Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 N 09АП-26732/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А40-38128/13

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. N 09АП-26732/2013-ГК

Дело N А40-38128/13

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.В. Лаврецкой, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Амировым Т.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МУП "Серпуховская городская электрическая сеть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013
по делу N А40-38128/2013
по иску МУП "Серпуховская городская электрическая сеть"
к ОАО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" третье лицо: ОАО "МОЭК"
об обязании исполнить обязанности
при участии в судебном заседании:
от истца: Непряхин А.П. (по доверенности от 07.10.2010)
от ответчика: Сапончик Т.М.. (по доверенности от 17.12.2012)
от третьих лиц: Сагитова Э.Х. (по доверенности от 20.02.2013)

установил:

МУП "Серпуховская городская электрическая сеть" (далее - МУП "СГЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Мосэнергосбыт" (далее ответчик) с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ об исполнении обязанностей предусмотренных пунктами 11 и 158 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - ОПФРР) и пунктами 3.1 и 6.1.19 Договора от 26.01.2006 г. N 441/17-752 (далее - Договор), а именно:
а) предоставить за период с августа 2009 г. по июль 2012 г. следующие сведения:
- о покупателях электрической энергии, которым через электрические сети МУП "СГЭС" осуществляется передача электроэнергии, с указанием места нахождения, точек поставки, платежные реквизиты.
- о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанных покупателей, а также основные условия соответствующих договоров, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
б) предоставить за указанный период копии актов снятия показаний приборов учета в отношении указанных покупателей электрической энергии по каждой точки поставки, а в случае отсутствия (неисправности) в точках поставки приборов учета представить акты о неучтенном потреблении электрической энергии с расчетом полезного отпуска электрической энергии расчетным способом в соответствии с нормами ОПФРР, указанным договором от 15.10.2008 г. и правовой позиции ВАС РФ изложенной в Постановлении Президиума от 06.12.2011 г. N 9797/11".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.07.2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Решением суда от 03 июля 2013 года в иске отказано. При этом суд пришел к выводу, что предоставления истребуемых истцом документов не основаны ни на положениях действующего в электроэнергетике нормативного регулирования, ни на условиях заключенного между сторонами договора.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что для сторон Договора в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции ФЗ N 250-ФЗ от 04.11.2007 г.) обязательному применению подлежат Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - ОПФРР) утв. Постановлениями Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 и от 04.05.2012 г. N 442.
В спорный период с августа 2009 г. по 11.06.2012 г. действовали ОПФРР от 31.08.2006 г. N 530 (далее - ОПФРР N 530), в период с 12.06.2012 г. по 31.07.2012 г. ОПФРР от 04.05.2012 г. N 442 (далее - ОПФРР N 442).
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ, для отмены решения от 03 июля 2013 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, между сторонами заключен договор N 441/17-752 от 26.01.06 г. и дополнительные соглашения к нему, согласно которому истец оказывает ответчику услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии с п. 7.4. Приложения N 5 к Договору в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 26.01.2006 года для формирования балансов сведении по полезному отпуску предоставляются структурными подразделениями ОАО "Мосэнергосбыт" по форме приложения N 1.
При этом указанные сведения формируются на основании актов по отпуску и приему электроэнергии и актов снятии показаний п. 7.2. Приложения N 5.
Таким образом, предоставление актов снятия показаний приборов учета, актов по отпуску и приему электроэнергии Исполнителю условиями Договора не предусмотрено, следовательно, обязанность предоставлять копии актов снятия показаний приборов учета, актов о неучтенном потреблении электрической энергии у ответчика отсутствует.
Указанный вывод согласуется в том числе и с условиями п. 3.1 договора, на который ссылается истец, и в котором установлено, что истец составляет фактический баланс электрической энергии по сетям исполнителя именно на основании данных, предоставленных ответчиком.
В соответствии с условиями договора на передачу и п. 158 ОПФРР ответчик передает истцу показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств) с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 159 ОПФРР сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Согласно п. 12 ОПФРР в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом.
Согласно п. 121 ОПФРР сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
Таким образом, истец обязан самостоятельно собирать данные коммерческого учета, при этом, ответчик не возлагал на себя обязательств по предоставлению истцу актов снятия показаний приборов учета и актов по отпуску и приему электроэнергии.
В соответствии с п. 153 ОПФРР по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию
В соответствии с п. 79 ОПФРР потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны покупателя, выразившимся во вмешательстве в работу соответствующего прибора учета или несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на покупателя, а также в иных действиях покупателя, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 61 ОПФРР, Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящего документа.
В случае если в точках поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, не обеспечивается учет электрической энергии и оказанных услуг с использованием приборов учета, отвечающих требованиям, установленным разделом XII настоящего документа, объем потребленной электрической энергии и оказанных услуг определяется в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии или с использованием одного из предусмотренных разделом XII настоящего документа расчетных способов.
В соответствии с п. 136 ОПФРР, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Таким образом, отсутствие прибора учета, само по себе, не является нарушением порядка учета электрической энергии, следовательно, оснований для составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии нет.
С учетом вышеизложенного, заявление истца о неисполнении ответчиком своей обязанности по составлению актов о неучтенном потреблении электрической энергии и предоставлению их истцу необоснованны.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку истца на п. 6.1.11 Договора, в соответствии с которым ответчик обязан ежемесячно (ежеквартально) предоставлять истцу данные о заключенных и измененных договорах энергоснабжения, поскольку в соответствии с названным пунктом Договора, данные об изменениях должны предоставляться в случае заключения и изменения договоров энергоснабжения.
Доказательств извещения истца о заключении и изменении договоров энергоснабжения в материалы дела, истцом не предоставлено.
Суд также верно отклонил ссылку истца на п. 140 ОПФРР, поскольку данный пункт регулирует отношения между гражданином-потребителем и сбытовой организацией.
В соответствии с п. 89 ОПФРР исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Таким образом, в отношении заявленных Истцом отсутствующих приборов учета на вводах в многоквартирные дома, п. 140 ОПФРР не применим.
В обоснование заявленных требований за период с 12.06.2012 г. по 01.07.2013 г. истец ссылается на Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442.
В соответствии с п. 150 Положений, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В соответствии с п. 162 Положений Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Договором на оказание услуг по передаче электрической энергии предусмотрена передача показаний приборов учета по каждому потребителю отдельно, то есть каждый потребитель, с которым у ответчика заключен договор энергоснабжения отображается в реестрах ежемесячно передаваемых в сетевую компанию отдельно. Объемы потребления управляющих компаний (нежилые помещения многоквартирного дома) и объемы жителей многоквартирного дома (жилые помещения) были переданы истцу.
Требования по предоставлению дополнительных данных не предусмотрено ни договором, ни действующим законодательством.
Кроме того, для передачи истцу копий актов снятия показаний приборов учета, в соответствии с п. 162 Положений, сторонам необходимо согласовать форму предоставления таких актов. Доказательств согласования подобных форм, суду не представлено.
Суд первой инстанции также учел, что истец вправе самостоятельно проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013 по делу N А40-38128/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
В.Р.ВАЛИЕВ

судьи
Е.Б.РАСТОРГУЕВ
Н.В.ЛАВРЕЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)