Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N А33-3798/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N А33-3798/2011


Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Радзиховской В.В.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савицкас Н.В.,
при участии:
от ответчика (ООО Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс") - Мячиковой Т.А. - представителя по доверенности N 420 от 14.11.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" мая 2013 года по делу N А33-3798/2011, принятое судьей Севрюковой Н.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" (ОГРН 1092468047242, ИНН 2460219194; далее - истец, ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Железнодорожного района "Жилищно-коммунальный ресурс" (ОГРН 1052460025419, ИНН 2460067897; далее - ответчик, ООО Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс"), согласно которому просит:
1. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" по акту передачи следующие документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 105:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;
- - проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция, перепланировка) многоквартирного дома;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения;
- - исполнительные чертежи контуров заземления;
- - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- 2. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" по акту передачи следующие документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения;
- - акты установки и вода в эксплуатацию повышающих насосов на системе отопления и ГВС на двух элеваторных узлах дома 100 по ул. Ломоносова.
Решением суда от 30.05.2013 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 30 мая 2013 года и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, у ответчика отсутствует безусловная обязанность по соблюдению "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда"; Часть документов, которые суд обязывает передать, уже до рассмотрения дела в суде добровольно были переданы ответчиком истцу, в материалы дела представлены доказательства (сводный акт N 1 от 18.07.2012, опись вложения в почтовую бандероль от 18.07.2012, акт от 28.02.2013); кроме того в обоснование своей позиции указывает, что истец не доказал факт наличия у ответчика всей перечисленной в иске учетной, управленческой и технической документации, по мнению ответчика, обжалуемое решение не исполнимо.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.07.2013 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 21.08.2013. Определение суда от 21.08.2013 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 09.09.2013.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 - 15 час. 16.09.2013. Об объявленном перерыве судом сделано публичное извещение путем размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По окончании перерыва рассмотрение дела продолжено.
Учитывая, что истец уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя истца в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции возвращены ответчику представленные документы (копия описи вложения, письмо от 18.07.2012, квитанция от 18.07.2012, копия акта от 28.02.2013 о сдачи документов на почту, копия определения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19.12.2012), в связи с тем, что указанные документы имеются в материалах дела и частью 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено представление копий указанных документов повторно, копии данных документов подлежат возврату заявителю.
Суд апелляционной инстанции в целях полного и объективного рассмотрения дела, установления фактических обстоятельств, счел возможным приобщить к материалам дела представленную ответчиком копию выписки из технического паспорта строения - жилого дома по адресу пр. Мира, дом N 105.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
в соответствии с протоколом N 2 от 02.06.2010 заочного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7", а также принято решение об утверждении проекта договора и условия его заключения с управляющей компанией и заключении договора не позднее 30 дней со дня уведомления ООО КУ "Жилкомресурс" о передачи дома и выборе новой управляющей компании, а также требования о передачи всей документации по жилому дому 100 по ул. Ломоносова.
В материалы дела представлены уведомление о проведении общего собрания собственником помещений, реестр вручение уведомлений о проведении внеочередного собрания.
Письмами от 04.06.2010 N 1-1, от 05.06.2010 N 10 истец обратился к ответчику с заявлением о передачи технической, бухгалтерской и иной документации на многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100.
В соответствии с протоколом N 2 от 06.07.2010 заочного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 105, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7", а также принято решение об утверждении проекта договора и условия его заключения с управляющей компанией и заключении договора не позднее 30 дней со дня уведомления ООО КУ "Жилкомресурс" о передачи дома и выборе новой управляющей компании, а также требования о передачи всей документации по жилому дому 105 по ул. Ломоносова.
В материалы дела представлены уведомление о проведении общего собрания собственником помещений, реестр вручение уведомлений о проведении внеочередного собрания.
Письмом от 09.07.2010 N 22 истец обратился к ответчику с заявлением о передачи технической, бухгалтерской и иной документации на многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Мира, 105.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30.07.2012, оставленным в силу апелляционным определением Красноярского краевого суда от 22.10.2012, признан действующим с 01.06.2010 договор управления многоквартирным домом от 12.01.2011, заключенный между ООО УК "Жилкомресурс" и Бурдинской Олесей Сергеевной.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 30.05.2012 договор на управление многоквартирным домом 105 по пр. Мира от 28.03.2007 признан расторгнутым с 12.08.2010.
Ссылаясь на неисполнение ООО "Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" своей обязанности, предусмотренной статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по передаче технической документации ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" обратилось с иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания указанной нормы права следует, что законодатель предоставил собственникам помещений в многоквартирном доме право в любое время изменить способ управления домом.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены два способа принятия решений общим собранием собственников: очное голосование (личное совместное присутствие собственников для обсуждения и принятия решения по пунктам повестки дня) и заочное голосование (выявление мнения собственников способом письменного опроса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Из данной нормы Кодекса следует, что кворум определяется исходя из участия в голосовании собственников как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании (статья 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100, проведенного в форме заочного голосования, принято решение о выборе в качестве управляющей организации выбрано ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7", а также принято решение об утверждении проекта договора и условия его заключения с управляющей компанией и заключении договора не позднее 30 дней со дня уведомления ООО КУ "Жилкомресурс" о передачи дома и выборе новой управляющей компании, а также требования о передачи всей документации по жилому дому 100 по ул. Ломоносова.
Кроме того, в соответствии с протоколом N 2 от 06.07.2010 заочного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 105, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7", а также принято решение об утверждении проекта договора и условия его заключения с управляющей компанией и заключении договора не позднее 30 дней со дня уведомления ООО КУ "Жилкомресурс" о передачи дома и выборе новой управляющей компании, а также требования о передачи всей документации по жилому дому 105 по пр.Мира.
В подтверждение того обстоятельства, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу:: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100, в форме заочного голосования выбрали в качестве способа управления - управление ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" представлен протокол общего собрания собственников помещений N 2 от 02.06.2010.
Согласно указанному протоколу большинством голосов собственники выбрали в качестве способа управления - управление ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7". Правомочность решений принятых на собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100 ответчиком не оспаривается.
Кроме того, в подтверждение того обстоятельства, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 105, в форме заочного голосования выбрали в качестве способа управления - управление ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" представлен протокол общего собрания собственников помещений N 2 от 06.07.2010.
Согласно указанному протоколу большинством голосов собственники выбрали в качестве способа управления - управление ООО "Управляющая компания "Жилищный трест N 7". Правомочность решений принятых на собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 105 ответчиком не оспаривается.
Истцом в материалы дела представлен протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова. 100, согласно которому общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме принявших участие в голосовании составляет 127 голосов (65,24% от общего числа голосов). Таким образом, кворум для голосования имелся. За принятие решений по вопросам повестки дня, проголосовали большинством голосов от общего числа голосов.
Также, истцом в материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 105, согласно которому общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме принявших участие в голосовании составляет 50 голосов (68,07% от общего числа голосов). Таким образом, кворум для голосования имелся. За принятие решений по вопросам повестки дня, проголосовали большинством голосов от общего числа голосов.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, согласно представленным в материалы дела доказательствам, решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100; пр. Мира, 105, приняты в установленном законом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании.
Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивает собственников жилья в многоквартирном доме в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Из материалов дела не усматривается оспаривание в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, кем-либо из собственников помещений решений указанных общих собраний. Решения собрания собственников помещений от 02.06.2010, от 06.07.2010 в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, не оспорено, недействительным не признано.
Поскольку решения общего собрания от 02.06.2010, от 06.07.2010 в установленном законом порядке недействительными не признаны, у истца возникло право на управление указанным домом, а у ответчика обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Учитывая, что техническая документация и иные документы не были переданы ответчиком истцу, исковые требования являются обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), а также пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В частности, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с разделом 1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документация жилых домов относятся:
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
Суд первой инстанции установив, что документы, требование о передаче которых заявлено истцом, относятся к документам технической документации и иным документам, связанным с управлением многоквартирными домами, подлежат передаче ответчиком истцу, удовлетворил исковые требования о передаче технической документации.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что истцом в адрес ответчика направлены письмом от 18.07.2012 (сводный акт N 1 от 18.07.2012, опись вложения в почтовую бандероль от 18.07.2012, акт б/н от 28.02.2013 - т. 3 л.д. 44-46) документы, а именно: сводный кадастровый план (карта) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра по дому N 105, пр. Мира, г. Красноярска, истец не отрицает их получение, в связи с чем, нет оснований в удовлетворении иска в части обязании передачи документов - сводный кадастровый план (карта) земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Кроме того, судом апелляционной инстанции приняты доводы ответчика об отсутствии оснований для передачи инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, поскольку ее составление на спорный жилой дом не было предусмотрено (с учетом года постройки домов).
Разрешение на введение в эксплуатацию спорного многоквартирного дома N 105, пр.Мира, получено ранее 01.07.2007. Таким образом, учитывая, что действие подпункта "г" пункта 24 Правил N 491 распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 01.07.2007, оснований для передачи истцу инструкции по эксплуатации многоквартирного дома не имеется, в связи с чем, не подлежит удовлетворению иск в части обязания ответчика передать инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Также, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нет оснований для удовлетворения иска в части обязания передать истцу акты установки и ввода в эксплуатацию повышающих насосов на системе отопления и ГВС на двух элеваторных узлах дома N 100 по ул. Ломоносова, поскольку истцом не представлены доказательства наличия актов установки и ввода в эксплуатацию повышающих насосов на системе отопления и ГВС на двух элеваторных узлах дома N 100 по ул. Ломоносова, г. Красноярска.
Ввиду отсутствия доказательств наличия сервитута, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика передать документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка.
Жилищный кодекс Российской Федерации не регламентирует процедуру передачи технической документации управляющей компании (кто и в какой срок передает, а также перечень технической документации, подлежащей передаче).
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору.
Обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление жилым домом, статьей 162 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрена. Соответственно, обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту организацию, у которой она имелась.
В данном случае истец не заявил требований о восстановлении утраченных документов. Его требования сводятся к тому, что ответчик, осуществляя свою деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, обязан был иметь всю вышеперечисленную документацию. Поскольку собственники расторгли с ответчиком договор управления, выбрали истца в качестве новой управляющей организации, именно ответчик по требованию истца обязан предоставить ему данные документы в силу закона.
Таким образом, апелляционная инстанция признает обоснованными вышеперечисленные доводы подателя жалобы и считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Довод ответчика о том, что формулировка "документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту", а также "сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт" отсутствует в тексте Постановления N 491, отклонен судом апелляционной инстанции, так как в пункту 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 не указано, что приведенный в нем перечень документов является исчерпывающим, а ответчиком не доказано, что истребуемые истцом документы не относятся к технической документации на многоквартирный дом.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции, без наличия доказательств о наличии перепланировки в доме, в отсутствие требований в Постановления N 491 о передачи документов по перепланировке, произвольно и бездоказательно сформировал требование - передать проектную документацию, в соответствии с которой произведено строительство (реконструкция, перепланировка) многоквартирного дома, поскольку пунктом 24 "а" в Постановления N 491 предусматривает предоставление указанных документов. Отсутствие перепланировок, реконструкций документально ответчиком не подтверждено.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у последнего истребуемых документов отклоняются апелляционным судом, так как нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, в случае предъявления требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору. Отсутствие всех или отдельных документов у ответчика не может служить основанием для отказа в указанных требованиях истца, поскольку отсутствие или утрата истребуемой от ответчика документации, само по себе, не может являться основанием для прекращения обязанности, установленной частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поэтому судом апелляционной инстанции отклоняются.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 30 мая 2013 года подлежит изменению, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права (пункты 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска на истца и ответчика по 2000 рублей с каждого, по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей - на истца. Учитывая, что истцом по иску уплачена государственная пошлина в размере 4000 рублей, а ответчиком за рассмотрение апелляционной - 2000 рублей, суд апелляционной инстанции произвел зачет судебных расходов по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" мая 2013 года по делу N А33-3798/2011 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (ОГРН 1052460025419, ИНН 2460067897) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный трест N 7" (ИНН 2460219194, ОГРН 1092468047242) по акту передачи следующие документы:
1. на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 105:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция, перепланировка) многоквартирного дома;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения;
- - исполнительные чертежи контуров заземления;
- - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- 2. на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ломоносова, 100:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ

Судьи
О.В.МАГДА
Н.Н.БЕЛАН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)