Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Курлаева Л.И.
Судья: Макарова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Хомяковой М.Е., Коротченковой И.И.
при секретаре П.С.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. к Администрации г. Орла о предоставлении благоустроенных жилых помещений, по апелляционной жалобе администрации города Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 06 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. к Администрации г. Орла о предоставлении благоустроенных жилых помещений удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить П.В. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...>, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Н. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...> с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Р.Е. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...>, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить К.О. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...> с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Д.А.Ю. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занижаемой площади <...> с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить М.Н. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее; занимаемой площади <...>, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации города Орла по доверенности Д.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения К.О., Р.Е., их представителя М.А., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. обратились в суд с исками к администрации города Орла о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Определениями суда гражданские дела по заявлениям указанных лиц объединены в одно производство.
В обоснование своих требований истцы указывали, что они являются жителями <адрес> который по заключению межведомственной комиссии администрации г. Орла был признан ветхим и аварийным, а впоследствии в 2007 году включен в перечень муниципальных жилых домов, требующих переселения граждан.
Ссылались также на то, что дом включен в адресную программу переселения жителей г. Орла из помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания на 2008 - 2011 годы, а также в программу стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года. Впоследствии вышеуказанный дом исключен из программы по причине историко-культурного значения дома. В январе 2012 года Управление городского хозяйства администрации г. Орла уведомило о том, что постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 N дом N <адрес> признан памятником истории и культуры (объектом культурного наследия местного значения), в связи с чем, не может быть включен в какие-либо программы по переселению граждан из ветхого жилья.
В ходе судебного разбирательства истцы в обоснование своей позиции также указывали на то, что постановление администрации г. Орла от 31.12.2009 о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу было признано утратившим силу на основании заключения межведомственной комиссии от 27.01.2012, а указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Ссылались на то, что 25.06.2012 на общем собрании собственников помещений дома было принято решение об отказе от реконструкции по причинам отсутствия денежных средств и нецелесообразности. Вследствие фактического износа дома, 1878 года постройки, существует реальная угроза жизни и здоровью жителей дома. В 2012 году произошло обрушение потолка в доме.
Уточнив заявленные требования окончательно истец П.В. просил обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ему и члену его семьи, жене П.Н., жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> истица Н. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> Р.Е. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и члену ее семьи Р.В. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> истица К.О. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и члену ее семьи К.А. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> истица Д.А.Ю. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и членам ее семьи, ее дочери Д.А.Р., матери ФИО26 жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> М.Н. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и членам ее семьи, ее дочери ФИО27 внучке ФИО28 жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...>
Определением Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечены П.Н., К.А., Р.В., Д.А.Р.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Орла ставит вопрос об отмене решения, как необоснованного и постановленного с нарушением норм материального права.
Указывает на то, что срок реализации муниципальной программы по переселению жителей из аварийного жилья, в которую включен <адрес> не истек, в связи с чем у администрации г. Орла не наступил срок исполнения обязательств по переселению истцов и обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями.
Полагает, что суд не вправе обязать администрацию города Орла обеспечить собственников жилыми помещениями, поскольку закон возлагает на органы местного самоуправления только обязанность по выплате выкупной цены изымаемого аварийного жилого помещения.
Ссылается на то, что соглашение об условиях выкупа жилого помещения с собственниками органом местного самоуправления не заключалось.
Обращает внимание на то, что процедура по изъятию у собственников жилых помещений не соблюдена. Право истцов на получение от администрации г. Орла выкупной стоимости жилых помещений не реализовано и не утрачено. Процедура по изъятию жилых помещений может быть начата администрацией только после истечения срока установленного для выполнения собственниками требований о реконструкции дома.
Полагает, что по указанным основаниям вывод суда о бездействии органа местного самоуправления является необоснованным.
Ссылается на то, что суд не установил наличие оснований для предоставления истцам жилья во внеочередном порядке.
Полагает, что в данном случае истцы малоимущими не признаны для внеочередного получения жилого помещения основания отсутствуют, т.к. дом подлежит реконструкции, а не сносу.
Обращает внимание на то, что решение суда является неисполнимым, т.к. судом не определены условия зачета (доплаты) для соблюдения условий равноценности жилого помещения. Право собственности истцов на занимаемое жилое помещение не прекращено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям).
Согласно п. 42 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно п. 47 вышеуказанного Постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Судом установлено, что истец П.В. является собственником <адрес>, общей площадью <...> Согласно поквартирной карточке в <адрес> зарегистрированы П.В. и его супруга П.Н.
Истице Р.Е. на праве собственности принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью <...> (л.д. 83 т. 3)
Истице К.О. принадлежит на праве общей долевой собственности <...> доля в праве на <адрес>, общей площадью <...> Согласно поквартирной карточке в <адрес> зарегистрированы ФИО5, ФИО13, ФИО1, ФИО12
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии N от 26.12.2002 истице Н. принадлежит на праве собственности <адрес>, общей площадью <...>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N от <дата> М.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности <...> доля в праве на <адрес>, общей площадью <...> Истице Д.А.Ю. (М.А.) принадлежит на праве общей долевой собственности <...> доля в праве на <адрес>. В <адрес> зарегистрированы М.Н., Д.А.Ю. (М.А.), Д.А.Р.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, до 1917 года постройки, имеет два этажа, 17 квартир, общей площадью <...> и 45,22% муниципальной доли в праве собственности.
Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 N "О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области" <адрес> принят на государственную охрану местной категории как памятник истории и культуры г. Орла, в связи с чем, в силу действующего законодательства не подлежит сносу (ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.07.2002 N 73-ФЗ).
Согласно заключению межведомственной комиссии N от 23.12.2009 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Орла N от 31.12.2009 "О дальнейшем использовании жилого дома <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 27.01.2012 N жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Во исполнение заключения межведомственной комиссии было издано Постановление администрации г. Орла от 16.04.2012 N "О дальнейшем использовании многоквартирного жилого <адрес>", в соответствии с которым Постановление администрации города Орла от 31.12.2009 N "О дальнейшем использовании помещений жилого <адрес>" признано утратившим. Жилищному отделу администрации г. Орла было поручено в срок до 30.09.2012 организовать переселение граждан в маневренный фонд на срок проведения реконструкции дома, Управлению коммунальным хозяйством г. Орла было поручено заключить договоры найма жилых помещений маневренного фонда, Орловской городской межведомственной комиссии в срок до 25 мая 2012 года предъявить требования собственникам о реконструкции в срок до 15 марта 2013 года, администрации <адрес> г. Орла и Управлению городского хозяйства с 25.06.2012 - организовать проведение общего собрания собственников по вопросу проведения реконструкции многоквартирного <адрес>
Заключение межведомственной комиссии от 27.01.2012 N, Постановление администрации <адрес> от <дата> N собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> истцами не оспорены.
Согласно протоколу общего внеочередного собрания собственников помещений дома расположенного по адресу: <адрес> от 31.12.2012 собственниками было принято решение о принятии участия в программе переселения жителей из аварийного жилищного фонда и согласии собственников на переселение из занимаемого жилого помещения в другое с зачетом его стоимости в выкупную цену (л.д. 42 т. 4).
Судом установлено, что администрацией г. Орла собственникам жилых помещений указанного многоквартирного дома 15.05.2012 предъявлено требование о проведении реконструкции дома до 15.03.2013 (л.д. 175 т. 4). Согласно акту от 25.06.2012, составленному должностными лицами администрации г. Орла, на предмет общего проведения внеочередного собрания собственников многоквартирного <адрес>, общее собрание признано несостоявшимся, поскольку присутствующие на нем собственники отказались принимать решения по вопросам проведения реконструкции дома (л.д. 182 т. 4).
Установив вышеуказанные обстоятельства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов в части и возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцам в собственность благоустроенные жилые помещения в г. Орле равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям с зачетом стоимости ранее занимаемых жилых помещений.
Свой вывод суд мотивировал тем, что со стороны администрации г. Орла процедура по изъятию жилых помещений не начата, переселение граждан в маневренный фонд не производилось.
Установив, что истцы являются собственниками жилых помещений в <адрес>, который в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим реконструкции, суд верно пришел к выводу, что обеспечение жилищных прав истцов должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, поскольку оснований для предоставления истцам во внеочередном порядке жилых помещений на условиях договора социального найма не усматривается (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении требований истцов в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению в собственность жилых помещений.
Как усматривается из материалов дела, жилой дом <адрес> поименован в долгосрочной областной целевой программе стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2010 N. Постановлением администрации города Орла от 27.08.12 N указанный дом внесен в реестр многоквартирных домов города Орла, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Кроме того, был включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Орел" в 2012 - 2016 гг.", утвержденную постановлением администрации города Орла от 06.07.12 N, действие которой приостановлено постановлением администрации г. Орла от 22 января 2013 года N. В соответствии с условиями реализации указанных программ, срок действия которых не истек, переселение граждан из аварийного жилья подлежащего сносу или реконструкции должно осуществляться в порядке, установленном ст. 32, 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривалось, что на день вынесения решения срок, установленный ответчиком для проведения реконструкции дома (15.03.2012) не истек, решение об изъятии жилого помещения, предусмотренное ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, органом местного самоуправления не принималось, соглашений о выкупе жилых помещений дома с собственниками не заключалось. Сторонами не оспаривалось, что соглашений о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену администрацией г. Орла с собственниками жилых помещений дома также не имеется.
Из содержания вышеприведенной нормы и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 20 - 22), следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
При применении п. 8 ст. 32 ЖК РФ необходимо руководствоваться подпунктом "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, отсутствия со стороны ответчика признания иска, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований собственников жилых помещений о предоставлении другого благоустроенного жилья взамен аварийного и подлежащего реконструкции и возложения на администрацию города Орла обязанности по предоставлению в собственность им взамен иных жилых помещений.
То обстоятельство, что многоквартирный <адрес> включен в реестр жилых домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не исключает обязанности соблюдения органом местного самоуправления жилищного законодательства, при решении вопроса о переселении граждан или выкупе у собственников жилых помещений.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом решение подлежит отмене в части удовлетворения требований истцов о предоставлении благоустроенных жилых помещений и возложении на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению им в собственность благоустроенных жилых помещений, с зачетом стоимости ранее занимаемых жилых помещений, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части по заявленным истцами ими основаниям.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
Решение Советского районного суда г. Орла от 06.02.2013 в части удовлетворения требований П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. к администрации г. Орла о предоставлении благоустроенных жилых помещений частично и возложении на администрацию г. Орла обязанности предоставить истцам благоустроенные жилые помещения в собственность площадью не менее ранее занимаемой, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения - отменить.
П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. в удовлетворении требований к администрации г. Орла в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.И.КУРЛАЕВА
Судьи
М.Е.ХОМЯКОВА
И.И.КОРОТЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-735
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N 33-735
Докладчик: Курлаева Л.И.
Судья: Макарова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Хомяковой М.Е., Коротченковой И.И.
при секретаре П.С.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. к Администрации г. Орла о предоставлении благоустроенных жилых помещений, по апелляционной жалобе администрации города Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 06 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. к Администрации г. Орла о предоставлении благоустроенных жилых помещений удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить П.В. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...>, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Н. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...> с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Р.Е. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...>, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить К.О. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занимаемой площади <...> с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Д.А.Ю. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее занижаемой площади <...> с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Орла предоставить М.Н. благоустроенное жилое помещение в собственность общей площадью, не менее ранее; занимаемой площади <...>, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации города Орла по доверенности Д.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения К.О., Р.Е., их представителя М.А., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. обратились в суд с исками к администрации города Орла о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Определениями суда гражданские дела по заявлениям указанных лиц объединены в одно производство.
В обоснование своих требований истцы указывали, что они являются жителями <адрес> который по заключению межведомственной комиссии администрации г. Орла был признан ветхим и аварийным, а впоследствии в 2007 году включен в перечень муниципальных жилых домов, требующих переселения граждан.
Ссылались также на то, что дом включен в адресную программу переселения жителей г. Орла из помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания на 2008 - 2011 годы, а также в программу стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года. Впоследствии вышеуказанный дом исключен из программы по причине историко-культурного значения дома. В январе 2012 года Управление городского хозяйства администрации г. Орла уведомило о том, что постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 N дом N <адрес> признан памятником истории и культуры (объектом культурного наследия местного значения), в связи с чем, не может быть включен в какие-либо программы по переселению граждан из ветхого жилья.
В ходе судебного разбирательства истцы в обоснование своей позиции также указывали на то, что постановление администрации г. Орла от 31.12.2009 о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу было признано утратившим силу на основании заключения межведомственной комиссии от 27.01.2012, а указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Ссылались на то, что 25.06.2012 на общем собрании собственников помещений дома было принято решение об отказе от реконструкции по причинам отсутствия денежных средств и нецелесообразности. Вследствие фактического износа дома, 1878 года постройки, существует реальная угроза жизни и здоровью жителей дома. В 2012 году произошло обрушение потолка в доме.
Уточнив заявленные требования окончательно истец П.В. просил обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ему и члену его семьи, жене П.Н., жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> истица Н. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> Р.Е. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и члену ее семьи Р.В. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> истица К.О. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и члену ее семьи К.А. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> истица Д.А.Ю. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и членам ее семьи, ее дочери Д.А.Р., матери ФИО26 жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...> М.Н. просила обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить ей и членам ее семьи, ее дочери ФИО27 внучке ФИО28 жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее <...>
Определением Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечены П.Н., К.А., Р.В., Д.А.Р.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Орла ставит вопрос об отмене решения, как необоснованного и постановленного с нарушением норм материального права.
Указывает на то, что срок реализации муниципальной программы по переселению жителей из аварийного жилья, в которую включен <адрес> не истек, в связи с чем у администрации г. Орла не наступил срок исполнения обязательств по переселению истцов и обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями.
Полагает, что суд не вправе обязать администрацию города Орла обеспечить собственников жилыми помещениями, поскольку закон возлагает на органы местного самоуправления только обязанность по выплате выкупной цены изымаемого аварийного жилого помещения.
Ссылается на то, что соглашение об условиях выкупа жилого помещения с собственниками органом местного самоуправления не заключалось.
Обращает внимание на то, что процедура по изъятию у собственников жилых помещений не соблюдена. Право истцов на получение от администрации г. Орла выкупной стоимости жилых помещений не реализовано и не утрачено. Процедура по изъятию жилых помещений может быть начата администрацией только после истечения срока установленного для выполнения собственниками требований о реконструкции дома.
Полагает, что по указанным основаниям вывод суда о бездействии органа местного самоуправления является необоснованным.
Ссылается на то, что суд не установил наличие оснований для предоставления истцам жилья во внеочередном порядке.
Полагает, что в данном случае истцы малоимущими не признаны для внеочередного получения жилого помещения основания отсутствуют, т.к. дом подлежит реконструкции, а не сносу.
Обращает внимание на то, что решение суда является неисполнимым, т.к. судом не определены условия зачета (доплаты) для соблюдения условий равноценности жилого помещения. Право собственности истцов на занимаемое жилое помещение не прекращено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям).
Согласно п. 42 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно п. 47 вышеуказанного Постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Судом установлено, что истец П.В. является собственником <адрес>, общей площадью <...> Согласно поквартирной карточке в <адрес> зарегистрированы П.В. и его супруга П.Н.
Истице Р.Е. на праве собственности принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью <...> (л.д. 83 т. 3)
Истице К.О. принадлежит на праве общей долевой собственности <...> доля в праве на <адрес>, общей площадью <...> Согласно поквартирной карточке в <адрес> зарегистрированы ФИО5, ФИО13, ФИО1, ФИО12
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии N от 26.12.2002 истице Н. принадлежит на праве собственности <адрес>, общей площадью <...>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N от <дата> М.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности <...> доля в праве на <адрес>, общей площадью <...> Истице Д.А.Ю. (М.А.) принадлежит на праве общей долевой собственности <...> доля в праве на <адрес>. В <адрес> зарегистрированы М.Н., Д.А.Ю. (М.А.), Д.А.Р.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, до 1917 года постройки, имеет два этажа, 17 квартир, общей площадью <...> и 45,22% муниципальной доли в праве собственности.
Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 N "О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области" <адрес> принят на государственную охрану местной категории как памятник истории и культуры г. Орла, в связи с чем, в силу действующего законодательства не подлежит сносу (ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.07.2002 N 73-ФЗ).
Согласно заключению межведомственной комиссии N от 23.12.2009 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Орла N от 31.12.2009 "О дальнейшем использовании жилого дома <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 27.01.2012 N жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Во исполнение заключения межведомственной комиссии было издано Постановление администрации г. Орла от 16.04.2012 N "О дальнейшем использовании многоквартирного жилого <адрес>", в соответствии с которым Постановление администрации города Орла от 31.12.2009 N "О дальнейшем использовании помещений жилого <адрес>" признано утратившим. Жилищному отделу администрации г. Орла было поручено в срок до 30.09.2012 организовать переселение граждан в маневренный фонд на срок проведения реконструкции дома, Управлению коммунальным хозяйством г. Орла было поручено заключить договоры найма жилых помещений маневренного фонда, Орловской городской межведомственной комиссии в срок до 25 мая 2012 года предъявить требования собственникам о реконструкции в срок до 15 марта 2013 года, администрации <адрес> г. Орла и Управлению городского хозяйства с 25.06.2012 - организовать проведение общего собрания собственников по вопросу проведения реконструкции многоквартирного <адрес>
Заключение межведомственной комиссии от 27.01.2012 N, Постановление администрации <адрес> от <дата> N собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> истцами не оспорены.
Согласно протоколу общего внеочередного собрания собственников помещений дома расположенного по адресу: <адрес> от 31.12.2012 собственниками было принято решение о принятии участия в программе переселения жителей из аварийного жилищного фонда и согласии собственников на переселение из занимаемого жилого помещения в другое с зачетом его стоимости в выкупную цену (л.д. 42 т. 4).
Судом установлено, что администрацией г. Орла собственникам жилых помещений указанного многоквартирного дома 15.05.2012 предъявлено требование о проведении реконструкции дома до 15.03.2013 (л.д. 175 т. 4). Согласно акту от 25.06.2012, составленному должностными лицами администрации г. Орла, на предмет общего проведения внеочередного собрания собственников многоквартирного <адрес>, общее собрание признано несостоявшимся, поскольку присутствующие на нем собственники отказались принимать решения по вопросам проведения реконструкции дома (л.д. 182 т. 4).
Установив вышеуказанные обстоятельства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов в части и возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцам в собственность благоустроенные жилые помещения в г. Орле равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям с зачетом стоимости ранее занимаемых жилых помещений.
Свой вывод суд мотивировал тем, что со стороны администрации г. Орла процедура по изъятию жилых помещений не начата, переселение граждан в маневренный фонд не производилось.
Установив, что истцы являются собственниками жилых помещений в <адрес>, который в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим реконструкции, суд верно пришел к выводу, что обеспечение жилищных прав истцов должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, поскольку оснований для предоставления истцам во внеочередном порядке жилых помещений на условиях договора социального найма не усматривается (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении требований истцов в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению в собственность жилых помещений.
Как усматривается из материалов дела, жилой дом <адрес> поименован в долгосрочной областной целевой программе стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2010 N. Постановлением администрации города Орла от 27.08.12 N указанный дом внесен в реестр многоквартирных домов города Орла, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Кроме того, был включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Орел" в 2012 - 2016 гг.", утвержденную постановлением администрации города Орла от 06.07.12 N, действие которой приостановлено постановлением администрации г. Орла от 22 января 2013 года N. В соответствии с условиями реализации указанных программ, срок действия которых не истек, переселение граждан из аварийного жилья подлежащего сносу или реконструкции должно осуществляться в порядке, установленном ст. 32, 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривалось, что на день вынесения решения срок, установленный ответчиком для проведения реконструкции дома (15.03.2012) не истек, решение об изъятии жилого помещения, предусмотренное ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, органом местного самоуправления не принималось, соглашений о выкупе жилых помещений дома с собственниками не заключалось. Сторонами не оспаривалось, что соглашений о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену администрацией г. Орла с собственниками жилых помещений дома также не имеется.
Из содержания вышеприведенной нормы и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 20 - 22), следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
При применении п. 8 ст. 32 ЖК РФ необходимо руководствоваться подпунктом "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, отсутствия со стороны ответчика признания иска, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований собственников жилых помещений о предоставлении другого благоустроенного жилья взамен аварийного и подлежащего реконструкции и возложения на администрацию города Орла обязанности по предоставлению в собственность им взамен иных жилых помещений.
То обстоятельство, что многоквартирный <адрес> включен в реестр жилых домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не исключает обязанности соблюдения органом местного самоуправления жилищного законодательства, при решении вопроса о переселении граждан или выкупе у собственников жилых помещений.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом решение подлежит отмене в части удовлетворения требований истцов о предоставлении благоустроенных жилых помещений и возложении на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению им в собственность благоустроенных жилых помещений, с зачетом стоимости ранее занимаемых жилых помещений, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части по заявленным истцами ими основаниям.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
Решение Советского районного суда г. Орла от 06.02.2013 в части удовлетворения требований П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. к администрации г. Орла о предоставлении благоустроенных жилых помещений частично и возложении на администрацию г. Орла обязанности предоставить истцам благоустроенные жилые помещения в собственность площадью не менее ранее занимаемой, с зачетом стоимости ранее занимаемого жилого помещения - отменить.
П.В., Н., Р.Е., К.О., Д.А.Ю., М.Н. в удовлетворении требований к администрации г. Орла в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.И.КУРЛАЕВА
Судьи
М.Е.ХОМЯКОВА
И.И.КОРОТЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)