Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1660/2013Г.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N 33-1660/2013г.


Судья Эминов П.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Коченковой Л.Д.
судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Б. и апелляционное представление прокурора на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 года по делу по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Б. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения прокурора Имкеновой Д.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия К., судебная коллегия

установила:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Б. обратился в суд с иском к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Яшалтинское РМО) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены факты непредоставления мер социальной поддержки медицинским работникам Бюджетного учреждения "Яшалтинская центральная районная больница". В результате бездействия ответчика за период с 01 июля 2010 г. по 20 февраля 2013 г. Б. самостоятельно оплатила коммунальные услуги за потребление газа и электроэнергии в размере ХХХ руб. Просил взыскать с ответчика в пользу истца указанную сумму.
В судебном заседании прокурор Балашов А.А. поддержал заявленные требования.
Истец Б., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск прокурора в ее интересах поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Яшалтинского РМО М. иск не признала ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2012 г. исковое заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Б. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворено частично. С Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Б. взыскана денежная компенсация за коммунальные услуги (отопление и освещение) за период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2011 г. в сумме ХХХ руб. ХХ коп. В остальной части иска отказано.
Определением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 31 июля 2013 г. в резолютивную часть указанного решения внесено исправление в части наименования ответчика "администрация Яшалтинского РМО" вместо "Яшалтинское РМО".
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. При этом указала, что законодатель наделил полномочиями по принятию нормативных актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 г. мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, органы местного самоуправления, которые обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение их прежнего уровня социальной защиты. Между тем, ответчик не принял необходимые меры, что привело к нарушению ее права, в связи с чем понесенные ею расходы в 2011 - 2013 г.г. подлежат возмещению в полном объеме с последующим ежемесячным возмещением затрат на оплату коммунальных услуг.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, Балашов А.А. просил отменить решение суда в части отказа в иске и вынести новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных до 1 января 2005 г., работающим и проживающим в сельской местности медицинскими работниками.
В возражении на апелляционную жалобу глава администрации Яшалтинского РМО РК Р. указывает, что при отсутствии нормативного акта Республики Калмыкия ответчик не вправе предоставлять гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам. Кроме того, согласно передаточному акту от 28 февраля 2013 г. ответчик передал Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия из своей муниципальной собственности в государственную собственность Республики Калмыкия МБЛПУ "Яшалтинская ЦРБ". Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Имкеновой Д.А. и возражения представителя ответчика К., обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в иске.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ, частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации ...", статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР. При этом исходил из того, что Б., как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, имела право до 1 января 2012 года на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением. Затраты, понесенные ею на оплату коммунальных услуг за период с 1 июля 2010 по 31 декабря 2011 г.г. подлежат возмещению с ответчика. Установление дополнительных льгот и мер социальной поддержки данной категории работников с 01 января 2012 г. предоставлено субъектам Российской Федерации и является их правом. В Республике Калмыкия органами государственной власти нормативный акт, устанавливающий социальные гарантии данной категории граждан, не принят. Следовательно, иск в части взыскания затрат, понесенных истцом на оплату коммунальных услуг после 01 января 2012 г., удовлетворению не подлежит.
С выводом суда в части удовлетворения требований прокурора следует согласиться, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям материального закона. Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, при отказе истцу в иске о взыскании затрат на оплату коммунальных услуг за период после 01 января 2012 г. судом неправильно применены нормы материального права.
Медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1 (далее - Основы об охране здоровья граждан), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей до 1 января 2005 г. имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2005 г. согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ жилищно-коммунальные льготы, ранее предоставлявшиеся медицинским работникам, отменены без равноценной компенсации.
Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности медицинских работников определен в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 6 ст. 63).
Федеральный законодатель в части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрел право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований.
Между тем, из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ следует, что при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, органы местного самоуправления обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральным законами и иными правовыми актами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 года.
Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в муниципальных организациях здравоохранения.
Отказывая в иске о предоставлении гарантированных государством льгот по оплате расходов за жилье с отоплением и освещением после 1 января 2012 г., суд фактически лишил Б. права на реализацию социальной гарантии, что противоречит вышеприведенным нормам права.
Как установлено судом, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Яшалтинская центральная районная больница" до 20 февраля 2013 г. являлось муниципальной собственностью Яшалтинского РМО и являлось муниципальным учреждением здравоохранения и финансировалось за счет местного бюджета. Истец работает медицинской сестрой хирургического отделения Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Яшалтинская центральная районная больница" с 1992 года и по настоящее время, проживает в с.Яшалта.
Из карточки абонента Яшалтинского участка ОАО "Калмэнергосбыт" и акта сверки филиала "Городовиковскрайгаз" ОАО "Калмгаз" истцу за период с 1 января 2012 по 20 февраля 2013 г.г. платежи начислялись в полном объеме без учета каких-либо льгот, задолженности по внесению коммунальных платежей у него не имеется. Коммунальные услуги (отопление и освещение) оплачены им за счет собственных средств в размере ХХХ руб.
Учитывая вышеизложенное, решение суда об отказе в иске прокурора в части взыскания с ответчика в пользу Б. расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Что касается указания в жалобе истца о последующем ежемесячном возмещении ему расходов на оплату коммунальных услуг, которое, по сути, является новым требованием, не являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в силу ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не принимается и не рассматривается.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 г. в части отказа в иске прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Б. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 года отменить.
Иск прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Б. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 года удовлетворить.
Взыскать с администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Б. расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 года в сумме ХХХ (ХХХ) руб. ХХ коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Б. и апелляционное представление прокурора удовлетворить.

Председательствующий
Л.Д.КОЧЕНКОВА

Судьи
А.В.АНДРЕЕВА
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА

Копия верна
Судья
Верховного суда РК
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)