Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2009 N 05АП-3483/2009 ПО ДЕЛУ N А24-551/2009

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2009 г. N 05АП-3483/2009

Дело N А24-551/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 13 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: Т.А. Аппаковой, Н.И. Фадеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
- от истца: представитель не явился, извещен;
- от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Ремжилсервис" Вилючинского городского округа
на решение от 16.06.2009 г.
судьи Ж.А. Стриж
по делу N А24-551/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по иску МУП "Городское тепловодоснабжение" Вилючинского городского округа
к МУП "Ремжилсервис"Вилючинского городского округа
о взыскании 112 801 170 рублей 77 копеек,
по встречному иску МУП "Ремжилсервис" Вилючинского городского округа
к МУП "Городское тепловодоснабжение" Вилючинского городского округа
об исполнении условий договора,

установил:

Истец - муниципальное унитарное предприятие "Городское тепловодоснабжение" Вилючинского городского округа (далее - МУП "ГТВС") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Ремжилсервис" Вилючинского городского округа (далее МУП "Ремжилсервис") задолженности по договору энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. в сумме 112 801 170 руб. 77 коп. за период с 01.08.2008 г. по 31.12.2008 г.
Определением суда от 22.05.2009 г. принято уменьшение исковых требований до 55 701 170 руб. 77 коп.
По встречному исковому заявлению МУП "Ремжилсервис" просит обязать МУП "ГТВС" произвести перерасчет и корректировку платы за тепловую энергию за 2008 год в соответствии с требованиями договора энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. и Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
До принятия судом решения истец уменьшил сумму исковых требований до 41 822 714 руб. 61 коп. в связи с проведением перерасчета по поставке горячего водоснабжения и частичной оплатой задолженности по тепловой энергии. Судом принято уменьшение требований по первоначальному иску до 41 822 714 руб. 61 коп.
Решением арбитражного суда от 16.06.09 с муниципального унитарного предприятия "Ремжилсервис" Вилючинского городского округа в пользу муниципального унитарного предприятия "Городское тепловодоснабжение" Вилючинского городского округа взыскано 41 822 714 руб. 61 коп. долга, 100 000 руб. госпошлины.
В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, МУП "Ремжилсервис" Вилючинского городского округа обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя решение суда, МУП "Ремжилсервис" Вилючинского городского округа просит его отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что судом первой инстанции не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права - ст. ст. 539, 544 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От ответчика поступила телефонограмма об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки в суд представителя. Ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ, в его удовлетворении отказано.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон.
Решение проверяется в порядке ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 1 апреля 2008 г. между МУП "ГТВС" и МУП "Ремжилсервис" заключен договор энергоснабжения N 0013-н (тепловая энергия).
Согласно условиям данного договора МУП "ГТВС" (энергоснабжающая организация - истец) приняло на себя обязательство подавать МУП "Ремжилсервис" (абонент-ответчик) через присоединенную сеть в количестве и с показателями качества, предусмотренными в договоре для оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах тепловую энергию, а абонент принял на себя обязательство оплачивать принятую тепловую энергию (п. 1.1 договора).
Стороны пришли к соглашению при подаче, принятии тепловой энергии, а также при взаимных расчетах руководствоваться договором, положениями законов и иных нормативно-правовых актов об энергоснабжении, решениями органа исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования и установления тарифов на тепловую энергию, а также обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними (п. 1.2 договора).
Приложением N 1 стороны согласовали количество поставляемой тепловой энергии на период действия договора в сумме 96 652 958 руб. 78 коп. с разбивкой по месяцам.
Приложением N 2 стороны согласовали количество поставляемой горячей воды на период действия договора в сумме 22 759 233 руб. 28 коп. с разбивкой по месяцам.
+
Конкретные права и обязанности сторон содержатся в разделах 3 и 4 договора.
Пунктом 5.1 договора стороны договорились понимать используемые термины в согласованном в данном пункте значении, в том числе термин "размер платежа" сторонами согласован как размер платежа, установленный для населения органами, уполномоченными в области государственного регулирования и установления тарифов, а также органами местного самоуправления. Размер платежа для отопления определяется как произведение общей жилой площади, норматива потребления услуг и тарифа для населения, для горячего водоснабжения - как произведение количества зарегистрированных и проживающих граждан, норматива потребления услуг и тарифа для населения. Оплата принятой тепловой энергии производится на основании выписанной, согласно подписанному с обеих сторон акту приема-передачи тепловой энергии, счета-фактуры энергоснабжающей организации, в течение пяти дней со дня ее получения абонентом (п. 5.10 договора).
Договор вступает в силу с 1.04.2008 г. и действует по 31.12.2008 г.
Сторонами также подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Дополнительным соглашением от 24.06.2008 г. к договору энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. стороны изменили редакцию пунктов 1.4, 3.2.3, 4.1.2 и дополнили договор новым пунктом 5.17 и приложениями N 1а, 1б, 2а, 2б.
Оценивая условия договора в совокупности, суд первой инстанции с учетом положений п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правильно квалифицировал сложившиеся правоотношения сторон по нему как вытекающие из договора энергоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Выполняя свои обязательства по договору, истец поставлял ответчику тепловую энергию на условиях, оговоренных договором.
При этом истец ежемесячно с учетом альтернативного отопления составлял и направлял в адрес ответчика акты приема-передачи тепловой энергии, которые ответчиком подписывались с протоколом разногласий.
За период с 01.08.2008 г. по 31.12.2008 г. истец поставил ответчику тепловую энергию в следующем размере: в августе 2008 г. - 11 021,1820 Гкал на сумму 25 198 347 руб. 81 коп., в сентябре 2008 г. - 7958,7769 Гкал на сумму 18 196 598 руб. 95 коп., в октябре 2008 г. - 11 949,0958 Гкал на сумму 27 319 889 руб. 27 коп., в ноябре 2008 г. - 11 741,1959 Гкал. на сумму 26 844 556 руб. 01 коп., в декабре 2008 г. - 11 844,4623 Гкал. на сумму 27 080 659 руб. 87 коп.
Ответчиком оплачена задолженность за август частично в сумме 11 838 881 руб. 14 коп., за сентябрь - декабрь 2008 года задолженность на момент подачи искового заявления погашена не была. Таким образом, задолженность за август (частично), сентябрь - декабрь 2008 г. составила 112 801 170 руб. 77 коп.
Поскольку долг в сроки, установленные договором, оплачен не был, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя первоначально заявленные исковые требования в уточненном размере, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в многоквартирном доме отсутствуют приборы учета потребления тепловой энергии и энергопринимающие устройства присоединены к сетям энергоснабжающей организации, абонентом, приобретающим энергию в целях предоставления коммунальных услуг согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, признается управляющая организация, в данном случае, Муниципальное унитарное предприятие "Ремжилсервис".
Тот факт, что правоотношения между сторонами возникли именно на отпуск тепловой энергии в жилые дома, перечень этих домов, и то, что ответчик МУП "Ремжилсервис" является управляющей организацией данных жилых домов, сторонами не оспаривается.
Как следует из отзыва на исковое заявление ответчик не оспаривает задолженность в сумме 92 727 466 руб. 87 коп.
Более того, с момента принятия настоящего иска к рассмотрению суда, ответчиком была погашена задолженность на сумму 67 200 000 руб., в связи с чем, истец уменьшил исковые требования.
Учитывая, что в жилых домах, на которые подавалась тепловая энергия, отсутствовали приборы учета, истец определял объемы поставленной энергии расчетным путем.
Ответчик полагает, что истец неправомерно рассчитал объем тепловой энергии исходя из общей площади всего жилого помещения, в том числе и того, в котором радиаторы (приборы отопления) неисправны, демонтированы и где разбиты квартиры. По мнению ответчика, истец должен был исключить площадь этих помещений.
В свою очередь, истец указал, что им исключена площадь только тех квартир, в которых демонтаж радиаторов произведен в установленном порядке с соблюдением требований статьи 25 ЖК РФ и постановления Администрации Вилючинского городского округа от 02.02.2009 г. N 103 "Об утверждении Положения о порядке проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Вилючинского городского округа".
На что ответчик представил постановление Администрации Вилючинского городского округа от 02.02.2009 г. N 103 "О признании утратившим силу постановления Администрации Вилючинского городского округа от 22.01.2008 г. N 58 "Об утверждении Положения о порядке проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Вилючинского городского округа".
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, в соответствии с которым, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, составляющей: общую площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общую площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам по формуле составляющей: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (чел.); норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (куб. м в месяц на 1 чел.); тариф на горячее водоснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306, норматив потребления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле из составляющих: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, исходя из смысла названных норм права, поскольку в многоэтажных жилых домах отсутствуют приборы учета, объем потребленной жилыми домами тепловой энергии определяется из следующих составляющих: для отопления - общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации; для горячего водоснабжения - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (чел.); норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (куб. м в месяц на 1 чел.); тариф на горячее водоснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, названными Правилами не предусмотрено исключение площади тех квартир, в которых приборы отопления неисправны, демонтированы и где разбиты квартиры.
Кроме того, согласовывая условия договора энергоснабжения N 0013-н от 01.04.2008 г., пунктом 5.1. стороны определили условие аналогичное вышеназванным Правилам, в котором размер платежа для отопления определяется исходя из общей жилой площади, норматива потребления услуг и тарифа для населения, без каких-либо исключений, а для горячего водоснабжения - исходя из количества зарегистрированных и проживающих граждан, норматива потребления услуг и тарифа для населения.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В связи с чем, фактическое размещение стояков и обогревающих элементов в помещениях многоквартирного дома, не являющихся частями квартир, также создает условия для потребления тепловой энергии владельцами жилых помещений.
Согласно Приложению к Постановлению Администрации Вилючинского городского округа от 15.11.2007 г. N 1397 установлен норматив потребления услуг по теплоснабжению для граждан Вилючинского городского округа, не имеющих приборов учета, равный 0,0201 Гкал/кв. м/месяц по отоплению и 0,1982 Гкал/чел/месяц или 3,2 куб. м/человека/месяц по горячему водоснабжению.
Постановлением Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области от 14.12.2007 г. N 23 утвержден и введен в действие с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. индивидуальный тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП "Городское тепловодоснабжение" потребителям коммунальных услуг для обеспечения населения Вилючинского городского округа коммунальными услугами (отопление, ГВС) в размере 1 937,59 руб. за 1 Гкал (без НДС).
При расчете объема потребления тепловой энергии истец исходил из общей площади квартиры (жилого дома), норматива потребления, установленного Администрацией Вилючинского городского округа и вышеуказанного тарифа, утвержденного в установленном порядке.
Общая площадь многоквартирного дома (квартиры), применяемая истцом, предоставлена ему ответчиком и сторонами не оспаривается.
Таким образом, истец при определении объема потребленной жилыми домами тепловой энергии, правомерно применил пункт 5.1. договора, Правила, утвержденные постановлениями Правительства от 23.05.2006 г. N 306 и N 307 и при его расчете исходил из общей площади помещения, установленного норматива потребления и утвержденного тарифа.
При этом, истец правомерно исключил площадь тех квартир, в которых демонтаж приборов учета произведен в установленном порядке по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Согласно Положению о порядке проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Вилючинского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Вилючинского городского округа, от 22.01.2008 г. N 58, переустройство жилого помещения представляет собой, в том числе, установку, замену или перенос инженерных сетей, изменение места расположения, конструкции, приборов отопления и разводок.
В силу пунктов 1.5 и 2.1 названного Положения согласование переустройства или перепланировки жилых помещений осуществляется межведомственной комиссией при администрации Вилючинского городского округа и допускается после получения решения о согласовании такой перепланировки.
Таким образом, истец правомерно исключил из расчета объема теплоэнергии площадь тех квартир, в которых перепланировка произведена в соответствии с названными нормами права, и в соответствии с которой внесены изменения в технический паспорт помещений.
Список таких квартир предоставлен истцом в материалы дела и не оспаривается ответчиком.
При этом ссылка ответчика на постановление Администрации Вилючинского городского округа, от 02.02.2009 г. N 103, которым признано утратившим силу Положения о порядке проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Вилючинского городского округа необоснованна, поскольку в спорный период данное Положение действовало.
Кроме того, МУП "Городское тепловодоснабжение", как ресурсоснабжающая организация, не оказывающая коммунальные услуги жильцам дома, не наделено полномочиями и в его обязанности не входит проверка системы отопления в каждой конкретной квартире и ее исправность.
В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, именно ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 60 Правил, утвержденных постановлением правительства от 23.05.2006 г. N 307, должен уменьшить жильцу дома размер платы за каждую коммунальную услугу в соответствии с указанным приложением.
При таких обстоятельствах, основываясь вышеизложенным, именно у ответчика возникла обязанность по оплате принятой в свои сети тепловой энергии, которая впоследствии через его сети была потреблена гражданами, проживающими в жилых домах, именно в том объеме, который рассчитан истцом: для отопления - общая площадь помещения, норматив потребления - 0,0201 Гкал/кв. м/месяц, утвержденный тариф 1 937,59 руб. за 1 Гкал (без учета НДС), для горячего водоснабжения - количество человек, 0,1982 Гкал/чел/месяц (для горячего водоснабжения) и утвержденный тариф 1 937,59 руб. за 1 Гкал (без учета НДС).
В связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в размере 41 822 714 руб. 61 коп.
При этом ссылка ответчика на необходимость расчета количества потребленной тепловой энергии по Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, судом не принимается, поскольку стороны согласовали в договоре энергоснабжения, что договорный (расчетный) объем тепловой энергии определяется приложениями N 1, 1а, 2, 2а к договору, где также указана формула расчета, а порядок расчета размера платежа согласован сторонами в п. 5.1 договора.
Довод ответчика, о том, что в жилых помещениях отсутствовали приборы центрального отопления, судом отклоняется ввиду недоказанности ответчиком переустройства помещения в установленном законом порядке, а именно демонтажа отопительных приборов из системы центрального отопления.
Представленные ответчиком акты технического освидетельствования и приказы о снятии оплаты такими доказательствами являться не могут, поскольку составлены в одностороннем порядке и не подтверждают переустройство системы отопления в установленном законом порядке.
Рассмотрев требования МУП "Ремжилсервис" по встречному иску об обязании МУП "ГТВС" произвести перерасчет и корректировку платы за тепловую энергию за 2008 год в соответствии с требованиями договора энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. и Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, суд приходит к следующему.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, предусмотрен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 постановления).
В соответствии с п. 54 Правил при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Как указано в п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Согласно п. 4.1.12 договора энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. в срок до 1-го числа каждого месяца абонент обязан предоставить энергоснабжающей организации данные о количестве потребителей коммунальных услуг по каждому многоквартирному дому. В случае изменения количества зарегистрированных, проживающих граждан в многоквартирных домах или в случае временного отсутствия этих граждан абонент предоставляет энергоснабжающей организации соответствующие данные о количестве потребителей коммунальных услуг по каждому многоквартирному дому для перерасчета коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5.15 договора энергоснабжающая организация совместно с абонентом производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с Правилами на основании акта, предусмотренного п. 5.14 договора.
Таким образом, исследовав условия договора, с учетом положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, суд первой инстанции пришел к выводу, что перерасчет за отопление может производиться в случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) перерывами в теплоснабжении, а за горячее водоснабжение также при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней при условии предоставления документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя.
Как следует из материалов дела, МУП "ГТВС" на основании данных, представленных МУП "Ремжилсервис" произвело перерасчет и корректировку платы за горячее водоснабжение в 2008 году, в связи с чем уменьшена сумма требований по первоначальному иску.
При этом, МУП "Ремжилсервис" в нарушением ст. 65 АПК РФ не представило доказательств поставки тепловой энергии ненадлежащего качества, недопоставки тепловой энергии, либо поставки с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Более того, согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 307, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункта 2 пункта 1 Приложения N 2 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле, включающей в себя: размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; общую площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общую площадь жилого дома; общую площадь всех помещений в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома; общий размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год.
Поскольку между сторонами имеется спор о величине одного из составляющих формулы корректировки - общем размере платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год, понуждение в судебном порядке МУП "ГТВС" произвести корректировку платы за тепловую энергию в том количестве тепловой энергии, которое признает МУП "Ремжилсервис", но оспаривает МУП "ГТВС", фактически приведет к нарушению прав и интересов последнего.
Таким образом, поскольку истцом по встречному иску не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по поставке тепловой энергии, а перерасчет платы по горячему водоснабжению уже произведен, в удовлетворении встречного иска отказано также обоснованно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о неправильном применении судом норм материального права и нарушении норм процессуального права не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в силу следующего.
Между МУП "ГТВС" и МУП "Ремжилсервис" существуют гражданско-правовые отношения, основанные на Договоре энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. Данные правоотношения регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса РФ и рядом иных нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Утверждение МУП "Ремжилсервис" о необходимости применения к правоотношениям сторон при урегулировании разногласий, возникших при заключении и исполнении договора энергоснабжения, положений Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. основано на ошибочном толковании норм материального права. Действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении исполнителя. Утверждение ответчика, что договор энергоснабжения заключен в целях обеспечения потребителей (граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в его управлении) коммунальными услугами (теплоснабжение и горячее водоснабжение) несостоятельно, так как потребители не осуществляют непосредственное управление домом.
С учетом п. 1 ст. 539 ГК РФ МУП "Ремжилсервис" по отношению к МУП "ГТВС" выступает как абонент. При осуществлении финансовых расчетов между энергоснабжающей организацией и абонентом применяются Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936. Указанными Правилами на абонента возложена обязанность установления узлов учета тепловой энергии.
Согласно заключенному Договору энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г, и в связи с отсутствием в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП "Ремжилсервис", общедомовых приборов учета количество отпущенной в спорный период тепловой энергии определялось расчетным способом по нормам потребления в силу ст. 544 ГК РФ. Изменение договорных величин потребления тепловой энергии стороны согласно Договору энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. могут производить, если такие изменения согласованы и относятся к изменению потребления тепловой энергии (изменение общих площадей многоквартирных домов в установленном законом порядке: путем заключения или расторжения договора управления многоквартирным домом, либо внесения в технический паспорт многоквартирного дома или жилого помещения соответствующих изменений - альтернативное отопление). Список жилых помещений, в которых установлено альтернативное отопление предприятиями ответчика в судебном порядке не оспаривался. Поэтому, довод МУП "Ремжилсервис" о том, что судом сделаны абстрактные выводы, несостоятелен.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования. Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 3 к Договору энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г.) тепловые сети до узла ввода в многоквартирные дома находятся на балансе энергоснабжающей организации, которая несет на них ответственность. Все остальное оборудование находится в эксплуатационной ответственности абонента. Следовательно, энергопринимающее устройство абонента - это подключенная к тепловым сетям энергоснабжающей организации сеть горячего водоснабжения и отопления. Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, радиатор отопления (обогревающий элемент) - это лишь составная часть внутридомовой системы отопления.
Однако ответчик считает, что МУП "ГТВС" как энергоснабжающая организация должна исполнять обязанности исполнителя коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 307, что противоречит гражданскому и жилищному законодательству РФ. Недобросовестное исполнение обязанностей МУП "Ремжилсервис" как управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг не освобождает его от оплаты за потребленную тепловую энергию по Договору энергоснабжения N 0013-Н от 01.04.2008 г. Непредоставление коммунальных услуг потребителям - жильцам многоквартирных домов влечет за собой для управляющей организации определенные правовые и финансовые последствия.
Таким образом, доводы заявителя жалобы судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Камчатского края от 16.06.2009 по делу N А24-551/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Т.А.АППАКОВА
Н.И.ФАДЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)