Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А32-21687/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А32-21687/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОАЗИС" (г. Краснодар, ИНН 2310134336, ОГРН 1082310017976) - Неглядова Д.В. (директор) и Макарова В.А. (доверенность от 19.05.2013), от ответчика - открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" (г. Краснодар, ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Литвиненко Т.А. (доверенность от 24.08.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу N А32-21687/2012, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "ОАЗИС" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ОАО "Независимая энергосбытовая компания" филиал "Краснодарэнергосбыт" (далее - компания, ответчик) об обязании произвести перерасчет за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 22.10.2010 N 7980 по объектам энергопотребления - многоквартирным домам, расположенным по следующим адресам в г. Краснодаре: ул. Агрохимическая, 103; ул. Агрохимическая,113; ул. Агрохимическая, 115; 2-й пер. Шаляпина, 3; ул. Суздальская, 6; пер. Алмазный, 5; ул. Есенина,113/ ул. Гомельская, 10; пер. Алмазный, 3; ул. Центральная,16 с учетом понижающего коэффициента 0,7, начиная с 26.06.2012 (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (с учетом исправительного определения от 15.05.2013) решение от 22.10.2012 отменено, исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ответчик необоснованно не применил при расчете стоимости электроэнергии тариф с понижающим коэффициентом 0,7, подлежащий применению для граждан, проживающих в домах, оборудованных электроплитами.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы ответчик указывает, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права. Вывод суда о том, что компания знала о фактическом оборудовании домов электроплитами, является необоснованным и материалами дела не подтвержден. Ссылка суда на Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 25.04.1977 N 63 являются неправомерными. Отсутствие газоснабжения жилых помещений, а также самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает оснований для применения понижающего коэффициента 0,7.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22 декабря 2010 года компания (гарантирующий поставщик) и общество (потребитель) заключили договор энергоснабжения N 7980 (далее - договор). В соответствии с пунктом 1.1 договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии (мощности) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности, в необходимом объеме, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителя, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
Согласно пункту 3.1 договора количество принятой потребителем электроэнергии (мощности) за расчетный период определяется по показаниям расчетных приборов учета, предоставленных гарантирующему поставщику потребителем в срок, установленный договором. При использовании в схеме учета измерительных трансформаторов количество отпущенной потребителю электроэнергии определяется с учетом расчетного коэффициента.
В силу пункта 4.2 договора расчеты за электроэнергию (мощность) производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены согласно действующим на момент оплаты федеральных законом, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
18 мая 2011 года и 5 октября 2011 года гарантирующий поставщик и потребитель заключили дополнительные соглашения к договору, в соответствии с которыми утвержден перечень точек поставки, а также расчет потерь к нему.
Гарантирующий поставщик выставлял счета за поставленную электроэнергию по тарифу 3,06 рубля/кВт.
26 июня 2012 года общество обратилось к компании с письмом, в котором, ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", указало на необходимость применения понижающего коэффициента 0,7.
В ответе от 19.07.2012 N 38.6НЭ-09/1451/3866 компанией обществу сообщено, что тариф для домов, оборудованных стационарными электроплитами может быть применен, если при сдаче жилого дома в эксплуатацию проектно-сметной документацией предусмотрена установка электрических плит, проект соответствующим образом согласован с ресурсоснабжающей организацией, есть заключение и акт допуска в эксплуатацию от Ростехнадзора, а также отсутствует возможность газификации. Документы, подтверждающие возможность и правомерность применения тарифа для "Населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами" для домов, находящихся в управлении компании, не представлены.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием об обязании произвести расчет тарифа, выставляемого гарантирующим поставщиком на оплату проданной электроэнергии, с учетом понижающего коэффициента 0,7.
Судом установлено, что общество в качестве доказательств, подтверждающих необходимость обязания ответчика производить расчеты с истцом за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения по объектам энергопотребления - многоквартирным домам, расположенным по адресам в г. Краснодаре: ул. Агрохимическая, 103, ул. Агрохимическая, 113, ул. Агрохимическая, 115, 2-й пер. Шаляпина, 3, ул. Суздальская, 6, пер. Алмазный, 5, ул. Есенина, 113/ул. Гомельская, 10, пер. Алмазный, 3, ул. Центральная, 16, с учетом понижающего коэффициента 0,7 - представило технические паспорта на эти жилые дома, рабочие проекты на внутреннее электроснабжение на жилые дома, акты обследования домов: от 15.05.2012 N 1 - ул. Агрохимическая, 113; от 15.05.2012 N 2 - ул. Агрохимическая, 103; от 16.05.2012 N 3 пер. Алмазный, 3; от 16.05.2012 N 4 - пер. Алмазный, 5; от 19.05.2012 N 5 ул. Суздальская, 6; от 19.05.2012 N 6-2-й пер. Шаляпина, 3; от 22.05.2012 N 7 - ул. Центральная, 16; от 23.05.2012 N 8 - ул. Есенина, 113/ ул. Гомельская, 10; от 19.05.2012 N 9 - ул. Агрохимическая, 115, составленные обществом. В материалы дела представлены обществом также справки Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Краснодарскому краю Краснодарское отделение ПУ N 7 от 10.10.2012, в которых указано, что в жилых домах, расположенных по адресу: ул. Суздальская, 6; г. Краснодар, 2 пер. им. Шаляпина, 3; г. Краснодар, ул. Агрохимическая, 115; г. Краснодар, ул. Есенина, 113/ ул. Гомельская, 10, установлены электроплиты, ранее не указанные в технических паспортах, и справка Краснодарского отделения ПУ N 1 от 21.01.2013 о том, что в жилом доме по адресу: г. Краснодар, ул. Центральная,16 установлены электроплиты, ранее не указанные в технических паспортах. Из указанных документов следует, что в спорных домах предусмотрены электрические плиты.
Ответчиком не представлены доказательства, что изначально при застройке планировалось газоснабжение, что также следует из технических паспортов и рабочих проектов на объекты, актов осмотра.
В силу пункта 2 постановления Правительства N 1444 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, при расчетах за электроэнергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы тарифов Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, ко второй группе потребителей "население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, в том числе, потребительские жилищно-строительные кооперативы, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования. Приводится ссылка на постановление Правительства N 1444 в части применения понижающего коэффициента при установлении тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
Согласно пунктам 1.3.2 и 1.3.3 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Приказ) до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. Перед приемкой в эксплуатацию электроустановок должны быть проведены в период строительства и монтажа энергообъекта - промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе скрытых работ, приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановок, комплексное опробование оборудования.
В соответствии с пунктами 1.3.10 и 1.3.11 указанного Приказа перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты потребителем (заказчиком) в установленном порядке. Подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между потребителем и энергоснабжающей организацией.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства.
Проектная документация представляет собой документацию, определяющую, в том числе, инженерно-технические решения для обеспечения строительства (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации для проектирования застройщик (заказчик) обязан представить проектировщику, в том числе технические условия в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического Обеспечения, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями.
Согласно пункту 7.5 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 24.11.1992 N 127, электрокотлы и другие электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования, к сетям энергосистем подключать запрещается.
Функционирование спорных жилых домов невозможно обеспечить без подключения их к сетям инженерно-технического обеспечения. Между тем, общество указало, что все спорные дома подключены к электропитанию, спорные точки поставки включены в договор энергоснабжения с компанией.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При таких обстоятельствах, исследовав сложившиеся между сторонами правоотношения, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при оплате за электрическую энергию подлежит применение тариф, установленный для расчета с гражданами, проживающими в домах, оборудованных электроплитами, то есть с применением понижающего коэффициента 0,7.
В материалах дела имеются пояснения ОАО "Краснодаргоргаз" N 24-11/127, согласно которым в спорных домах установка газовых приготовительных плит проектами не предусматривалась, поквартирная разводка внутридомовых газовых сетей не производилась.
Изложенными выше нормативными актами закреплено, что при отсутствии разрешительной документации, запрещается подключение электроэнергии к объектам. Однако не предусмотрено, что при поставке электроэнергии фактически в отсутствие разрешения, подлежат применению тарифы не в соответствии с фактически установленным оборудованием.
Таким образом, при наличии доказанности факта оборудования спорных домов электроплитами и при отсутствии доказательств несоблюдения установленного порядка их установки в указанных домах (при наличии факта электроснабжения), подлежат применению правила о понижающем коэффициенте, установленные постановлением Правительства N 1444 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Довод ответчика о том, что судом неверно применены правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 25.04.1977 N 63, которые признаны недействующими с 01.01.2000, подлежит отклонению, так как ссылки на эти правила не привели к принятию незаконного решения и не являются основанием для отмены судебного акта.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции определены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию и оценке фактических обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющиеся основаниями для отмены или изменения судебного акта, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (с учетом исправительного определения от 15.05.2013) по делу N А32-21687/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
Л.И.САВЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)