Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2013 ПО ДЕЛУ N А21-10734/2011

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. по делу N А21-10734/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Дмитриева В.В. и Сосниной О.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" Баландина С.В. (доверенность от 10.01.2013), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 10.01.2013 N 209), от Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 20.11.2012 N 207/835д) и Щекина Д.В. (доверенность от 06.02.2013 N 212/1631), рассмотрев 24.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.03.2013 (судья Мельник И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (судьи Слобожанина В.Б., Аносова Н.В., Черемошкина В.В.) по делу N А21-10734/2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест", место нахождения: 236029, Калининград, ул. Ф. Воейкова, д. 11, ОГРН 1063905089731 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342 (далее - Учреждение), о взыскании 4 225 556,91 руб. задолженности по оплате услуг по содержанию общего имущества находящихся в Калининграде жилых домов N 30 и 33 по ул. Согласия, N 94, 96, 100 и 102 по ул. Гайдара, N 34, 36 и 38 по ул. Генерала Челнокова, N 2, 6-9, 12, 14, 16 по ул. Ю. Маточкина (далее - многоквартирные дома).
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2012 дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 определение от 29.05.2012 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Калининградской области для рассмотрения по существу.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 30.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Министерство).
До принятия решения по делу Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просило с Учреждения взыскать 4 263 689,22 руб. неосновательного обогащения, а при недостаточности его средств в порядке субсидиарной ответственности - с казны Российской Федерации в лице Министерства.
Решением от 01.03.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение от 01.03.2013 и постановление от 01.07.2013 и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы ее податель сослался на следующее:
- - истец не доказал факт принадлежности многоквартирных домов Учреждению, а также факт оказания услуг и их объем;
- - суд первой инстанции в нарушение требований статей 49 и 65 АПК РФ удовлетворил ходатайство истца об увеличении размера исковых требований.
В судебном заседании представители Министерства и Учреждения поддержали кассационную жалобу, представитель Общества возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 07.06.2006 N 524-р "О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации", за федеральным государственным учреждением "Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Калининградская КЭЧ) закреплено на праве оперативного управления находящиеся в военных городках 713 объектов недвижимого имущества, в том числе многоквартирные дома.
Управление многоквартирными домами осуществляло Общество, что ответчиками не оспаривалось.
Между Обществом (управляющей организацией) и Калининградской КЭЧ, действующей от имени и в интересах собственника - Российской Федерации, заключены договоры на содержание, ремонт и управление многоквартирным домами от 31.08.2009 N 15, от 01.09.2009 N 16, от 30.11.2009 N 20 и 22, от 15.11.2009 N 23, от 01.12.2010 N 31 и от 15.01.2010 N 32 (далее - договоры на управление), в соответствии с условиями которых Общество обязалось оказывать услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику и иным пользователям, на законных основаниях пользующимся помещениями собственника, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
Приложениями к договорам на управление их стороны определили перечень и стоимость обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Договорами на управление предусмотрены:
- - обязанность Общества требовать от потребителей своевременной и полной уплаты стоимости предоставленных услуг, в том числе взыскивать в судебном порядке с нанимателей жилых помещений задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 4.2.5);
- - обязанность потребителей производить оплату за коммунальные услуги (тепло, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение) специализированным предприятиям и управляющей организации за ремонт, содержание и управление общим имуществом многоквартирных домов (пункт 5.1).
Исполняя условия договоров на управление, Общество с открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" заключило договор энергоснабжения от 03.11.2009 N 3302, с муниципальным унитарным предприятием коммунального хозяйства "Калининградтеплосеть" - договор снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть от 02.10.2009 N 2164/Н, с обществом с ограниченной ответственностью "ОТИС Лифт" - договор по техническому обслуживанию лифтового оборудования" от 01.12.2009 N 279.
На основании приказа Министерства от 17.12.2010 N 1871 произведена реорганизация Калининградской КЭЧ путем ее присоединения 01.09.2011 к федеральному государственному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, впоследствии переименованному в Учреждение.
До прекращения деятельности Калининградской КЭЧ ею с Обществом был составлен акт взаимных расчетов за период январь - август 2011 гг. по услугам содержания общего имущества многоквартирных домов незаселенного жилищного фонда, в соответствии с которым на 31.08.2011 задолженность первой перед вторым по оплате услуг по обслуживанию лифтов и жилья, тепло- и электроснабжению составила 4 225 556,91 руб.
Поскольку в связи с универсальным правопреемством все права и обязанности Калининградской КЭЧ, вытекающие из договоров на управление, перешли к Учреждению, то Общество направило последнему счет от 30.09.2011 N 01 на оплату оказанных в период с января по август 2011 г. услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, стоимость которых была рассчитана в отношении незаселенных квартир.
Ссылаясь на неоплату этого счета, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Вместе с тем в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Таким образом, плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные услуги вносят управляющей организации не собственники, а наниматели жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Собственники же несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 по делу N ВАС-15066/12.
Как видно из материалов дела, Обществом заявлены требования о взыскании задолженности по оплате оказанных в период с января по август 2011 г. услуг по обслуживанию многоквартирных домов, принадлежащих на праве оперативного управления Учреждению, в отношении незаселенных квартир.
Ответчики, возражая против удовлетворения иска, сослались на то, что жилые помещения в многоквартирных домах заселены гражданами по договорам социального найма.
Из представленной федеральным государственным казенным учреждением "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны в материалы дела информации следует, что действительно в отношении жилых помещений многоквартирных домов в период с 2007 г. по 2012 г. заключены договоры социального найма (т.д. 4, л. 2 - 65).
Исходя из этого истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и представил расчет начислений по незаселенным квартирам (т.д. 4, л. 106 - 150; т.д. 5, л. 1 - 153; т.д. 6, л. 1 - 147), где указал номера незаселенных квартир в многоквартирных домах, их общую площадь, вид оказанных услуг, тариф и общую сумму стоимости оказанных услуг по каждой из квартир.
Ответчики в нарушение требований статьи 65 АПК РФ указанный расчет не оспорили, доказательств того, что многоквартирные дома не находятся в оперативном управлении Учреждения, что в спорный период управление этими многоквартирными домами осуществляло не Общество, а иная управляющая организация, а также того, что услуги Обществом оказаны с ненадлежащим качеством, суду не представили.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, и руководствуясь статьями 120, 210 и 249 ГК РФ правомерно иск Общества к Учреждению удовлетворил, возложив субсидиарную ответственность за неисполнение Учреждением денежного обязательства на Российскую Федерацию в лице Министерства.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А21-10734/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.АФАНАСЬЕВ

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
О.Г.СОСНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)