Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от Закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3": Говенько Д.А., представителя по доверенности от 15.08.2013;
- от Администрации города Железногорска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3" (ИНН 4633004190, ОГРН 1024601218850) на решение Арбитражного суда Курской области от 12.07.2013 по делу N А35-844/2013 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3" к Администрации города Железногорска (ОГРН 10246012211127) о признании незаконными действий и обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Завод ЖБИ-3") обратилось в Арбитражный суд Курской области к Администрации города Железногорска о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выдаче разрешений на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) в микрорайоне 13 г. Железногорска, содержащегося в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома N 18 (строительный) и разрешение на строительство жилого дома N 19 (строительный), на основании ранее направленных заявлений о выдаче разрешения на строительство N Г-6659 и N Г-6660 от 20.12.2012.
Решением суда от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Закрытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что действия Администрации не соответствуют требованиям ч. 7.1 и ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, поскольку был представлен правоустанавливающий документ - договор аренды N 65 от 29.03.2010. кроме того, данный документ находился в распоряжении администрации. Отказывая в выдаче разрешения на строительство администрация не имела права требовать от застройщика предоставления несуществующих правоустанавливающих документов на несуществующие до 04.02.2013 отдельные земельные участки. На момент отказа в выдаче разрешений на строительство постановлений администрации об утверждении проекта корректировки проекта планировки микрорайона N 13 не существовало, схема раздела земельного участка и схема расположения новых земельных участков также не существовала.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Железногорска указывает, что на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство земельные участки, предназначенные для строительства многоквартирных жилых домов не были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, в связи с чем, правоустанавливающий документ на данные земельные участки отсутствует.
В судебное заседание Администрация города Железногорска не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 20.09.2013 объявлялся перерыв до 24.09.2013 (21.09.2013 и 22.09.2013 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 29.03.2010 между ЗАО "Завод ЖБИ-3" и Администрацией города Железногорска Курской области был заключен договор N 65 аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 данного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:30:000015:27, площадью 175837 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, город Железногорск, микрорайон N 13 для использования в целях застройки жилого микрорайона в границах, указанных в кадастровом паспорте, сроком с 22.03.2010 по 31.12.2012.
27.08.2010 была произведена государственная регистрация указанного договора аренды.
20.12.2012 ЗАО "ЖБИ-3" обратилось в Администрацию г. Железногорска с заявлениями о выдаче разрешения на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) с приложением необходимым документов (вх. NN Г-6659 и Г-6660).
Письмом от 10.01.2013 исх. 3Г/16-1714 Администрация города Железногорска, рассмотрев заявления ЗАО "ЖБИ-3" от 20.12.2012, сообщила об отказе в выдаче разрешений на строительство.
Считая действия Администрации города Железногорска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешений на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) в микрорайоне 13 г. Железногорска, содержащегося в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о выдаче разрешений на строительство жилых домов 4-очереди строительства, жилые дома NN 18, 19, не был предоставлен правоустанавливающий документ на земельные участки, предназначенные для строительства объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов, в связи с чем, отказ администрации города Железногорска, выраженный в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, является обоснованным и соответствующим нормам земельного и градостроительного законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Получение разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства законодатель предусмотрел в целях безопасного осуществления данного вида работ, поэтому жизненный цикл продукции строительного производства (от разработки проектно-строительной документации до возведения объекта капитального строительства и сноса (демонтажа)) отражается документально в строго определенном порядке, с обязательной регламентацией объема и стоимости выполняемых работ, подробной и последовательной фиксацией данных об их исполнении.
Порядок выдачи разрешения на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 этого Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 этого Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 этого Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно ч.ч. 11, 13, 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, комплектность документов, предусмотренных законом для выдачи разрешения на строительство, проверяется уполномоченным органом на стадии на стадии рассмотрения соответствующего заявления о выдаче разрешения на строительство.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Так, из анализа вышеназванных норм, согласно пунктам 2 и 3 части 7 статьи 51 Кодекса к заявлению о выдаче разрешения на строительство в числе других документов должны быть приложены градостроительный план земельного участка и схема его планировочной организации с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы этого плана.
Такая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".
Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка", опубликована и начала действовать с 27.11.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка, наряду с прочими сведениями указываются:
1) границы земельного участка (пп. 1 п. 3);
2) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пп. 3 п. 3);
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент) (пп. 5 п. 3).
Таким образом, градостроительный план земельного участка может быть утвержден только в отношении земельного участка, сведения о границах которого содержатся в государственном кадастре недвижимости. Следовательно, разрешение на строительство также может быть выдано только в отношении объекта, который должен быть построен на таком земельном участке.
В соответствии с п. 6 ст. 43 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, осуществляется в составе проектов межевания территорий.
В качестве основания отказа Администрацией было указано, что ввиду того, что земельный участок был предоставлен в целях застройки жилого микрорайона, отдельные земельные участки, предназначенные для строительства не были сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, в связи с чем, правоустанавливающие документы на данные земельные участки отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что градостроительный план земельного участка и, как следствие, разрешение на строительство объекта капитального строительства, не могут быть утверждены и выданы без формирования и постановки на государственный кадастровый учет отдельного земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования, а также с соблюдением требований предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Постановлением Администрации города Железногорска от 04.02.2013 N 312 был утвержден проект корректировки проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона N 13, которым предусмотрено формирование земельных участков N 2 и N 3 с площадями 12244 кв. м и 7413 кв. м, предназначенных для строительства многоквартирных домов N 18 и N 19.
Письмом от 08.04.2013 вх. N Г-3005 Завод "ЖБИ-3" обратилось в адрес Администрации города Железногорска за утверждением схемы расположения земельных участков микрорайона N 13.
Статьей 46 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Железногорск" Курской области, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 24.11.2009 N 269-4-РД (далее - Правила), установлены требования к предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно карте градостроительного зонирования города Железногорска в части границ территориальных зон (приложение N 1 к Правилам) земельный участок с кадастровым N 46:30:000015:27, предоставленный ЗАО "Завод ЖБИ - 3" для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами от 5-ти до 14-ти этажей).
В соответствии с параметрами, указанными в статье 46 Правил для размещения жилых домов в вышеуказанной зоне необходимо соблюдение требований градостроительных регламентов, а именно:
1) предельная площадь земельного участка;
2) максимальный коэффициент застройки - 40%;
3) максимальная этажность - 14:
4) минимальный коэффициент озеленения - 10%;
5) минимальный отступ от границы земельного участка - 3 м.
Данные предельные параметры разрешенного строительства необходимы для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 43 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, осуществляется в составе проектов межевания территорий.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции было установлено, что раздел земельного участка с кадастровым N 46:30:000015:27 и образование земельных участков, предназначенных для строительства жилых домов N 18, N 19, до настоящего времени не был произведен.
С учетом вышеизложенного, у администрации отсутствовали законные основания для выдачи разрешения на строительство ввиду непредставления Обществом всех необходимых документов.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Администрации города Железногорска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешений на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) в микрорайоне 13 г. Железногорска, содержащегося в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, являются законными и обоснованными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 824 от 08.08.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.07.2013 по делу N А35-844/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N А35-844/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N А35-844/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от Закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3": Говенько Д.А., представителя по доверенности от 15.08.2013;
- от Администрации города Железногорска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3" (ИНН 4633004190, ОГРН 1024601218850) на решение Арбитражного суда Курской области от 12.07.2013 по делу N А35-844/2013 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Закрытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3" к Администрации города Железногорска (ОГРН 10246012211127) о признании незаконными действий и обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Завод ЖБИ-3") обратилось в Арбитражный суд Курской области к Администрации города Железногорска о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выдаче разрешений на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) в микрорайоне 13 г. Железногорска, содержащегося в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома N 18 (строительный) и разрешение на строительство жилого дома N 19 (строительный), на основании ранее направленных заявлений о выдаче разрешения на строительство N Г-6659 и N Г-6660 от 20.12.2012.
Решением суда от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Закрытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что действия Администрации не соответствуют требованиям ч. 7.1 и ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, поскольку был представлен правоустанавливающий документ - договор аренды N 65 от 29.03.2010. кроме того, данный документ находился в распоряжении администрации. Отказывая в выдаче разрешения на строительство администрация не имела права требовать от застройщика предоставления несуществующих правоустанавливающих документов на несуществующие до 04.02.2013 отдельные земельные участки. На момент отказа в выдаче разрешений на строительство постановлений администрации об утверждении проекта корректировки проекта планировки микрорайона N 13 не существовало, схема раздела земельного участка и схема расположения новых земельных участков также не существовала.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Железногорска указывает, что на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство земельные участки, предназначенные для строительства многоквартирных жилых домов не были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, в связи с чем, правоустанавливающий документ на данные земельные участки отсутствует.
В судебное заседание Администрация города Железногорска не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 20.09.2013 объявлялся перерыв до 24.09.2013 (21.09.2013 и 22.09.2013 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 29.03.2010 между ЗАО "Завод ЖБИ-3" и Администрацией города Железногорска Курской области был заключен договор N 65 аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 данного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:30:000015:27, площадью 175837 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, город Железногорск, микрорайон N 13 для использования в целях застройки жилого микрорайона в границах, указанных в кадастровом паспорте, сроком с 22.03.2010 по 31.12.2012.
27.08.2010 была произведена государственная регистрация указанного договора аренды.
20.12.2012 ЗАО "ЖБИ-3" обратилось в Администрацию г. Железногорска с заявлениями о выдаче разрешения на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) с приложением необходимым документов (вх. NN Г-6659 и Г-6660).
Письмом от 10.01.2013 исх. 3Г/16-1714 Администрация города Железногорска, рассмотрев заявления ЗАО "ЖБИ-3" от 20.12.2012, сообщила об отказе в выдаче разрешений на строительство.
Считая действия Администрации города Железногорска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешений на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) в микрорайоне 13 г. Железногорска, содержащегося в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о выдаче разрешений на строительство жилых домов 4-очереди строительства, жилые дома NN 18, 19, не был предоставлен правоустанавливающий документ на земельные участки, предназначенные для строительства объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов, в связи с чем, отказ администрации города Железногорска, выраженный в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, является обоснованным и соответствующим нормам земельного и градостроительного законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Получение разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства законодатель предусмотрел в целях безопасного осуществления данного вида работ, поэтому жизненный цикл продукции строительного производства (от разработки проектно-строительной документации до возведения объекта капитального строительства и сноса (демонтажа)) отражается документально в строго определенном порядке, с обязательной регламентацией объема и стоимости выполняемых работ, подробной и последовательной фиксацией данных об их исполнении.
Порядок выдачи разрешения на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 этого Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 этого Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 этого Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно ч.ч. 11, 13, 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, комплектность документов, предусмотренных законом для выдачи разрешения на строительство, проверяется уполномоченным органом на стадии на стадии рассмотрения соответствующего заявления о выдаче разрешения на строительство.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Так, из анализа вышеназванных норм, согласно пунктам 2 и 3 части 7 статьи 51 Кодекса к заявлению о выдаче разрешения на строительство в числе других документов должны быть приложены градостроительный план земельного участка и схема его планировочной организации с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы этого плана.
Такая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".
Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка", опубликована и начала действовать с 27.11.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка, наряду с прочими сведениями указываются:
1) границы земельного участка (пп. 1 п. 3);
2) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пп. 3 п. 3);
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент) (пп. 5 п. 3).
Таким образом, градостроительный план земельного участка может быть утвержден только в отношении земельного участка, сведения о границах которого содержатся в государственном кадастре недвижимости. Следовательно, разрешение на строительство также может быть выдано только в отношении объекта, который должен быть построен на таком земельном участке.
В соответствии с п. 6 ст. 43 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, осуществляется в составе проектов межевания территорий.
В качестве основания отказа Администрацией было указано, что ввиду того, что земельный участок был предоставлен в целях застройки жилого микрорайона, отдельные земельные участки, предназначенные для строительства не были сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, в связи с чем, правоустанавливающие документы на данные земельные участки отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что градостроительный план земельного участка и, как следствие, разрешение на строительство объекта капитального строительства, не могут быть утверждены и выданы без формирования и постановки на государственный кадастровый учет отдельного земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования, а также с соблюдением требований предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Постановлением Администрации города Железногорска от 04.02.2013 N 312 был утвержден проект корректировки проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона N 13, которым предусмотрено формирование земельных участков N 2 и N 3 с площадями 12244 кв. м и 7413 кв. м, предназначенных для строительства многоквартирных домов N 18 и N 19.
Письмом от 08.04.2013 вх. N Г-3005 Завод "ЖБИ-3" обратилось в адрес Администрации города Железногорска за утверждением схемы расположения земельных участков микрорайона N 13.
Статьей 46 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Железногорск" Курской области, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 24.11.2009 N 269-4-РД (далее - Правила), установлены требования к предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно карте градостроительного зонирования города Железногорска в части границ территориальных зон (приложение N 1 к Правилам) земельный участок с кадастровым N 46:30:000015:27, предоставленный ЗАО "Завод ЖБИ - 3" для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами от 5-ти до 14-ти этажей).
В соответствии с параметрами, указанными в статье 46 Правил для размещения жилых домов в вышеуказанной зоне необходимо соблюдение требований градостроительных регламентов, а именно:
1) предельная площадь земельного участка;
2) максимальный коэффициент застройки - 40%;
3) максимальная этажность - 14:
4) минимальный коэффициент озеленения - 10%;
5) минимальный отступ от границы земельного участка - 3 м.
Данные предельные параметры разрешенного строительства необходимы для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 43 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, осуществляется в составе проектов межевания территорий.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции было установлено, что раздел земельного участка с кадастровым N 46:30:000015:27 и образование земельных участков, предназначенных для строительства жилых домов N 18, N 19, до настоящего времени не был произведен.
С учетом вышеизложенного, у администрации отсутствовали законные основания для выдачи разрешения на строительство ввиду непредставления Обществом всех необходимых документов.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Администрации города Железногорска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешений на строительство жилого дома N 18 (строительный) и жилого дома N 19 (строительный) в микрорайоне 13 г. Железногорска, содержащегося в письме исх. N Г/16-1714 от 29.12.2012, являются законными и обоснованными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 824 от 08.08.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.07.2013 по делу N А35-844/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)