Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N А40-120764/12-153-1233

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А40-120764/12-153-1233


Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от товарищества собственников жилья "На прудах-1" Шумилова Е.Л., протокол от 16.08.2010 N 1/2010, Костин И.А., доверенность от 11.01.2013 N 14,
от Правительства Москвы Пашкова М.Э., доверенность от 24.05.2012 N 4-14-428/2,
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы не явился, уведомлен,
от Департамента экономической политики и развития города Москвы Пашкова М.Э., доверенность от 23.04.2012 N 07-юр,
от Государственной жилищной инспекции города Москвы не явился, уведомлен,
от Министерства регионального развития Российской Федерации не явился, уведомлен,
от Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы не явился, уведомлен,
рассмотрев 06 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На прудах-1"
на решение от 25 декабря 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьями Кастальской М.Н., Дранко Л.А., Кузиным М.М.,
по делу N А40-120764/12-153-1233
по заявлению товарищества собственников жилья "На прудах-1" (ОГРН.1037700059407)
к Правительству Москвы
об оспаривании нормативного правового акта
третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Государственная жилищная инспекция города Москвы, Министерство регионального развития Российской Федерации, Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы.

установил:

Товарищество собственников жилья "На прудах-1" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействующими пункт 4 Примечаний к Приложению N 7, пункт 4 Примечаний к Приложению N 8, пункт 11 Примечаний к Приложению N 7, пункт 11 Примечаний к Приложению N 8 к постановлению Правительства Москвы от 29.11.2011 года N 571-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год" (далее - Постановления Правительства).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2012 в удовлетворении заявления товариществу было отказано.
Товариществом обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судом норм права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители товарищества доводы кассационной жалобы поддержали.
Представители Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Государственная жилищная инспекция города Москвы, Министерство регионального развития Российской Федерации, Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы уведомлены о рассмотрении кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд не направил. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Предметом проверки суда была законность пунктов Примечаний к Приложениям N 7, 8 Постановления Правительства в соответствии с которыми плата за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также оплату коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды; пунктов 11 Примечаний к Приложению N 7, 8 Постановления правительства, предусматривающих, что плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с граждан - собственников жилых помещений в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также с собственников жилых помещений - юридических лиц взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (фактическая стоимость). Одновременно собственниками помещений многоквартирного дома принимается решение о включении в плату за содержание и ремонт помещений расходов на оплату коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, или не о внесении этой платы отдельно. При этом размер платы за названные услуги рассчитывается организацией, осуществляющей по договору с собственниками жилых помещений функции управления многоквартирным домом (управляющей организацией), независимо от ее ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы и вида собственности.
Рассмотрение дела судом проведено по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверяя законность вышеуказанных норм Постановления Правительства Москвы по заявлению товарищества, отказывая ему в их удовлетворении суд правильно исходил из следующего.
Право Правительства Москвы по принятию оспариваемого постановления следует из статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", из которых следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
Данное право следует также из положений Жилищного кодекса РФ, Закона города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", а также Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", из которых следует, что установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг утверждаются Правительством Москвы.
Суд, не соглашаясь с доводами товарищества, указал, что оспариваемое постановление Правительства Москвы не содержит норм, возлагающих дополнительной обязанности по внесению платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах и жилых помещений с граждан - собственников жилых помещений, определяющих по иному структуру, порядок внесения платы, а потому федеральному законодательству не противоречит.
Данный вывод основан на применении статьи 210 Гражданского кодекса РФ, статей 30, 39, 155, 156, 157, 158 Жилищного кодекса РФ.
Так, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичные нормы содержатся в статьях 30, 39 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 155 члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы ТСЖ, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества; плату за коммунальные услуги.
При этом согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления ТСЖ в соответствии с уставом ТСЖ, что следует из статьи 156 жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Правильно применив вышеуказанные нормы, установив, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих определились ли собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах на их общем собрании с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что данное ТСЖ избрано собственниками вышеуказанных жилых домов в установленном порядке в качестве управляющей компании (договор управления многоквартирными домами или решение общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о том, что ТСЖ избрано в установленном порядке в качестве управляющей компании), суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого нормативного акта требованиям законодательства и ненарушении прав товарищества данным актом.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть основанием к отмене судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2012 года по делу N А40-120764/12-153-1233 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА

судья
М.Р.АГАПОВ

судья
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)