Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А14-18400/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А14-18400/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от товарищества собственников жилья "Ипподромное": Бобрешова О.С., представитель по доверенности от 09.07.2012;
- от Отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Воронежской области: Фоменко Н.Б., представитель по доверенности N 17-д от 06.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ипподромное" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.04.2013 по делу N А14-18400/2012 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению товарищества собственников жилья "Ипподромное" (ОГРН 1043600092898, ИНН 3662092584) к Отделу государственного земельного контроля Управления Росреестра по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) в отношении товарищества собственников жилья "Ипподромное",

установил:

Товарищество собственников жилья "Ипподромное" (далее - заявитель, ТСЖ "Ипподромное", Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного земельного контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестра) по Воронежской области о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 08.11.2012, выданного государственным земельным контролем Управления Росреестра по Воронежской области в отношении ТСЖ "Ипподромное".
Решением от 11.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что исполнить предписание ему не представляется возможным. Указывает на то, что может представлять интересы собственников лишь по их поручению, а Общее собрание собственников помещений поручений по формированию земельного участка, на котором расположен дом, не давало.
Полагает, что исполнение предписания повлечет за собой нарушение прав третьих лиц, граждан, которым принадлежат шлагбаумы и КПП.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным. Представитель Отдела возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения заместителя руководителя - заместителя главного государственного инспектора Воронежской области по использованию и охране земель от 12.09.2011 с целью установления достоверности фактов, содержащихся в обращении К.В. Волкова от 30.08.2011 о создании ТСЖ "Ипподромное" препятствия въезду машин скорой медицинской помощи, службы пожарной охраны, газовой и других специальных служб на территорию многоквартирного дома жилого дома N 2 по ул. Ипподромная г. Воронежа путем монтажа шлагбаумов, перекрытия проезда к подъездам дома N 2 по ул. Ипподромная и прилегающей территории, создания угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведена 26-27.09.2011 проверка соблюдения ТСЖ "Ипподромное" земельного законодательства и требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ. Проверка проведена с согласия органа прокуратуры.
По результатам проверки составлен акт N 577 от 27.09.2011, изготовлены фототаблицы, схематический чертеж земельного участка, прилегающего к дому 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа и установлено, что ТСЖ "Ипподромное" самовольно установило шлагбаумы и контрольно-пропускной пункт (КПП) на земельном участке, площадью 7, 8 кв. м, прилегающем к дому 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа,.
Также установлено, что установив за пределами дворовой территории домов 2а, 2б, 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа шлагбаум, ТСЖ "Ипподромное" ограничило въезд ко всем трем домам, в том числе затруднило проезд служебных машин (скорой помощи и других), что может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан.
Административным органом 13.10.2011 вынесено постановление по делу N 219 о назначении административного наказания ТСЖ "Ипподромное" в виде штрафа в сумме 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Неоднократно выносились предписания об устранении нарушения земельного законодательства (13.10.2011, 14.03.2012).
Сотрудниками Управления Росреестра 08.11.2012 проведена внеплановая выездная проверка исполнения (неисполнения) ТСЖ "Ипподромное" ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 26.06.2012 на земельном участке, прилегающем к участку N 2 "в" по ул. Ипподромное г. Воронежа.
В результате проверки установлено, что ранее допущенное нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в самовольном занятии земельного участка по указанному адресу, общей площадью 7, 8 кв. м, в срок до 25.10.2012 не устранено. Правоустанавливающие документы на земельные участки общей площадью 7,8 кв. м в ходе проведения проверки не представлены.
Доказательств законности владения указанными земельными участками и установления шлагбаумов на них, каких-либо правоустанавливающих документов на землю ТСЖ не представлено.
Государственный инспектор Воронежской области по использованию и охране земель Н.Б. Фоменко, на основании статьи 71 Земельного кодекса РФ, подпункта "в" пункта 9 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, вынесла 08.11.2012 оспариваемое предписание, обязав ТСЖ "Ипподромное" устранить допущенное нарушение: оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельные участки общей площадью 7,8 кв. м либо освободить земельные участки в срок до 20.03.2013.
Не согласившись с данным предписанием, Товарищество обратилось в суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав всю совокупность доказательств, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Принимая решение, суд обоснованно руководствовался статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно указанной статье в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в части разъяснения применения статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, предусмотрено что, если земельный участок не сформирован, и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Уставом ТСЖ "Ипподромное", утвержденным решением общего собрания от 16.09.2007 (протокол N 7), предусмотрено, что товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству и уставу, представлять общие интересы Собственников и Товарищей в государственных органах власти, органах местного самоуправления, а также перед иными лицами, действуя при этом от имени и за счет товарищей и являясь при этом посредником, действующим по поручению Товарищей.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома 2а, 2б, 2в по ул. Ипподромная в г. Воронеже, не сформированы в установленном законом порядке, и в отношении данных земельных участков не проведен государственный кадастровый учет.
Также подтверждено материалами дела фактическое использование ТСЖ "Ипподромное" земельного участка общей площадью 7, 8 кв. м для размещения на нем шлагбаумов и КПП без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на этот участок.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5).
Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Заявитель не представил суду доказательств, подтверждающих, что товариществом принимались меры к формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома 2а, 2б, 2в по ул. Ипподромная в г. Воронеже.
Доказательств невозможности соблюдения Товариществом земельного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Оспариваемое предписание от 08.11.2012 вынесено административным органом правомерно и обоснованно. Оспариваемое предписание исполнимо.
Обществом не представлено доказательств правомерности владения участками, на которых установлены шлагбаумы.
Использование этих участков с целью ограничения въезда продолжается.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная по платежному поручению N 23 от 08.05.2013 государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возвращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.04.2013 по делу N А14-18400/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)