Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N А45-2689/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N А45-2689/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Марченко Н.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Хиврич О.Ю. по доверенности N 01/40/01406 от 01.04.2013 года (сроком по 31.12.2013 года)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 21 июня 2013 года по делу N А45-2689/2013 (судья Наумова Т.А.)
по заявлению Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, г. Новосибирск
третьи лица: 1) Товарищество собственников жилья "ВЕГА", г. Новосибирск
2) Товарищество собственников жилья "Плахотного", г. Новосибирск
о признании недействительным решения от 23.11.2012 года N 54/12-88911,

установил:

Мэрия города Новосибирска (далее по тексту - Мэрия, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") о признании недействительным решения от 23.11.2012 года N 54/12-88911 об отказе в снятии с учета объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:063280:624, 54:35:063280:625, 54:35:063280:626, 54:35:063280:627 с кадастрового учета и обязании заинтересованное лицо принять решение о снятии с учета указанных объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья "Вега" и Товарищество собственников жилья "Плахотного".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 июня 2013 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый отказ препятствует органам местного самоуправления, в лице мэрии города Новосибирска, а также собственникам квартир в соответствующих жилых многоквартирных домах, распоряжаться земельными участками.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
ТСЖ "Плахотного" в отзыве на жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Мэрии не подлежащей удовлетворению, поскольку с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и каких-либо решений органа местного самоуправления об образовании земельных участков и передачи их собственникам не требуется; заинтересованное лицо, осуществив государственный учет вновь образованных земельным участков подтвердило правильность определения их размеров с точки зрения соблюдения требований к предельным размерам земельных участков; в данном случае имеется спор о праве.
Письменный отзыв третьего лица приобщен к материалам дела.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, г. Новосибирск, Товарищество собственников жилья "ВЕГА" отзывы в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представили.
Заинтересованное и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 июня 2013 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.10.2012 года Мэрия в лице своего представителя по доверенности обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:063280:624, 54:35:063280:625, 54:35:063280:626, 54:35:063280:627, сведения о которых носят временный характер.
Решением от 23.11.2012 года N 54/12-88911 заинтересованное лицо отказало в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В качестве мотивов отказа в решении указано, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:063280:624 в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" имеет статус "учтенный", иным земельным участкам присвоен статус "учтенный" в соответствии с пунктом 53 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 года N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Мэрии в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением, в том числе, случаев, образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Частью 6 статьи 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 установлено, что в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 28.05.2010 года N 12-П, из статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
В силу абзаца 1 подпункта 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, формирование земельного участка включает в себя подготовку проекта его границ и установление их на местности.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 03.02.2012 года Мэрия после обращения к ней ТСЖ "ВЕГА" обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, приложен межевой план.
Представленный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием четырех земельных участков путем раздела участка с кадастровым номером 54:35:063280:4, расположенного: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Плахотного. Заказчиком межевых работ выступало ТСЖ "Вега", которым также подписана декларация о выбранном виде разрешенного использования. Многоквартирный жилой дом, управляемый ТСЖ "Вега" располагается на земельном участке с кадастровым номером 54:35:063280:4.
При этом на кадастровый учет поставлены вновь образованные путем раздела земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:063280:624, 54:35:063280:625, 54:35:063280:626, 54:35:063280:627. Земельный участок с кадастровым номером 54:35:063280:4 сохранен в измененных границах.
В последующем на основании заявления Мэрии образованы земельные участки 54:35:063280:628 и 54:35:063280:629 из земельного участка с кадастровым номером 54:35:063280:624.
Кроме того, на земельный участок 54:35:063280:629 зарегистрировано право общей долевой собственности одним из собственников квартиры по ул. Плахотного, 76.
По заявлению Мэрии от 25.10.2012 года земельные участки 54:35:063280:628 и 54:35:063280:629 сняты с кадастрового учета.
При этом арбитражным судом установлено, что такое снятие произошло в виду ошибочного указания в отношении образованных участков их статуса "временный", тогда как должен быть внесен статус "учтенный", поскольку на данных земельных участках размещаются многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1 и ул. Плахотного 76.
В настоящее время земельному участку, на котором располагаются данные дома, присвоен кадастровый номер 54:35:063280:624.
Указанные выше обстоятельства заявителем апелляционной жалобы по существу не оспариваются.
Таким образом, Мэрия своими действиями по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков (путем согласования межевого плана, подачи заявления о постановке на кадастровый учет) сформировала объект недвижимости. В свою очередь, заинтересованное лицо осуществило государственный кадастровый учет объектов.
Доводы заявителя о том, что образованные земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 54:35:063280:624, носят временный характер, постановление о его образовании не принималось, являются несостоятельными, поскольку государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Таким образом, государственный кадастровый учет позволяет идентифицировать земельный участок как объект гражданских прав.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (статья 7 Закона о кадастре).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ).
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При этом в силу правила части 4 статьи 16 Закона о кадастре установлено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Часть 4 статьи 24 Закона о кадастре указывает на то, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что образованные по заявлению Мэрии от 03.02.2012 года земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:063280:624, 54:35:063280:625, 54:35:063280:626, 54:35:063280:627, как и земельный участок с кадастровым номером 54:35:063280:4, следует признать "учтенным" и изменение данных о них в силу правила части 4 статьи 16 Закона о кадастре возможно по решению суда.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Мэрия указывает, что снятие спорных земельный участков необходимо для нового перераспределения земельных участков, то есть фактически изменения границ земельный участков.
Между тем, как правомерно отмечено арбитражным судом, в силу закона, а не акта уполномоченного муниципального органа, на данные земельные участки возникает право собственности у собственников квартир в многоквартирных домах, располагающихся на спорных земельных участках.
Более того, фактически заявленный спор носит характер спора о праве, который не подлежит рассмотрению в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и в данной части не затрагивает прав Мэрии города Новосибирска.
Данное обстоятельство представителем апеллянта в судебном заседании суда апелляционной инстанции оспорено не было.
В рассматриваемом случае Товарищество собственников жилья "Вега" не является истцом по настоящему спору, а при разрешении спора о праве заинтересованное лицо не является надлежащим ответчиком. Состав собственников квартир в жилом доме по адрес г. Новосибирск, ул. Плахотного 76, где не образовано товарищество собственников жилья, в рамках настоящего спора не определен, они ответчиками по заявлению не являются, как и ТСЖ "Плахотного".
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права Мэрии принятым отказом не нарушены, отказ в снятии с учета спорных земельных участков является обоснованным и соответствующим требованиям закона, а ТСЖ "Вега" выбран неверный способ защиты своих интересов.
При таких обстоятельствах иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Мэрии по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 июня 2013 года по делу N А45-2689/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
С.Н.ХАЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)