Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5060/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33-5060/2012


Председательствующий: Коростиленко Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Дьякова А.Н.,
судей Подвязниковой Н.А., Чернышевой И.В.,
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 22 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 09 июня 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации города Омска по непроведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N _.
Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N _ в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда, за исключением капитального ремонта: фундамента, железобетонных перекрытий, лестниц, стропил и обрешетки, утепляющих слоев бесчердачных крыш (из керамзита), оконных и балконных заполнений, шахт и коробов вентиляции, штукатурки внутренней отделки, трубопроводов канализации, радиаторов чугунных при закрытых схемах, водопроводного ввода из труб чугунных, в срок до 01 сентября 2013 года.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу А. государственную пошлину в размере _ рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
Указал, что является собственником квартиры в многоквартирном доме N _ и проживает по указанному адресу. Дом введен в эксплуатацию в _ году. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не производился.
Согласно заключению обследования ЗАО "Трест 4" технического состояния жилого дома по адресу: _, указанный многоквартирный дом нуждается в постановке на капитальный ремонт: фактическое состояние систем холодного и горячего водоснабжения оценивается как неудовлетворительное (общий износ ХГВС более _ процентов, что требует полной замены систем), фактическое состояние системы канализации неудовлетворительное, общий износ систем сетей канализации более _ процентов, что требует замены чугунных водопроводных труб на магистралях, исправления прокладки трубопроводов из пластиковых труб, устранении течей, устройство опор и упоров, согласно нормативных требований), фактическое состояние системы энергоснабжения оценивается, как неудовлетворительное, общий износ системы более _% и требует замены отдельных участков сетей.
С учетом уточнения требований истец просил признать незаконным действия (бездействие) Администрации г. Омска по непроведению капитального ремонта дома _, обязать Администрацию г. Омска провести капитальный ремонт дома _ в срок до 01 сентября 2013 года, обязать Администрацию г. Омска до 01 августа 2012 года составить смету затрат на проведение ремонтных работ по дому N _, обязать Администрацию г. Омска включить в бюджет на 2013 год затраты на капитальный ремонт дома N _ в соответствии со сметой ремонтных работ.
Истец и его представитель К. по устному ходатайству в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчиков - Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Б. заявленные требования не признал.
Представитель третьего лица - ООО "УК Жилищник 8" в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе А. просит решение суда в части неудовлетворенных требований отменить. Полагает, что без обязания Администрации г. Омска составить смету затрат на проведение ремонтных работ, включить в бюджет на 2013 год затраты на капитальный ремонт, решение суда не отвечает требованиям исполнимости. Также выражает несогласие с включением в резолютивную часть решения ограничений на проведение ремонтных работ по ремонту фундамента, железобетонных перекрытий, лестниц, стропил и обрешетки, утепляющих слоев бесчердачных крыш (из керамзита), оконных и балконных заполнений, шахт и коробов вентиляции, штукатурки внутренней отделки, трубопроводов канализации, радиаторов чугунных при закрытых схемах, водопроводного ввода из труб чугунных.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. _).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения А., его представителя К., судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные правила были прописаны в п. п. "б" п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 N 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 39, 158 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 21 указанных Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В соответствии с ведомственными строительными нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий со стенами из кирпича с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации составляет лет _ лет, при благоприятных условиях эксплуатации - _ лет.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции, А. является долевым собственником квартиры N _ (л.д. _).
Многоквартирный жилой дом N _ _ года постройки включен в состав муниципальной собственности г. Омска на основании Постановления Законодательного собрания Омской области от 27.09.2001 N 247 "Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства".
По данным Управления Росреестра по Омской области и ГП Омской области "ОЦТИиЗ" проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектами учета в Реестре являются _ квартиры (л.д. _).
В настоящее время, указанный дом находится на обслуживании ООО "УК Жилищник 8" (л.д. _).
С момента постройки дома, до передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, являясь собственником жилого дома, муниципальное образование капитальный ремонт дома ни разу не проводило, что ответчиком не оспаривается.
По смыслу п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в целях определения соответствия или несоответствия проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, для принятия собственниками помещений решений о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) собственниками помещений, иными привлекаемыми собственниками помещений лицами, управляющей организацией могут проводиться осмотры общего имущества многоквартирного дома.
На основании договора технического задания, договора с ООО "УК Жилищник 8", лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений ЗАО "СМТ N 4" проведено обследование технического состояния конструкций кровли и инженерного оборудования жилого дома N _.
По результатам обследования составлено заключение (л.д. _).
Из заключения следует, что кровля дома шиферная 4-х скатная по деревянной стропильной системе, утеплителю из керамзитового гравия по железобетонным плитам покрытия. На площади _% подверглась текущему ремонту. На площади кровельного покрытия множество трещин, отслоений, заплат из кровельного металла, по примыканиям к парапетам и к вентиляционным каналам не обеспечивается герметичность, нарушены фартуки, высокий уровень повреждения металлических фартуков ржавчиной. В местах общего пользования, лестничные клетки, наблюдаются интенсивные протечки, ведущие к подтоплению этажных электрических щитов. На фасадах здания присутствуют многочисленные следы подтеков дождевых и талых вод. Ливнесток неорганизованный наружный. Кровля здания была выполнена в 1958 году и сведений о капитальном ремонте кровли нет.
Инженерные сети отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализования сточных вод, энергоснабжение выполнены на момент ввода здания в эксплуатацию, сведения о капитальном ремонте в течение срока эксплуатации, отсутствуют, сети поддерживались в рабочем состоянии текущими и неотложно-аварийными ремонтами сетей. В настоящее время сети находятся в неудовлетворительном состоянии, протечки и свищи на стенах появляются практически ежемесячно, повсеместное разрушение теплоизоляции и антикоррозионной защиты труб, что требует больших затрат на содержание сетей.
Фактическое состояние систем холодного горячего водоснабжения оценивается как неудовлетворительное. Наблюдается неисправность смесителей и запорной арматуры; следы ремонта трубопроводов и магистралей (хомуты, заплаты, замена отдельных участков); неудовлетворительная работа полотенцесушителей; значительная коррозия трубопроводов, что свидетельствует об общем износе сетей ХГВС более _%, что требует полной замены систем, установки приборов учета.
Фактическое состояние системы канализования оценивается как неудовлетворительное. Наблюдаются массовые течи в местах присоединения приборов; повреждение чугунных трубопроводов, неудовлетворительное выполнение работ по замене чугунных труб на полимерные, укладка с контруклонами, отсутствие упоров в углах поворота трасс, что свидетельствует об общем износе сетей канализации более _%, что требует замены чугунных водопроводных труб на магистралях, исправление прокладки трубопроводов из пластиковых труб, устранение течей, устройство опор и упоров согласно нормативных требований.
Фактическое состояние системы отопления оценивается как неудовлетворительное. Капитальный ремонт системы отопления произведен в _ году. Необходимо произвести замену теплового узла с установкой автоматизированной системы учета тепла.
Фактическое состояние системы электроснабжения оценивается как неудовлетворительное. Наблюдаются неисправность системы проводки, щитков, приборов, ВРУ; отсутствие части приборов, в том числе и приборов учета; оголение проводов, следы больших ремонтов (провесы проводов, повреждения шкафов, щитков, ВРУ), что свидетельствует об общем износе системы более _% и требует замены отдельных участков сетей, приборов, ВРУ, замена проводки, восстановления освещения мест общего пользования и технических помещений.
На основании изложенного в заключении сделан следующий вывод: для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества, предотвращения угрозы жизни необходимо произвести полную замену шиферной кровли с заменой свесов и примыканий к стенам и стойкам антенн, восстановление вентиляционных каналов, системы водоотведения дождевых и талых вод, произвести капитальный ремонт лежаков системы холодного и горячего водоснабжения, замену узла управления с установкой автоматизированной системы учета тепла и канализования сточных вод, выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований.
Согласно справе от 30.03.2012 подготовленной помощником прокурора ЦАО г. Омска по итогам совместного обследования со специалистом госжилстройнадзора указанного многоквартирного дома установлено повреждение поверхности цоколя; неудовлетворительное состояние входных крылец; козырьки над входами в подъезды находятся в технически неисправном состоянии; отмостка по периметру здания частично разрушена; отмечается неудовлетворительное техническое состояние шиферной кровли (сколы, трещины шиферных листов, смещение отдельных элементов); неудовлетворительное техническое состояние трубопроводов системы водоснабжения (ХВС, ГВС), канализации в подвале; на лестничных клетках не закрыты на запирающие устройства поэтажные электрощитки (л.д. _).
По сведениям Управления Росреестра по Омской области, ГП Омской области "Омский ЦТИЗ" впервые жилые помещения в указанном доме были переданы в собственность граждан в _ году (л.д. _).
На указанный период продолжительность эксплуатации дома составляла _ года.
Спорный жилой дом построен в _ году, был передан в муниципальную собственность в _ году, то есть через _ года после ввода в эксплуатацию.
Из системного толкования вышеизложенных норм права, обстоятельств дела следует, что обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого дома возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник. За гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была. Обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007. На что правомерно указано в решении суда.
Оценив изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что уже в момент передачи спорного жилого дома безвозмездно в муниципальную собственность г. Омска и приватизации первых квартир, он требовал капитального ремонта, в связи с чем, обязанность по его проведению должна быть возложена на Администрацию г. Омска.
Установленный судом срок исполнения обязанности до 01 сентября 2013 года отвечает требованиям разумности.
Определяя объем необходимого капитального ремонта, суд первой инстанции правомерно руководствовался ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".
В силу ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации железобетонных фундаментов составляет _ лет, при этом в ВСН имеется примечание о том, что указанный элемент здания не подлежит замене на протяжении всего периода использования здания по назначению; срок эксплуатации сборного железобетонного перекрытия - _ лет; срок эксплуатации лестниц за исключением деревянных - _ лет; деревянных стропил и обрешетки - _ лет; утепляющих слоев совмещенных бесчердачных крыш вентилируемых (невентилируемых) из керамзита или шлака - _ лет; покрытия крыши (кровля) из волнистого шифера - _ лет; оконных и балконных заполнений - _ лет (в зависимости от материала); шахт и коробов вентиляции - _ лет (в зависимости от материала); приставных вентиляционных вытяжных каналов (в зависимости от материала) _ лет; штукатурки внутренней отделки - _ лет; трубопроводов канализации (в зависимости от материала) - _ лет; радиаторов чугунных при закрытых схемах отопления - _ лет; водопроводного ввода из труб чугунных - _ лет.
Таким образом, на момент приватизации первой квартиры (1992 год) в спорном жилом доме срок эксплуатации фундамента, железобетонных перекрытий, лестниц, стропил и обрешетки, утепляющих слоев бесчердачных крыш (из керамзита), оконных и балконных заполнений, шахт и коробов вентиляции, штукатурки внутренней отделки, трубопроводов канализации, радиаторов чугунных при закрытых схемах, водопроводного ввода из труб чугунных не истек, поскольку составлял _ года.
В данной связи отсутствуют правовые основания для возложения обязанности по проведению капитального ремонта фундамента, железобетонных перекрытий, лестниц, стропил и обрешетки, утепляющих слоев бесчердачных крыш (из керамзита), оконных и балконных заполнений, шахт и коробов вентиляции, штукатурки внутренней отделки, трубопроводов канализации, радиаторов чугунных при закрытых схемах, водопроводного ввода из труб чугунных, на бывшего наймодателя в лице Администрации г. Омска.
Доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Обязанность по установке приборов учета на Администрацию г. Омска также возложена быть не может, поскольку в силу ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 23.11.2009 N 261-ФЗ такая обязанность возложена на собственников жилых помещений с 2009 года.
Обязанность по капитальному ремонту остальных элементов многоквартирного дома, поскольку срок их эксплуатации на момент приватизации первой квартиры истек, а капитальный ремонт многоквартирного дома не проводился, лежит на Администрации г. Омска.
Как правомерно указано в решении суда первой инстанции, по смыслу норм ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт многоквартирного дома предполагает определенную этапность и последовательность мероприятий. Разработка проектно-сметной документации является составной частью капитального ремонта, предусматривает проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией (п. 5.8 ВСН 58-88 (р)).
В данной связи указание в резолютивной части решения суда о возложении на Администрацию г. Омска обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома, предполагает под собой последовательность мероприятий по проведению капитального ремонта, в том числе разработку проектно-сметной документации.
При таком положении доводы апелляционной жалобы в данной части отмену решения суда повлечь не могут и подлежат отклонению.
Согласно Уставу города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, утверждение бюджета г. Омска, внесение изменений и дополнений в него, утверждение отчета об исполнении бюджета относится к исключительной компетенции Омского городского Совета (ст. ст. 12, 44).
Администрация города Омска в свою очередь в соответствии с действующим законодательством формирует бюджет города Омска и исполняет его (ст. 44).
- Законом Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утверждены основные характеристики бюджета города Омска на 2012 год: общий объем доходов областного бюджета в сумме _ руб.; общий объем расходов областного бюджета в сумме _ руб.;
- Утверждены основные характеристики областного бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов: общий объем доходов областного бюджета на 2013 год в сумме _ руб. и на 2014 год в сумме _ руб.; общий объем расходов областного бюджета на 2013 год в сумме _ руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме _ руб., и на 2014 год в сумме _ руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме _ руб.;
- Приложение N 7 указанного Закона содержит Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
На 2012 год предусмотрены расходы на исполнение судебных актов на 2012 год, расходы на исполнение судебных актов на плановый период 2013 и 2014 годов не предусмотрены.
Статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу вышеизложенного п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Оценка того, в каком объеме утверждается бюджет муниципального образования, на какой период, является прерогативой органов местного самоуправления, суды, в данном случае, не вправе вмешиваться в деятельность таких органов.
Кроме того, из вышеуказанного следует, что в бюджете заложены денежные средства на исполнение решений судов в 2012 году, в связи с чем, нарушений прав истца судебная коллегия не усматривает.
При таком положении у суда первой инстанции не было правовых оснований для возложения на Администрацию г. Омска обязанности включить в бюджет г. Омска на 2013 год затраты на капитальный ремонт дома N _, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определил:

Решение Центрального районного суда города Омска от 09 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)