькими счетчиками. Одним учитывается электрическая энергия, поставляемая непосредственно в жилые и нежилые помещения жилого дома и для освещения мест общего пользования, вторым - учет электрической энергии, потребляемой ПНС для подачи воды в жилые и нежилые помещения жилого дома.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам. Таким образом, при определении стоимости потребленной электрической энергии следует руководствоваться тарифом, установленным для граждан, поскольку товарищество не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 N 29/4 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Саратовской области на 2012 год" тарифы на электрическую энергию для категории "населения" установлены в размере 2,28 руб./кВт-ч (а не 3,85 руб./кВт-ч, который был применен к ответчику).
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, к категории "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам. К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.
Таким образом, так как ТСЖ приобретает электрическую энергию для ее коммунально-бытового потребления гражданами в объемах фактического потребления, ТСЖ должно приравниваться к категории "население".
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). Исходя из толкования указанной нормы права, подкачивающая насосная станция является общим имуществом многоквартирного дома, находящимся в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в случае, если она предназначена только для обслуживания жилых и нежилых помещений именного конкретного многоквартирного дома и расположена в границах земельного участка, выделенного под данный многоквартирный дом.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела акту приемки законченного строительством объекта от 03.02.2010 указанная насосная станция была передана заказчику объекта, а в последующем 16.06.2010 передана в эксплуатацию ТСЖ "Тельмана-26".
Согласно выписке из исполнительного плана, утвержденного обществом с ограниченной ответственностью "Эко-Газ" и муниципальным унитарным предприятием "Энгельс-Водоканал" от июня 2010 года, и договора на водоснабжение от 18.06.2010, заключенного между муниципальным унитарным предприятием "Энгельс-Водоканал" и товариществом собственников жилья "Тельмана-26", подкачивающая насосная станция (на плане N 19) расположена в границах земельного участка, отведенного для строительства многоквартирного дома и границах эксплуатационной ответственности товарищества собственников жилья "Тельмана-26" (граница эксплуатационной ответственности муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" заканчивается на врезки в городской водопровод).
Таким образом, подкачивающая насосная станция отвечает указанным выше признакам, а следовательно является общим имуществом многоквартирного дома, и распоряжение ей может осуществляться только собственниками жилых и нежилых помещений в доме. Однако в силу норм действующего законодательства государственная регистрация права общей долевой собственности собственниками жилых и нежилых помещений в доме отдельно на подкачивающую насосную станцию не требуется. Право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома возникает у всех собственников многоквартирного дома в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания").
Более того, упомянутый выше подход согласуется с позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 21.07.2010 N ВАС-6702/10, и Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 06.09.2012 по делу N А12-17096/2011 и от 11.10.2011 по делу N А55-23397/2010 при рассмотрении споров со схожими обстоятельствами (когда речь шла о тарифе на газ, поставляемый на крышную котельную ТСЖ, для выработки и подачи населению теплоэнергии).
В связи с этим при новом рассмотрении данного дела суду первой инстанции следует уточнить вопрос о том, что только ли для нужд дома N 26 по ул. Тельмана подается вода с помощью спорной ПНС, после чего - произвести соответствующий перерасчет и вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А57-17898/2012 - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
И.Н.АФАНАСЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)