Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7787/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N 33-7787/2013


Судья: Болочагин В.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.
судей - Черкуновой Л.В., Лазаревой М.А.,
при секретаре П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером N площадью 8469,2 м 2, являющегося частью земельного участка площадью 181490,7 м 2 с кадастровым номером N, с образованием в результате такого раздела земельного участка площадью 1359,00 м 2, по адресу: <адрес>, с границами, установленными распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 7.12.2011 г. N, то есть по ломаной линии на схеме в приложении N 1, соединяющей точки 1 (с координатами в системе (x, y)) - (-380,45, 70,66)) - 2 (-388,56, 93,17)-3 (-387,91, 93,33) - 4(-396,74, 118,47) - 5(-417,41, 110,57) - 6(-405,68, 75,30) -???(-406,91, 74,89) - 8(-405,95, 72,04) - 9(-405,17, 69,86) - 10(-407,06, 69,19) - 11(-406,72, 68,24) - 12(-404,84, 68,91) -13(-403,61, 69,35) - 14(-403,21, 69,56) - 15(-395,90, 48,04) - 16(-382,30, 53,61) - 17(-387,23, 66,52) - 18(-383,19, 68,14) - 19(-383,67, 69,43) - 1(-380,45, 70,66), и с сохранением земельного участка с кадастровым номером N и, соответственно, земельного участка площадью 181490,7 м 2 с кадастровым номером N, в измененных границах. Обязать Министерство строительства Самарской области совершить необходимые действия для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

И.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Самарской области о преобразовании земельного участка, установлении его границ.
В обоснование требований указала, что является собственником квартир N в многоквартирном доме <адрес>. Она обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом, распоряжением Департамента N от 07.12.2011 г. земельный участок сформирован и утверждена его схема расположения на кадастровом плане территории по указанному адресу. Она не имеет возможности поставить земельный участок на кадастровый учет в связи с тем, что сформированный земельный участок полностью накладывается на земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет под номером N и предназначенный под строительство метрополитена. Ее безусловное право на получение в собственность земельного участка под многоквартирным домом зависит от преобразования земельного участка с кадастровым номером N. 15.12.2012 г. истец обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка, однако 16.02.2012 г. получила отказ, мотивированный тем, что на основании распоряжения Правительства Самарской области от 07.04.2008 г. N-р земельный участок площадью 181490,70 м 2 с кадастровым номером N предоставлен Министерству строительства Самарской области в постоянное (бессрочное) пользование для строительства метрополитена в городе Самара. По указанным основаниям ей отказано в наделении ее правом на обращение в органы государственного кадастра недвижимости по вопросу проведения кадастрового учета земельных участков, с целью раздела земельного участка N.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", И.В. просила образовать путем раздела земельного участка площадью 181490,7 м 2 с кадастровым номером N, земельный участок площадью 1359,0 м 2 под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, установить его границы согласно приложению N 1 к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории 2011 г. по точкам 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-1.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным, постановленным с нарушением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции председатель Министерства строительства Самарской области И.М., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Представитель И.В. - Л., действующая на основании доверенности, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Третьи лица Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ООО "Поволжье", П.О., З.А., С.В.В., Ш.О., Ш.Т., З.В., С.В.Ф., М., Х., Р., Ц. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов, подтверждающих уважительность причины неявки не представили, об отложении дела не просили.
В силу ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика, представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-П с таким заявлением может обратиться и любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
К процедуре формирования земельного участка ввиду отсутствия в жилищном законодательстве специального регулирования подлежат применению правила ст. 36 ЗК РФ о порядке формирования земельного участка по заявлению собственника расположенного на нем объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании поступившего заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 11.4 Земельного кодекса РФ регламентирует процедуру преобразования земельных участков путем их раздела. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Как исключение, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков и при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено право землепользователя требовать образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.п. 2 п. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ вновь образуемого земельного участка с границами ранее образованных земельных участков является безусловным препятствием для осуществления кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара от 19.09.2006 г. N, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков под многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что И.В. является собственником квартир N и участником общей долевой собственности на квартиру <адрес> (т. 1, л.д. 7 - 15, т. 2, л.д. 20).
Другими собственниками помещений в здании являются С.В.В., З.В., С.В.Ф., Р., Ш.О., Ш.Т., М., В., Ц., Х. и З.А. (т. 2, л.д. 10 - 25).
На указанное здание распространяется правовой режим многоквартирного жилого дома, поскольку жилые помещения в данном здании принадлежат на праве собственности более чем одному лицу.
Как усматривается из материалов дела, истец обращалась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с целью формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> с прилегающей территорией.
В рамках муниципального контракта схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена ООО "Поволжье" (т. 1, л.д. 17).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 07.12.2011 г. N утверждена схема расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> с прилегающей территорией на кадастровом плане территории (т. 1, л.д. 16 - 18).
Установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес> с прилегающей территорией в границах, утвержденных распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 07.12.2011 г. N, полностью попадает в границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N, который является частью единого землепользования с кадастровым номером N (т. 2, л.д. 54).
Согласно материалам кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером N (т. 1, л.д. 40 - 273), постановлением Главы г.о. Самара от 28.05.2007 г. N (т. 1, л.д. 43) утвержден проект границ земельного участка площадью 181490,70 м 2 для проектирования и строительства метрополитена в г. Самаре.
Распоряжением Правительства Самарской области от 05.06.2007 г. N-р (т. 1, л.д. 44 - 45) осуществлено предварительное согласование места размещения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области метрополитена (<данные изъяты>) на земельном участке площадью 181490,70 м 2. 4.09.2007 г. указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как расположенное на территории 10 кадастровых кварталов единое землепользование с кадастровым номером N (т. 1, л.д. 210 - 241). Составной частью этого землепользования в пределах кадастрового квартала N является земельный участок с кадастровым номером N площадью 8469,2 м 2 (т. 1, л.д. 212).
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Самарской области от 07.04.2008 г. N-р, земельный участок с кадастровым номером N (составной частью которого является земельный участок с кадастровым номером N) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта (метрополитена) (т. 2, л.д. 31 - 32).
19.05.2008 г. осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на единое землепользование с кадастровым номером N (т. 2, л.д. 33).
Таким образом, суд в решении правильно указал о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> с прилегающей территорией, в настоящее время является частью сформированного ранее земельного участка, находящегося в не разграниченной государственной собственности, но принадлежащего ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости. Применительно к многоквартирным жилым домам реализация этого исключительного права производится в порядке, предусмотренном ст. 16 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" (п. 2 ст. 36 ЗК РФ).
Установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> с прилегающей территорией, не изъят из оборота и не ограничен в обороте, не находится в пределах береговой полосы водного объекта, не расположен в границах территорий общего пользования, решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд с целью строительства метрополитена не принималось.
Решения об изъятии жилых помещений в доме <адрес> у истца и иных собственников для государственных или муниципальных нужд не принималось, данный дом аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Таким образом, суд верно указал, что каких-либо правовых препятствий к формированию земельного участка под многоквартирным домом и дальнейшему приобретению его в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирном доме не имеется (ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, п. 2 ст. 27 ЗК РФ, ст. 70.1 ЗК РФ, п. п. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Давая оценку установленным обстоятельствам, суд пришел к правильному выводу о том, что включение территории, занимаемой многоквартирным жилым домом <адрес>, в состав земельного участка, не предназначенного для обслуживания многоквартирного дома, и предоставление этого земельного участка на вещном праве иному лицу нарушает исключительное право собственников помещений в этом доме, к числу которых относится истец, на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
При этом суд верно указал, что избранный истцом способ судебной защиты путем раздела земельного участка с образованием нового земельного участка под многоквартирным жилым домом (ст. 11.4 ЗК РФ), является обоснованным и отвечает требованиям закона.
При разрешении спора судом также обоснованно принято во внимание, что проект строительства метрополитена получил отрицательное заключение государственной экспертизы, в соответствии с письмом Министерства культуры Самарской области от 06.08.2012 г. N (т. 2, л.д. 52), дом <адрес> является объектом культурного наследия "<данные изъяты>", состоящим на государственной охране.
При решении вопроса о возможности образования земельного участка под многоквартирным домом в испрашиваемых истцом границах, суд правильно исходит из того, что границы земельного участка под многоквартирным домом с прилегающей к нему территорией определены в рамках своей компетенции Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, земельный участок включает в себя территорию, на которой расположен вышеуказанный дом, нежилые строения, находящиеся около дома, и территорию между домом и этими строениями (двор).
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно установил юридически значимые для дела обстоятельства, которые соответствуют фактическим обстоятельствам, правильно применил нормы материального права к возникшим между сторонами правоотношениям, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, каждое в отдельности, а также в совокупности, и оценил их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административные акты о предоставлении ответчику земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в установленном законом порядке недействительными не признаны, не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Таким образом, для разрешения споров об установлении границ формируемого под многоквартирным домом земельного участка не требуется предварительного оспаривания административных актов о предоставлении земельного участка третьим лицам. Более того, оспаривание указанных актов повлечет нарушение прав Министерства строительства Самарской области, поскольку большая часть земельного участка, правообладателем которого является ответчик, не пересекается со спорным участком, между тем признание актов недействительными сделает невозможным осуществление ответчиком строительства метрополитена.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку возложил на ответчика обязанность совершения действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в то время как указанные требования истцом не заявлялись, основанием к отмене правильного по существу решения не являются, поскольку, как следует из резолютивной части решения, основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости является данное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)