Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N А35-146/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N А35-146/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Чаусовой Е.Н.
судей Радюгиной Е.А., Ермакова М.Н.
при участии в заседании:
от ООО "Управляющая компания города Курска" (ОГРН 1084632006326; г. Курск, ул. Школьная, д. 7) Кораблина В.В. - представителя (доверенность от 23.11.2012 г. N 1, пост.),
от Инспекции ФНС России по г. Курску (г. Курск, ул. Энгельса, д. 115) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2012 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А35-146/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по г. Курску от 14.10.2011 г. N 13-04/2779, N 335 и требования об уплате налогов от 17.12.2011 г. N 20875.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.11.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Курску по результатам камеральной проверки представленной ООО "Управляющая компания города Курска" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года составлен акт проверки 29.07.2011 г. N 18338 и приняты решения от 14.10.2011 г. N 13-04/2779 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, N 335 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 102770 руб.
Решениями Управления ФНС России по Курской области от 02.12.2011 г. N 732 и от 05.05.2012 г. N 195 решения инспекции оставлены без изменения.
На основании решения от 14.10.2011 г. N 13-04/2779 налогоплательщику предъявлено требование от 17.12.2011 г. N 20875.
Не согласившись с решениями инспекции, ООО "Управляющая компания города Курска" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование принятых решений положены выводы налогового органа о неправомерном предъявлении плательщиком к налоговому вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного им контрагентам - подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов за счет денежных средств, полученных обществом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ.
Признавая несостоятельными эти выводы инспекции, суды обоснованно исходили из следующего.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением администрации Курской области от 29.05.2008 г. N 157 "О разработке адресной программы Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год" и постановлением администрации Курской области от 07.06.2008 г. N 170 утверждена Адресная программа Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 - 2010 годы и рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований предусматривать финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и утвержденной Адресной программой Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год.
В целях исполнения данного постановления администрацией города Курска принято постановление от 07.06.2008 г. N 1287 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 г. N 1673 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и Порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома".
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 г. N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования город Курск на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Данные субсидии, согласно указанному постановлению, носят целевой характер и могут быть использованы только на: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; разработку проектной документации для капитального ремонта; проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Получатели субсидий не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на цели, не предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка (пункт 14 постановления).
Пунктом 9 постановления установлено, что перечисление субсидии из бюджета города Курска осуществляется на основании заключенного соглашения. Комитет ЖКХ в порядке, установленном для исполнения бюджета муниципального образования город Курск, в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, перечисляет средства на отдельный банковский счет в кредитной организации получателям субсидий.
Контроль за расходованием получателями вышеуказанных субсидий осуществляется Комитетом ЖКХ города Курска (пункт 20 постановления) на основе сбора и анализа отчетности о ходе выполнения капитального ремонта многоквартирного дома, предоставляемой получателем субсидий распорядителю субсидий, а именно, отчет о ходе реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске (оперативная еженедельная информация, квартальный отчет, годовой отчет) и отчет о расходовании средств фонда и средств бюджета муниципального образования город Курск на реализацию региональной адресной программы (до 2-го числа месяца, следующего за отчетным) (пункт 16 постановления).
Исходя из указанных положений и положений Федерального закона N 185-ФЗ, суды обоснованно указали, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в рассматриваемом порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Судами установлено, что в рамках осуществления своей уставной деятельности общество, являясь управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, осуществляло капитальный ремонт находящихся в его управлении жилых домов с привлечением подрядных организаций.
Оплата выполненных ремонтных работ частично произведена за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах (5% стоимости работ), частично (95% стоимости работ) - за счет денежных средств, выделенных обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Полученные от собственников жилья за капитальный ремонт денежные средства включены в налогооблагаемую базу, о чем указано в решении инспекции.
Выполненные работы по капитальному ремонту приняты обществом от подрядчиков, отражены в бухгалтерском учете и, в свою очередь, переданы собственникам квартир, что подтверждается материалами дела.
Суды правомерно отклонили доводы налогового органа об отсутствии у общества права на вычет, мотивированные тем, что получение плательщиком денежных средств в рамках целевого финансирования капитального ремонта не связано с реализацией товаров (работ, услуг), и субсидии не включаются в налоговую базу, поскольку эти обстоятельства не означают, что осуществляемые обществом операции по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, так как это противоречит положениям статей 146 и 154 НК РФ. При этом право плательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств при условии соблюдения обществом порядка предъявления к налоговому вычету сумм налогу.
Выводы инспекции о том, что обществом не осуществлялась реализация подрядных работ собственникам помещений, безосновательны, так как общество, как управляющая организация, выступало в роли заказчика при заключении с подрядчиками договоров на выполнение работ по капитальному ремонту, которые затем были переданы собственникам жилья во исполнение перед ними своих обязательств.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2012 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 г. по делу N А35-146/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
М.Н.ЕРМАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)