Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А79-1457/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А79-1457/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Логиновой О.А.,
судей Соловьевой М.В., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис", г. Ядрин Чувашской Республики, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2013 по делу N А79-1457/2013, принятое судьей Манеевой О.В., по иску Ядринского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, г. Ядрин (ОГРН 1022102629647), к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис", г. Ядрин (ОГРН 1072136000683), о взыскании убытков в сумме 400 662 рубля 34 копейки,
при участии:
- от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания;
- от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:

Ядринское муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, ОГРН 1022102629647, ИНН 2119901221 (далее Ядринское МПП ЖКХ, истец) обратилось в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис", ОГРН 1072136000683, ИНН 2119902017 (далее ООО "Ядринжилремсервис", ответчик) о взыскании 400 662 руб. 34 коп. убытков в связи с установкой общедомовых приборов учета воды (ОДПУ), а также общедомовых приборов учета теплоснабжения. Одновременно заявлено и требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требования основаны на положениях статей 8, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (редакция от 25.12.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 19 Федерального Закона от 27.07.2010 N 190 ФЗ "О теплоснабжении", пункта 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, пункта 7.1. Правил учета тепловой энергии, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, статей 8, 12, 15, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 10.06.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил частично. Взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" в пользу Ядринского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства сумму долга 396 593 руб. 04 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 10 901 руб. 39 коп., а также 197 руб. 98 коп. в возмещение расходов по получению выписки из ЕГРЮЛ, в остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Ядринжилремсервис" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, суд первой инстанции неправильно применил закон, подлежащий применению, а именно статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункт 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Ответчик считает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем ООО "Ядринжилремсервис", как управляющая организация, не может являться тем лицом, на которое должна быть возложена обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета.
Также указал, что собственники помещений многоквартирных домов решений об установке общедомовых приборов учета воды не принимали, поручений ООО "Ядринжилремсервис" на заключение договоров с Ядринским МПП ЖКХ на разработку проекта и установку общедомового узла учета не давали.
Также отметил, что в силу пункта 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, установленный коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды, входит в состав общего имущества многоквартирного дома, и принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений многоквартирного дома, а не ООО "Ядринжилремсервис". Соответственно, ответчик не может нести расходы на приобретение имущества в собственность третьих лиц, которые не давали ему на это поручение.
Кроме того, заявитель указывает на неправомерность выводов суда на довод ответчика о том, что по многоквартирным дома по адресам: ул. Октябрьская, д. 15, ул. Комсомольская, д. 1б, ул. 50 лет Октября, д. 37, ул. Красноармейская, д. 8а, ул. 30 лет Победы, д. 13 и д. 21 приборы ОДПУ установлены за пределами границы дома. Указывает, что суд не учел то обстоятельство, что договор от 27.12.2011 N 232 подписан ООО "Ядринремжилсервис" с протоколом разногласий, в том числе и по границе балансовой принадлежности. В протоколе разногласий ООО "Ядринремжилсервис" указало, что граница устанавливается в соответствии с Правилами N 491.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом.
Истец в судебное заседание также не явился, отзыв не направил, извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Ядринжилремсервис" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома в г. Ядрине, в том числе дом 2 по ул. Энтузиастов. Дом 16 по ул. Чапаева, дом 15 по ул. Октябрьская, дом 19 по ул. Октябрьская, дом 37 по ул. 50 лет Октября, дом 1 "Б" по ул. Комсомольская, дом 8 "А" по ул. Красноармейская, дом 10 по ул. Красноармейская, дом 7 "А" по ул. Садовая, дом 95 по ул. 50 лет Октября, дом 13 по ул. 30 лет Победы, дом 17 по ул. 30 лет Победы, дом 21 по ул. 30 лет Победы, дом 71 "Б" по ул. 50 лет Октября, дом 18 по ул. Молодежная, дом 24 по ул. Молодежная, дом 62 "А" по ул. 50 лет Победы, дом 72 по ул. Октябрьская.
Из представленных суду материалов следует, что Ядринским МПП ЖКХ были установлены общедомовые приборы учета водоснабжения вышеуказанных жилых домов и переданы ООО "Ядринжилремсервис" по актам приема передачи, на коммерческий учет указанные ОДПУ взяты 06.09.2012 (л. д. 24 - 31).
Факт установки общедомовых приборов учета подтверждается также и актом обследования от 24.04.2013, составленного с участием полномочных представителей обеих сторон.
Истцом предъявлены справка о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС 3 на сумму 62 379 руб. 65 коп., акт выполненных работ N 1 от 28.09.2012 формы N КС 2 на сумму 62 379 руб. 65 коп., а также N КС 3 на сумму 334 213 руб. 39 коп., акт выполненных работ формы N КС 2 на сумму 334 213 руб. 39 коп., всего на общую сумму 396 593 руб. 04 коп.
Письмами от N 638 от 21.09.2012, N 666 от 10.10.2012, N 775 от 12.12.2012, N 83 от 31.01.2013 ответчик отказался от возмещения расходов истца по установке приборов учета, ссылаясь на отсутствие решений общего собрания собственников помещений в спорных жилых домах.
Отказ в возмещении понесенных расходов по установке узлов учета явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании понесенных расходов в сумме 396 593 руб. 04 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Жилищного кодекса Российской Федерации (пункты 1, 2, 9 статьи 161, пункт 2 статьи 162, пункт 2 статьи 154, пункты 4, 7 статьи 155) и пришел к выводу о наличии правовых и процессуальных оснований для взыскания расходов, понесенных Ядринским МПП ЖКХ по установке коллективного (общедомового) прибора учета воды в многоквартирном доме, за счет управляющей компании.
Первый арбитражный апелляционный суд с указанными выводами согласиться не может ввиду следующего.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный Закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 261-ФЗ).
Действие Федерального закона N 261-ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ его положения, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам центрального водоснабжения.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 указанного Федерального закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом, в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах. Исполнитель коммунальных услуг без решения собственников не вправе устанавливать общедомовые приборы учета по собственной инициативе.
При этом, как предусмотрено пунктом 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Указанное подтверждается также пунктом 38(1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 38(1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38(1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
Управляющая компания в определенных законодательством случаях может являться обязанным лицом по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией. Но только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 38(1) Правил N 491), а также в случае, если управляющей компанией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции таких обстоятельств не установлено.
Доказательств того, что в тариф платы за содержание и ремонт помещений включены расходы по установке общедомовых приборов учета суду не представлено. Договор между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией на установку коллективного прибора учета воды в указанных многоквартирных домах, возлагающий обязанности на ООО "Ядринремжилсервис" оплатить понесенные Ядринским МПП ЖКХ расходы, не заключался.
В связи с изложенным у суда первой инстанции не было оснований для применения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует договорные обязательства сторон.
Истец обратился в суд с требованием о взыскании убытков со ссылкой на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 15 Кодекса определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факты нарушения ответчиком обязательства и наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Вместе с тем истец не доказал факт наличия у ответчика обязательства по возмещению расходов на установку приборов учета, факт противоправности действий ответчика при отсутствии решений собственником помещений многоквартирных домов на установку ОДПУ, а также не доказал причинно-следственную связь между действиями управляющей компании и возникшими у истца убытками.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 5 Правил N 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из совокупного анализа приведенных норм права Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по оплате расходов, понесенных МУП "Водоканал" в связи с установкой в порядке части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ коллективного (общедомового) приборов учета воды в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Ядринскому МПП ЖКХ следует отказать.
Также суд апелляционной инстанции считает неправильным вывод суда первой инстанции о правомерности установки ОДПУ за пределами границ домов по адресам: ул. Октябрьская, д. 15, ул. Комсомольская, д. 1б, ул. 50 лет Октября, д. 37, ул. Красноармейская, д. 8а, ул. 30 лет Победы, д. 13 и д. 21. Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях по договору энергоснабжения, не урегулированных Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 13 Правил N 167, границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации должны быть предусмотрены в договоре энергоснабжения в качестве существенных условий. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности определяется по балансовой принадлежности (пункт 14 Правил).
В пункте 1 Правил N 167 определено, что "граница эксплуатационной ответственности" - это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Правила N 167 регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. К числу абонентов могут относиться организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Вместе с тем, доказательств того что спорные участки сетей от внешней границы стены многоквартирных домов до магистральных вводов и канализационных колодцев передавались в аренду или на баланс ответчика в материалах дела не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нахождение сетей на балансе ответчика не соответствует материалам дела.
Согласно части 1 статьи 36 и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу данных норм водопроводные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему водоснабжения, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 15.12.2009 N 14801/08.
При этом в силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Собственниками многоквартирных домов иное с исполнителем коммунальных услуг (истцом) и ресурсоснабжающей организацией (ответчиком) не установлено.
Ресурсоснабжающая организация самостоятельно приняла решение о месте установки приборов учета в нарушение вышеуказанных норм, в связи с чем нельзя признать данные приборы учета общедомовыми, поскольку на собственников помещений в многоквартирных домах необоснованно будет возложена обязанность по оплате потерь в сетях, не принадлежащих собственникам и не входящих в общедомовое имущество.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2013 по делу N А79-1457/2013 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований Ядринскому муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства отказать.
Взыскать с Ядринского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, г. Ядрин Чувашской Республики (ОГРН 1022102629647), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис", г. Ядрин Чувашской Республики (ОГРН 1072136000683) 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.А.ЛОГИНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Е.Л.МАЛЫШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)