Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2013 ПО ДЕЛУ N А42-8156/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N А42-8156/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьи лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20619/2013) Министерства финансов Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.08.2013 по делу N А42-8156/2012 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску (заявлению) Комитета по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска
к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области
- третьи лица: 1) Министерство труда и социального развития Мурманской области;
2) Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области,
3) Муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр",
4) Государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска"
- о взыскании убытков

установил:

Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - истец, Комитет, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Профсоюзов, дом 20, ОГРН 1055100224519) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - ответчик, Министерство, место нахождения: 183038, город Мурманск, проспект Ленина, дом 89, ОГРН 1025100863160), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 1 225 руб. 08 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Мурманской области (далее - Минтруда), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр" (далее - МУП "МРИВЦ") и государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" (далее - Центр социальной поддержки).
Решением суда от 02.08.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Мурманской области просит отменить решение суда по настоящему делу, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права - статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в действиях Министерства финансов Мурманской области не содержалось элементов незаконности, все свои обязательства по финансированию Министерство выполнило в полном объеме. По мнению подателя жалобы, убытки возникли в результате бездействия самого истца, который имел возможность обратиться за возмещением расходов в период с 01.04.2010 по 30.06.2010, однако не воспользовался данной возможностью. Кроме того, по мнению Министерства, не доказан размер убытков.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Минтруда и Управление Федерального казначейства по Мурманской области в представленных письменных отзывах поддержали доводы жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23 декабря 2009 года между Комитетом и Центром социальной поддержки заключен договор N 1р, согласно которому Центр возмещает расходы по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая расходы на приобретение топлива в дома, не имеющие центрального отопления) в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", Законом Мурманской области от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг", постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области".
Перечень поставщиков коммунальных услуг указан в приложении N 4 к договору. Договор действует до 31.12.2010 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.11.2009.
В соответствии с условиями названного договора Комитет не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Центру социальной поддержки список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки (пункт 2.1.1 договора). Центр в течение 5 рабочих дней проводит автоматизированную сверку и составляет акт, подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и сумму расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, подлежащую возмещению (пункт 2.2.1 договора). На основании результатов сверки Комитет выставляет Центру счета для возмещения расходов.
По итогам проведенных сверок Центр социальной поддержки не подтвердил в полном объеме численность граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с ноября по декабрь 2009 года, и отказал Комитету в возмещении расходов в размере 675214 руб. 67 коп., связанных с предоставлением населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период.
Считая, что предоставление льгот, предусмотренных законами Мурманской области, повлекло возникновение убытков в связи с тем, что денежные средства поставщикам коммунальных услуг, перечисленных в приложении N 4 к договору N 1-р, были перечислены в полном объеме, Комитет обратился в суд с настоящим иском о взыскании 675214 руб. 67 коп. убытков.
Вместе с тем, после проведенной по настоянию суда первой инстанции сверки расчетов сумма исковых требований уменьшена истцом до 1225 руб. 08 коп. (том 6, л.д. 36-38).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Законами Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО, от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО отдельным категориям граждан (ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, многодетные семьи) предоставлены льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки..." утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (далее - Правила).
Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 6 Правил возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными органами социальной защиты населения Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами соцзащиты на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. Учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, по месту жительства (пребывания) ведут территориальные органы соцзащиты (пункты 7, 8 Правил).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в спорный период между Комитетом и ресурсоснабжающими организациями (приложение N 4 к договору от 23.12.2009 N 1р) были заключены и действовали договоры предоставления коммунальных услуг населению.
Начисление платы за коммунальные услуги осуществлялось МУП "МРИВЦ", располагающим соответствующей базой данных и осуществляющим формирование единого платежного документа. МУП "МРИВЦ" производило расчет льгот и формировало выходные формы, которые в соответствии с договором от 23.12.2009 N 1р направлялись в Центр социальной поддержки для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан. По итогам автоматизированной сверки ресурсоснабжающим предприятиям перечислялись средства для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки населения.
Поскольку право части граждан на получение мер социальной поддержки своевременно подтверждено не было, расходы Комитета, связанные с предоставлением льгот, не были возмещены в полном объеме.
Перечень граждан, в отношении которых было необоснованно отказано в предоставлении льготы за ноябрь - декабрь 2009 года, подтвержден актом трехсторонней сверки между Комитетом, Центром социальной поддержки и МУП "МРИВЦ", проведенной во исполнение определения суда первой инстанции (том 5, л.д. 141-142, том 6, л.д. 39-46).
Отказ в предоставлении льготы привел к возникновению у Комитета убытков в размере 1 225 руб. 08 коп., в том числе: ОАО "Мурманская ТЭЦ" в размере 831 руб. 28 коп.; ГОУТП "ТЭКОС" - 381 руб. 57 коп.; ОАО "Мурманский морской рыбный порт" - 9 руб. 64 коп.; ОАО "ЖСК" - 2 руб. 47 коп.; 0,12 руб. - плата за социальный наем.
Таким образом, материалами дела, в том числе проведенной сверкой расчетов подтверждена незаконность отказа Центром социальной поддержки в предоставлением мер социальной поддержки части граждан, что повлекло возникновение у истца убытков в размере 1225 руб. 08 коп.
Размер убытков подтверждается также ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, счетами ресурсоснабжающих организаций, предъявленными истцу, результатами сверки с Центром социальной поддержки, платежными поручениями, в связи с чем суд обоснованно отклонил доводы ответчика и третьих лиц о недоказанности наличия убытков и их размера.
Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусматривает, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, Комитет, как исполнитель коммунальных услуг, от своего имени заключал договоры с ресурсоснабжающими организациями. Объем и стоимость приобретенных истцом коммунальных ресурсов (тепловой энергии, питьевой воды, услуг приема сточных вод и т.д.) подтверждаются представленными доказательствами.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В названном Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 также разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области" признано утратившим силу с 01.07.2010 в связи с изданием постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2010 N 160-ПП "О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Мурманской области и правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области".
С момента вступления в силу постановления от 14.04.2010 N 160-ПП меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются непосредственно этим гражданам Центрами социальной поддержки населения. Возмещение расходов исполнителям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению, не производится.
Вместе с тем, заявленные к возмещению в рассматриваемом деле убытки возникли до вступления в силу вышеназванного постановления от 14.04.2010 N 160-ПП, в период, когда возмещение расходов производилось исполнителям жилищно-коммунальных услуг.
Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком и третьими лицами, перечисленные в 2009 году средства из областного бюджета Министерству труда и социального развития Мурманской области возвращены в областной бюджет в связи с окончанием финансового года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что иск правомерно заявлен к публично-правовому образованию - Мурманской области, от именно которого выступает Министерство финансов Мурманской области. Судом также не установлено пропуска Комитетом срока исковой давности в отношении заявленного требования.
Апелляционная жалоба по сути содержит те же доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Суд, правильно применив нормы материального права и оценив представленные доказательства, обоснованно удовлетворил исковые требования Комитета. Правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 августа 2013 года по делу N А42-8156/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)