Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца ТСЖ "Степной" Княгиницкая Н.Я. - предст. по дов. N 3 от 09.01.2013
от ответчика ОАО "Белгородская сбытовая компания" Пророченко С.И. - предст. по дов. N 1/3955 от 27.12.12
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу ТСЖ "Степной" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А08-490/2013,
установил:
ТСЖ "Степной" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ОАО "Белгородская сбытовая компания" (далее также ОАО "Белгородэнергосбыт") в котором просило:
- - обязать ОАО "Белгородская сбытовая компания" внести изменения в п. 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года с 1 сентября 2012 года, изложив его в следующей редакции: "9.2. Дата снятия показаний с приборов учета электрической энергии Потребителем для учета отпущенной энергии в расчетном периоде устанавливается на 25-е число дня расчетного периода. Расчетный период - календарный месяц";
- - признать незаконными действия ОАО "Белгородская сбытовая компания" по начислению ТСЖ "Степной" неустойки за неисполнение договорных обязательств ТСЖ "Степной" за ноябрь 2012 года в размере 1 448 руб. 14 коп., за декабрь 2012 года в размере 1 570 руб. 16 коп.;
- - обязать ОАО "Белгородская сбытовая компания" произвести перерасчет платы отпущенной электрической энергии на дату снятия показаний приборов учета электрической энергии - 25 число расчетного месяца, за период с сентября по декабрь 2012 года (включительно) и отнести на ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о внесении с 1 сентября 2012 года изменений в пункт 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года, ТСЖ "Степной" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в данной части отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что после заключения им с ответчиком договора энергоснабжения N 2 311 476 от 01 октября 2011 года имело место существенное изменение обстоятельств, а именно, вступление в силу Постановления Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354), что в силу статьи 451 ГК РФ является основанием для внесения изменений в договор.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 1 октября 2011 года между ОАО "Белгородская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Степной" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 2 311 476, по условиям которого ответчик обязался осуществлять продажу электрической энергии истцу и оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а истец обязался оплачивать принятую электрическую энергию, а также оказанные услуги, в объеме и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 1.2 договора истец и ответчик обязались при отпуске электрической энергии и ее потреблении, а также при взаимных расчетах руководствоваться настоящим договором, нормативно-правовой документацией, определяющей основные правила работы на розничном рынке, Правилами технической эксплуатации электроустановок, Правилами учета электрической энергии и иными нормами действующего законодательства РФ.
В числе основных понятий, используемых для целей исполнения настоящего договора, стороны договорились использовать понятия:
- период платежа - время между двумя последовательными сроками оплаты, определенными настоящим договором;
- расчетный период - один календарный месяц (п. 1.3 договора).
Согласно п. 9.1. договора расчеты за электрическую энергию осуществляются в соответствии с действующими регламентами, регулирующими функционирование розничных рынков электрической энергии (мощности).
В п. 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года было установлено, что датой снятия показаний с приборов учета электрической энергии истцом для учета отпущенной энергии в расчетном периоде является 24 часа последнего дня расчетного периода. Расчетный период - календарный месяц.
28.09.2012 г. истец направил в адрес ответчика письмо за исх. N 189, в котором просил подготовить и направить для подписания в адрес ТСЖ "Степной" дополнительное соглашение с внесением изменений в договор в соответствии с Постановлением Правительства N 354.
Ответчик на указанное письмо ответил отказом.
13.11.2012 года истец направил в адрес ответчика мотивированное письмо, к которому приложил для подписания два экземпляра дополнительного соглашения N 1 к договору N 2 311 476 от 01.10.2011 года о внесении изменений в п. 9.2 договора.
Указанное письмо оставлено ответчиком без ответа.
Полагая, что п. 9.2 договора является существенным условием для порядка определения объема подлежащей оплате электрической энергии, истец обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в п. 9.2 договора энергоснабжения.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда об отсутствии законных оснований для внесения изменений в договор соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 4 мая 2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
В соответствии с п. 159 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 4 мая 2012 года (далее - Правила N 442), если иное не установлено в настоящем разделе или в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обеспечивают снятие показаний такого прибора учета и предоставление его показаний другой стороне договора (далее - лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета) в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.
Согласно п. 161 названных положений, если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения, договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения, договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения N 2 311 476 от 01 октября 2011 года пункт 9.2 соответствовал диспозитивной норме пункта 161 Правил N 442.
В соответствии с положениями абзаца 4 п. 161 Правил N 442 снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для осуществления расчетов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14 февраля 2012 года (далее - Правила N 124), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации N 763 от 23 мая 1996 года "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Постановление Правительства Российской Федерации N 124 от 14 февраля 2012 года "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 20 февраля 2012 года, в "Российской газете" - 28 февраля 2012 года, и вступило в законную силу 7 марта 2012 года.
Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (п. 2"а" Правил N 124).
Согласно п. 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с подпунктом "е" п. 17 Правил N 124 существенным условием договора ресурсоснабжения является порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным одному календарному месяцу.
Согласно подпункту "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются следующие условия - обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору энергоснабжения коммунального ресурса. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель представляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Между тем, условие о сроке снятия показаний приборов учета управляющей компанией пунктом 17 Правил N 124 не отнесено к числу существенных условий договора, а также не является обязательным для согласования сторонами в порядке пункта 18"д" Правил N 124.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ, утвердившего Правила N 354, Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 354 вопросы снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета регламентируются соответствующими пунктами Правил, нормы которых в указанной части носят императивный характер.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из содержания пункта 13 Правил N 354 следует, что договор ресурсоснабжения не должен противоречить императивным гражданско-правовым нормам названных Правил.
Следовательно, пункт 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года с момента вступления в силу вышеуказанных Правил не подлежит применению ввиду несоответствия установленного данным пунктом договора условия о сроках снятия исполнителем коммунальных услуг показаний приборов учета требованиям подпункта "е" пункта 31 Правил N 354, носящего императивный характер.
С учетом изложенного, вывод арбитражного суда о том, что данное условие договора не противоречит действующему законодательству, является ошибочным, однако это не привело к принятию неправильного решения.
То обстоятельство, что договором в качестве расчетного периода установлен календарный месяц, в данном случае существенного значения не имеет, поскольку в силу закона объем подлежащего оплате энергоресурса определяется по общедомовым приборам учета, снятие показаний которых осуществляется в установленные Правилами сроки.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии в силу статьи 451 ГК РФ оснований для внесения изменений в условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств - вступлением в силу Постановления Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора судом допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств.
Лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность условий, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 12.1 договора энергоснабжения N 2 311 476 в случае принятия новых законов и нормативных правовых актов государственными органами, устанавливающих иные правила исполнения публичных договоров или содержащих иные правила деятельности гарантирующего поставщика, установленные такими документами новые нормы обязательны для сторон с момента их вступления в силу, если самими нормативными правовыми актами не установлен иной срок. В целях приведения действующего договора в соответствие с новыми нормами поставщик в течение 1 месяца с момента вступления в силу нормативных правовых актов направляет потребителю уведомление об изменении условий договора.
С учетом требований статьи 451 ГК РФ и содержания указанного пункта договора, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что оснований к изменению условий договора в рассматриваемом случае не имеется, поскольку установленные Правилами N 354 нормы, регламентирующие спорные правоотношения, подлежат применению сторонами независимо от условий договора.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А08-490/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2013 ПО ДЕЛУ N А08-490/2013
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. по делу N А08-490/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца ТСЖ "Степной" Княгиницкая Н.Я. - предст. по дов. N 3 от 09.01.2013
от ответчика ОАО "Белгородская сбытовая компания" Пророченко С.И. - предст. по дов. N 1/3955 от 27.12.12
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу ТСЖ "Степной" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А08-490/2013,
установил:
ТСЖ "Степной" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ОАО "Белгородская сбытовая компания" (далее также ОАО "Белгородэнергосбыт") в котором просило:
- - обязать ОАО "Белгородская сбытовая компания" внести изменения в п. 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года с 1 сентября 2012 года, изложив его в следующей редакции: "9.2. Дата снятия показаний с приборов учета электрической энергии Потребителем для учета отпущенной энергии в расчетном периоде устанавливается на 25-е число дня расчетного периода. Расчетный период - календарный месяц";
- - признать незаконными действия ОАО "Белгородская сбытовая компания" по начислению ТСЖ "Степной" неустойки за неисполнение договорных обязательств ТСЖ "Степной" за ноябрь 2012 года в размере 1 448 руб. 14 коп., за декабрь 2012 года в размере 1 570 руб. 16 коп.;
- - обязать ОАО "Белгородская сбытовая компания" произвести перерасчет платы отпущенной электрической энергии на дату снятия показаний приборов учета электрической энергии - 25 число расчетного месяца, за период с сентября по декабрь 2012 года (включительно) и отнести на ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о внесении с 1 сентября 2012 года изменений в пункт 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года, ТСЖ "Степной" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в данной части отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что после заключения им с ответчиком договора энергоснабжения N 2 311 476 от 01 октября 2011 года имело место существенное изменение обстоятельств, а именно, вступление в силу Постановления Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354), что в силу статьи 451 ГК РФ является основанием для внесения изменений в договор.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 1 октября 2011 года между ОАО "Белгородская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Степной" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 2 311 476, по условиям которого ответчик обязался осуществлять продажу электрической энергии истцу и оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а истец обязался оплачивать принятую электрическую энергию, а также оказанные услуги, в объеме и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 1.2 договора истец и ответчик обязались при отпуске электрической энергии и ее потреблении, а также при взаимных расчетах руководствоваться настоящим договором, нормативно-правовой документацией, определяющей основные правила работы на розничном рынке, Правилами технической эксплуатации электроустановок, Правилами учета электрической энергии и иными нормами действующего законодательства РФ.
В числе основных понятий, используемых для целей исполнения настоящего договора, стороны договорились использовать понятия:
- период платежа - время между двумя последовательными сроками оплаты, определенными настоящим договором;
- расчетный период - один календарный месяц (п. 1.3 договора).
Согласно п. 9.1. договора расчеты за электрическую энергию осуществляются в соответствии с действующими регламентами, регулирующими функционирование розничных рынков электрической энергии (мощности).
В п. 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года было установлено, что датой снятия показаний с приборов учета электрической энергии истцом для учета отпущенной энергии в расчетном периоде является 24 часа последнего дня расчетного периода. Расчетный период - календарный месяц.
28.09.2012 г. истец направил в адрес ответчика письмо за исх. N 189, в котором просил подготовить и направить для подписания в адрес ТСЖ "Степной" дополнительное соглашение с внесением изменений в договор в соответствии с Постановлением Правительства N 354.
Ответчик на указанное письмо ответил отказом.
13.11.2012 года истец направил в адрес ответчика мотивированное письмо, к которому приложил для подписания два экземпляра дополнительного соглашения N 1 к договору N 2 311 476 от 01.10.2011 года о внесении изменений в п. 9.2 договора.
Указанное письмо оставлено ответчиком без ответа.
Полагая, что п. 9.2 договора является существенным условием для порядка определения объема подлежащей оплате электрической энергии, истец обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в п. 9.2 договора энергоснабжения.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда об отсутствии законных оснований для внесения изменений в договор соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 4 мая 2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
В соответствии с п. 159 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 4 мая 2012 года (далее - Правила N 442), если иное не установлено в настоящем разделе или в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обеспечивают снятие показаний такого прибора учета и предоставление его показаний другой стороне договора (далее - лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета) в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.
Согласно п. 161 названных положений, если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения, договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения, договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения N 2 311 476 от 01 октября 2011 года пункт 9.2 соответствовал диспозитивной норме пункта 161 Правил N 442.
В соответствии с положениями абзаца 4 п. 161 Правил N 442 снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для осуществления расчетов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14 февраля 2012 года (далее - Правила N 124), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации N 763 от 23 мая 1996 года "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Постановление Правительства Российской Федерации N 124 от 14 февраля 2012 года "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 20 февраля 2012 года, в "Российской газете" - 28 февраля 2012 года, и вступило в законную силу 7 марта 2012 года.
Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (п. 2"а" Правил N 124).
Согласно п. 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с подпунктом "е" п. 17 Правил N 124 существенным условием договора ресурсоснабжения является порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным одному календарному месяцу.
Согласно подпункту "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются следующие условия - обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору энергоснабжения коммунального ресурса. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель представляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Между тем, условие о сроке снятия показаний приборов учета управляющей компанией пунктом 17 Правил N 124 не отнесено к числу существенных условий договора, а также не является обязательным для согласования сторонами в порядке пункта 18"д" Правил N 124.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ, утвердившего Правила N 354, Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 354 вопросы снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета регламентируются соответствующими пунктами Правил, нормы которых в указанной части носят императивный характер.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из содержания пункта 13 Правил N 354 следует, что договор ресурсоснабжения не должен противоречить императивным гражданско-правовым нормам названных Правил.
Следовательно, пункт 9.2 договора энергоснабжения N 2 311 476 от 1 октября 2011 года с момента вступления в силу вышеуказанных Правил не подлежит применению ввиду несоответствия установленного данным пунктом договора условия о сроках снятия исполнителем коммунальных услуг показаний приборов учета требованиям подпункта "е" пункта 31 Правил N 354, носящего императивный характер.
С учетом изложенного, вывод арбитражного суда о том, что данное условие договора не противоречит действующему законодательству, является ошибочным, однако это не привело к принятию неправильного решения.
То обстоятельство, что договором в качестве расчетного периода установлен календарный месяц, в данном случае существенного значения не имеет, поскольку в силу закона объем подлежащего оплате энергоресурса определяется по общедомовым приборам учета, снятие показаний которых осуществляется в установленные Правилами сроки.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии в силу статьи 451 ГК РФ оснований для внесения изменений в условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств - вступлением в силу Постановления Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора судом допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств.
Лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность условий, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 12.1 договора энергоснабжения N 2 311 476 в случае принятия новых законов и нормативных правовых актов государственными органами, устанавливающих иные правила исполнения публичных договоров или содержащих иные правила деятельности гарантирующего поставщика, установленные такими документами новые нормы обязательны для сторон с момента их вступления в силу, если самими нормативными правовыми актами не установлен иной срок. В целях приведения действующего договора в соответствие с новыми нормами поставщик в течение 1 месяца с момента вступления в силу нормативных правовых актов направляет потребителю уведомление об изменении условий договора.
С учетом требований статьи 451 ГК РФ и содержания указанного пункта договора, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что оснований к изменению условий договора в рассматриваемом случае не имеется, поскольку установленные Правилами N 354 нормы, регламентирующие спорные правоотношения, подлежат применению сторонами независимо от условий договора.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А08-490/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)