Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23741/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N А55-23741/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя товарищества собственников жилья "Кировское-2" - Ключникова О.А. (доверенность от 10.01.2013),
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Капаневой М.Г. (доверенность от 09.01.2013 N 12-05/14),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Кировское-2"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 по делу N А55-23741/2012 (судья Стенина А.В.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Кировское-2" (ИНН 6312048986, ОГРН 1026300774202), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

установил:

Товарищество собственников жилья "Кировское-2" (далее - ТСЖ "Кировское-2", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2012 N 10/122515 о привлечении ТСЖ "Кировское-2" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 2 - 4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 по делу N А55-23741/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 89 - 90).
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 29.10.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований (л.д. 110 - 114).
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 29.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.01.2013 рассмотрение дела было отложено на 04.03.2013 на 09 час. 10 мин. в связи с необходимостью дополнительного времени для изучения материалов дела.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.03.2013 рассмотрение дела было отложено на 27.03.2013 на 10 час. 10 мин. в связи с болезнью председательствующего судьи Захаровой Е.И. и невозможностью сформировать судебный состав.
Определением суда от 27.03.2013 в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Драгоценновой И.С. в связи с ее нахождением в очередном отпуске на судью Семушкина В.С., после чего рассмотрение дело было начато заново.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в адрес ГЖИ Самарской области поступило обращение жителя помещения в многоквартирном доме N 25 по ул. Минской г. Самары по вопросу порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Руководствуясь статьей 8 Закона РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, указанное обращение было направлено по подведомственности - Управлению Роспотребнадзора по Самарской области.
В ходе проведения заинтересованным лицом административного расследования установлено, что в период с декабря 2011 года по май 2012 года ТСЖ "Кировское-2" потребителю, проживающему по адресу: 443035, г. ул. Минская, д. 25, кв. 121 произведено начисление платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома пропорционально общей площади квартиры (кв. м).
Посчитав, что произведенный расчет платы является нарушением подпункта "д" пункта 7 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 и пункта 23 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2006 N 307, ответчик составил протокол об административном правонарушении от 11.07.2012 N 10/112438, вынесло постановление от 16.07.2012 N 10/122515 о привлечении ТСЖ "Кировское-2" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
На основании части 2 и части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2006 N 307 "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Таким образом, места общего пользования являются нежилым помещением, следовательно, должен применяться порядок расчета, предусмотренный в пункте 23 Правил.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются в том числе, следующие показатели: в отношении электроснабжения кВт-ч на человека.
Пункт 30 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" предусматривает, что в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

V
D
P = ------------- x V x T , (9), где
Ky3_i V + V i Ky
п.р. п.п.

- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- Vп.р. - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- Vп.п - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений, в соответствии с 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не данном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Тку - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для электроснабжения - руб. /кВт-час).
Суд первой инстанции указал в решении, что на момент совершения административного правонарушения в период с декабря 2011 г. по май 2012 г. действовали Правила предоставления, приостановки и ограничения коммунальных услуг, определение порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, определение порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г N 306 и от 23.07.2006 N 307, из которых следует, что начисление платы за электроэнергию, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома должно производиться в показателях "кВт-ч на человека".
Однако, из вышеприведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только при отсутствии приборов учета.
В материалы дела в суде апелляционной инстанции заявителем представлены доказательства, подтверждающие установку приборов учета для фиксации электроэнергии, потребленной в местах общего пользования (ведомости рабочих чертежей, договор на электроснабжение, акт снятия показаний, фотографии).
Кроме того, с 01.07.2012 (то есть на момент вынесения оспариваемого постановления Управления Роспотребнадзора по Самарской области) вступила в действие новая редакция пункта 7 Правил установления и определения нормативов, согласно которой: "При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: д) в отношении электроснабжения: в жилых помещениях - кВт-ч на 1 человека; на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Таким образом, на момент принятия (выдачи заявителю) оспариваемого постановления Управления Роспотребнадзора по Самарской области правовые нормы, нарушение которых вменено в вину заявителю изменили свое содержание, в связи с чем у заявителя отсутствовали обязанности по выполнению несуществующих требований законодательства. При этом Управлению Роспотребназдора по Самарской области не могло быть не известно об указанных изменениях законодательства, поскольку они были введены постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 258, которое было опубликовано в "Собрании законодательства" 09.04.2012.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора по Самарской области является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании вышеизложенного обжалуемое судебное решение от 29.10.2012 подлежит отмене, заявление ТСЖ "Кировское-2" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
В связи с изложенным, государственная пошлина, уплаченная ТСЖ "Кировское-2" при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 по делу N А55-23741/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявление товарищества собственников жилья "Кировское-2" (ИНН 6312048986, ОГРН 1026300774202), г. Самара, удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 16.07.2012 N 10/122515 о привлечении товарищества собственников жилья "Кировское-2" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Возвратить товариществу собственников жилья "Кировское-2" (ИНН 6312048986, ОГРН 1026300774202), г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 12.11.2012 N 364 в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)